Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Главные медиасобытия Татарстана 2017 года: Telegram-революция, СМИ-иноагенты, рекорды Татар-информа и новые лица в пресс-службах и редакциях

Главные медиасобытия Татарстана 2017 года: Telegram-революция, СМИ-иноагенты, рекорды Татар-информа и новые лица в пресс-службах и редакциях
Прошедший год выдался насыщенным на события в медиасфере Татарстана — подробнее о них в материале ИА «Татар-информ».

Татарстанские криптоканалы 

Главный медиатренд 2017 года — анонимные политические Telegram-каналы — не обошли стороной и Татарстан. Одним из первых подобных проектов в республике стал канал «Неудаща», на данный момент являющийся и самым крупным в регионе — его аудитория насчитывает 17,4 тыс. подписчиков. Именно «Неудаща» стала называть себя «криптоканалом» (греч. kryptos — тайный). Впоследствии название закрепилось за всеми каналами Татарстана, авторы которых остаются инкогнито.

Наиболее известными можно считать каналы «Неудаща», «Аппаратная» и «Шалтай-Бабай». Именно их в прошлом году массово пытались разоблачить более молодые соседи, федеральные каналы или просто сторонние наблюдатели. Так, выдвигались теории о том, что за «Аппаратной» могут стоять республиканские чиновники, «Неудащей» — федеральные силы, «Шалтай-Бабаем» — казанская мэрия. ИА «Татар-информ» удалось связаться с предполагаемыми альтер-эго криптоканалов, однако все они от обвинений старательно открестились. 

Прогреметь на всю страну любителям «запасаться чак-чаком и следить за ситуацией» не удалось. Подводя итоги года, один из самых популярных российских Telegram-каналов «Незыгарь» (94 тыс. подписчиков) составил региональный топ каналов, куда не вошел Татарстан.

 

«Телеграм Татарстана еще незрел, юн, но мы ставим на то, что 2018-й год станет прорывным для Татарстана и появится несколько каналов (а может ими станут те, что сейчас существуют), которые будут задавать повестку не только по Республике, но и распространять ее за пределы региона», — отреагировал на рейтинг криптоканал «Еду в Татарстан». (Пунктуация и орфография автора сохранена). 

Кто в Татарстане СМИ-иноагент? 

Федеральный закон, содержащий нормы о СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, приняли 25 ноября 2017 года. Мера стала зеркальной реакцией на требование Минюста США к RT America — американскому филиалу российской телекомпании — зарегистрироваться в качестве иноагента в Соединенных Штатах. 

С 5 декабря этого года Минюст России признало девять СМИ выполняющими функции иностранных агентов. В их число вошли два проекта «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС), работающие в Татарстане: «Idel. Реалии» и татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi).

 

Проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы в размере до 5 млн рублей за нарушение закона о СМИ-иноагентах. 

Главы новоявленных СМИ-иноагентов в Татарстане не спешили делиться своим мнением с ИА «Татар-информ». Так, руководитель интернет-проекта «Idel. Реалии» Андрей Григорьев отказался как-либо разъяснять ситуацию вокруг своего СМИ и отправил нас за комментариями к своим шефам — в головной офис в Праге. «Рекомендую обратиться сразу туда», — ответил он на сообщение корреспондента агентства. 

В радио «Азатлык» пояснили, что еще не ясно, как изменения повлияют на их повседневную работу. Руководство бюро будет следить за информацией и знакомиться с разъяснениями Министерства юстиции РФ, пояснил глава редакции Рим Гильфанов. 

За ТНВ закрепили заветную 21-ю кнопку в кабеле

 

В соответствии с изменениями в законах о СМИ и о связи в каждом регионе России 21-я кнопка закрепляется за региональным каналом, имеющим в своей эфирной сетке не менее 75 процентов национальной продукции СМИ, и вещанием, охватывающим не менее половины населения региона. 

От Татарстана на конкурс заявились ТНВ и «Первый городской». В феврале комиссия Роскомнадзора приняла решение о передаче 21-го канала во всех кабельных сетях ТНВ. 

«Комиссия отметила высокий творческий уровень и качество программ. Члены комиссии сказали, что „мы очень хорошо знаем канал ТНВ и внимательно следим за его успешной деятельностью“. Это уже решение, все кабельные операторы в регионе должны нас поставить на 21-ю кнопку», — рассказал тогда директор телеканала Ильшат Аминов ИА «Татар-информ». 

«Для нашего канала это очень важно, подтвержден высокий статус канала ТНВ, его значение для региона, для республики, и это дает нам дальнейшие стимулы для большого творческого развития. Надо соответствовать этому высокому статусу канала, который будет вещать на 21-й позиции во всех кабельных сетях», — подчеркнул глава ТНВ. 

11 региональных партнеров «Татарстан 24»

В июле гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин прокомментировал ИА «Татар-информ» назначение Татьяны Абушахмановой на должность генерального директора телекомпании «Татарстан 24».

«Нас удовлетворяет то, как развивается телекомпания "Татарстан 24". На сегодняшний день наши региональные партнеры, наши станции представлены в Нижнекамске, в Челнах, в Альметьевске, в Буинске. 11 станций у нас сегодня являются сетевыми партнерами "Татарстан 24", мы охватываем всю республику. Кроме того, поставщиками контента для "Татарстан 24" являются телекомпании, которые входят в "Татмедиа". Новости "Татарстан 24" состоят из новостей районов плюс новости того, что происходит в столице и республике. Никогда ни один республиканский телеканал не давал такой широкой палитры и, вероятно, не будет. Задача "Татарстан 24" состояла в том, чтобы дать палитру новостей, чтобы люди понимали, что происходит в каждом уголке нашей республики. Работаем над качеством сюжетов, над приемом, условиями возможности приема в районах, городах», – отметил Андрей Кузьмин, комментируя первые итоги развития телекомпании после смены руководства.

Отвечая на вопрос о переходе на сетку «Татарстан 24» районных партнеров, глава АО «Татмедиа» сообщил: «Все наши партнеры перешли, везде идет "Татарстан 24", по всей республике. Самое главное, что у нас в районах в сетку идут как русские, так и татарские программы. Ни одна программа не сократилась, все программы вещают как прежде. Перед Сергеем Лобовым были поставлены определенные организационные задачи, он их выполнил и по собственному желанию покинул этот пост (гендиректора "Татарстан 24" – прим. Т-и). И на сегодняшний день перед новым директором мы ставим задачи, которые будут связаны в основном с монетизацией канала. Это поиск, подбор клиентов, подбор проектов, коммерческих проектов. Наша задача – очень серьезно усилить составляющую канала: найти рекламодателей, убедить их в том, что у нас очень интересный, хороший, смотрибельный канал, и получить определенную монетизацию из тех процессов, которые мы уже провели». 

Возвращение Рината Билалова в журналистику

 

В конце ноября стало известно, что Ринат Билалов покинул должность пресс-секретаря «Татспиртпрома» чтобы возглавить не известный на тот момент проект. Интрига сохранялась целую неделю — как оказалось, именитый журналист возвращается в родной для себя «БИЗНЕС Online», где он когда-то был шеф-редактором. 

Как стало известно, Билалов возглавил проект "БИЗНЕС Online. Закамье" в качестве генерального директора. 

«Планируется, что будем активно освещать жизнь Закамского региона. Будет таргетирование на эти территории: Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и т.д. Читатель в Закамье будет видеть локализованную версию БО», — рассказал бывший шеф-редактор газет корреспонденту ИА «Татар-информ». 

Сейчас проект находится в организационной стадии, основу его коллектива составят сотрудники челнинского представительства газеты. 

«Еще в то время, когда я работал в „БИЗНЕС Online“, был создан корпункт газеты, он постепенно развивался. Сейчас на его базе мы строим уже самостоятельный проект. Мне такое предложение сделали, я подумал и согласился. Тем более что этот регион мне хорошо знаком, я начинал здесь свою работу в качестве журналиста», — сообщил Ринат Билалов. 

В 2015 году Рината Билалова назначили заместителем по информационной политике АО «Татспиртпром». 

«Моя работа в АО „Татспиртпром“ была завершена. Процесс длился 2,5 года, выстраивалась работа со СМИ, была налажена работа сайта, аккаунтов в соцсетях, решались другие задачи. Все они были выполнены, появилось желание вернуться в журналистику. Поскольку я, в общем-то, большую часть жизни именно этим занимаюсь», — подчеркнул Билалов. 

Мэрия Челнов обрела долгожданного пресс-секретаря

В мае 2016 года в Набережных Челнах был упразднен отдел по связям с общественностью исполкома и создано управление по информационной политике и связям с общественностью. Долгое время исполкому не удавалось найти главу новой структуры. Только через год в мэрии нашли человека под эту ответственную задачу. На должность назначили директора Центра медиакоммуникаций Набережночелнинского института КФУ Римму Мухаметзянову. 

«До официального назначения я несколько раз встречалась с мэром города Наилем Магдеевым и мы обсуждали наш город с позиции медиа и социальных сетей. Я представила ему свое видение, рассказала о тенденциях в массмедиа и своем опыте работы. Как я понимаю, мой подход оказался ему интересен, поэтому он предложил мне возглавить управление информационной политики», — рассказала Мухаметзянова ИА «Татар-информ». 

В первую очередь она начала выстраивать коммуникацию в социальных сетях. Так, в «ВК» была реанимирована группа «Администрация города Набережные Челны». На этой площадке челнинцы могут озвучить свои тревоги и заботы, связанные с городом. По сути, эта группа — своеобразный дублер «Народного контроля», где на запросы жителей предоставляются ответы руководителей/специалистов структурных подразделений исполкома. На конец декабря 2017 года количество подписчиков увеличилось до 3,5 тысячи, объяснила начальник управления. 

«Одна из моих задач (она, возможно, немножко идеалистическая) — сделать сайт города интересным не только официальным лицам, журналистам, администраторам пабликов, но и жителям. Важно рассказывать о том, что делают городские власти, доступным языком, показывать достоинства нашего города. Поэтому тексты для социальных сетей отличаются от тех, что представлены на официальном сайте города. Сейчас в нашей работе представлены новые форматы подачи информации: инфографика, слайдеры с показом «до» и «после», — продолжила Мухаметзянова. 

Из «БИЗНЕС Online»  в казанскую мэрию

Новый пресс-секретарь мэрии Казани Владимир Казанцев до своего назначения 9 лет проработал в газете «БИЗНЕС Online», куда он пришел практически с начала работы редакции. Там он возглавлял службу новостей, отдел расследований, писал о строительстве. 

«Девять лет — это в принципе хороший срок для того, чтобы, отработав в одной организации, попробовать примерить для себя новые высоты. Могу сказать, что городская тематика отчасти была мне знакома, потому что в газете я писал в том числе и о некоторых сферах городского хозяйства. Кроме того, мне было интересно попробовать свои силы в PR, а он в моем случае довольно многогранен. Я с интересом согласился», — рассказал он ИА «Татар-информ». 

В мэрии Казанцев пришел «не на развалины, а скорее, сел в кабину машиниста современного локомотива». Пресс-служба принимает критику, которая помогает им корректировать работу (если, конечно, критика конструктивная, добавил Владимир Казанцев). 

«Кстати, со стороны все-таки сложно представить, насколько городское хозяйство обширно и не видимо обычному горожанину. К примеру, я не знал, что „Водоканал“ отдает в Волгу больше воды, чем забирает, причем она по многим параметрам становится чище. ЖКХ, транспорт, дороги, благоустройство — всюду пласт интереснейших тем или сложнейших вопросов», — поделился он с ИА «Татар-информ». 

Интересно, что новый глава пресс-службы мэрии Казани учился в одном институте с Риммой Мухаметзяновой (НЧИ КФУ), только был на год младше. 

«Она (Римма Мухаметзянова — прим. Т-и) была лидером и в студенческие годы, постоянно придумывала какие-то проекты. Когда я стал пресс-секретарем в Казани, а она в Набережных Челнах, конечно, мы друг друга поздравили. Так забавно получилось. Мы учимся друг у друга, я смотрю, какие есть интересные ходы у челнинцев, она смотрит на решения казанской команды. Обмениваемся опытом. Это здорово», — рассказал Казанцев. 

Из политического пиара — в коммерческий

 

В декабре 2016 года Сергей Лобов покинул должность пресс-секретаря мэрии Казани, которому предложили возглавить медиаканал «Татарстан-24». На новой работе Лобов задержался лишь на 4 месяца. 

«Мне предложили возглавить телеканал "Татарстан-24", это было хорошее предложение. В связи с этим мы расстались на очень положительной ноте с Ильсуром Раисовичем (Метшиным — прим. Т-и), и я перешел на „Татарстан-24“. А что касается „Татарстан-24“, оставим без комментариев», — рассказал он ИА «Татар-информ».

В начале августа Сергей Лобов приступил к новым обязанностям — он возглавил пресс-службу Зеленодольского молочного комбината. 

«Это любопытный опыт коммерческого пиара в той же молочной отрасли. У меня было это в далекой юности, на заре карьеры, для меня это не совсем незнакомое дело. Просто сменить политический пиар на коммерческий — это для меня не то что сложно или непривычно, но интересно и довольно занимательно. Тем более вы видите, на рынке происходит передел с уходом „Просто молоко“ и появлением новых игроков, лично для меня это все очень любопытно», — поделился он с агентством. 

Рекорды ИА «Татар-информ»

«Татар-информ» за третий квартал 2017 года возглавил топ-20 самых цитируемых СМИ Татарстана компании «Медиалогия».

Основой для построения списка исследовательская компания взяла индекс цитируемости – интегральный показатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку.

Индекс цитируемости агентства составил 580 пунктов. Второе место рейтинга с отрывом в 31 пункт заняло интернет-издание Business-gazeta.ru. На третьем с отставанием в 456 пунктов расположился электронный ресурс Realnoevremya.ru.

Для составления рейтинга учитываются только республиканские СМИ. Специализированные издания в подсчете не входят. 

В апреле информационное агентство «Татар-информ» впервые за многолетнюю историю своего существования набрало 1 миллион уникальных посетителей за месяц. Об этом свидетельствовали данные LiveInternet. 

За год сайт ИА «Татар-информ» увеличил посещаемость в четыре раза.

В августе сайт ИА «Татар-информ» набрал уже более 2 млн уникальных посетителей. Всего на протяжении августа сайт ИА «Татар-информ» посетили 2 млн 94 тысячи 459 уникальных пользователей. Этот показатель является одним из лучших в истории агентства. За четыре месяца коллективу информагентства удалось вдвое увеличить посещаемость ресурса. 

Новый ресурс для бизнесменов от бывшего главного редактора «Реального времени»

В Татарстане запустят новый интернет-журнал для предпринимателей, у руля онлайн-издания «Проверенный бизнес» встал бывший редактор «Реального времени» Сергей Кощеев.

«Мы продолжаем сбор предложений от предпринимателей со всей республики. 9 января собираемся запустить основной сайт. Основные предложения — это снизить количество проверок и их тщательность. Сделать, например, как в Германии — проверять только при открытии предприятия», — рассказал Кощеев ИА «Татар-информ».

Идея создания такого ресурса витала в воздухе, продолжил Кощеев. Никогда нигде не было единой базы знаний для предпринимателя по поводу процедур прохождения проверок и самое главное — наиболее частых нарушений. Чаще всего предпринимателям приходилось разбираться во всем на сайтах надзорных органов, где не всегда вещи объясняют доступным языком.

«Вообще в команде 10 человек, но авторов так называемых, их будет пятеро. Нет задачи раздувать огромный коллектив — на самом деле это не нужно. Надо делать малыми силами полезный ресурс. Я подчеркиваю, что это не СМИ», — пояснил Кощеев.

Из «Реального времени» Сергей Кощеев ушел в ноябре 2016 года и до присоединения к «Проверенному бизнесу» занимался собственными проектами в сфере рекламы и пиара. «Это было дело личностного роста. В СМИ, во всем этом информационном рынке, глубокий кризис, я считаю. Кризис жанра, кризис формата», - поделился он с корреспондентом ИА «Татар-информ».

Татарстанский медиарынок главред «Проверенного бизнеса» сравнил с продуктовым магазином, где на всех прилавках лежат дырявые валенки, а где-то в дальнем углу — хлеб и молоко (в аналогии Кощеева это редкие интересные интервью и обзоры). 

Развитием KazanFirst займется Кирилл Шлыков

В конце марта 2017 года коллективу издания KazanFirst в качестве главного редактора представили Кирилла Шлыкова. С апреля 2014 года Шлыков руководил сетевым изданием «События» (sntat.ru), редакция которого в октябре 2016 года была интегрирована в структуру ИА «Татар-информ». 

«Нам удалось увеличить трафик KazanFirst в два раза. Мы сделали редизайн сайта, мы стали представлены еще больше в социальных сетях и подняли индекс цитируемости, поэтому в принципе этот год, я думаю, у KazanFirst заканчивается с положительными результатами и мы позитивно смотрим в 2018-й», — рассказал ИА «Татар-информ» главред издания. 

Костяк команды в издании остался тот, который был исторически сложен, — сейчас там работает примерно 80 процентов «старичков», продолжил Шлыков. 

«Просто нужно было в этот медиапроект вдохнуть новую жизнь. Это нормальное явление, когда проект развивается, меняется его команда, меняются его руководители. Так же можно сказать о „Татар-информ“ когда туда пришел работать Шамиль Садыков. Он привнес новую жизнь в информационное агентство республики, и так же оно сделало определенные шаги вперед в своем развитии. Ну и здесь точно такая же аналогичная ситуация, когда приходит новый руководитель, приходят новые люди, они пытаются как-то улучшить проект», — рассказал Шлыков. 

Новый редактор «Событий недели»

Новым главредом обзавелась и газета «События недели» — им стал Аяз Исмагилов, ранее возглавлявший издание «Московский комсомолец. Поволжье». 

«До того как стать главным редактором этого издания ("МК" — прим. Т-и), я работал в информационном агентстве „Татар-информ“ и вообще вся моя профессиональная деятельность была связана в основном с работой в государственных СМИ. А „Московский комсомолец“, как известно, — это федеральное СМИ, охватывающее десятки регионов России. Работа там — очень полезный опыт. Что касается успехов издания — пусть об этом судят читатели», — рассказал он. 

Несколько месяцев назад генеральный директор ИА «Татар-информ» Шамиль Садыков, с которым они достаточно давно знакомы, предложил Исмагилову вернуться в информационное агентство, но уже в качестве главного редактора газеты «События недели». 

«Сложностей по большому счету не было, если не считать каких-то чисто организационных моментов, которые неизбежно возникают при смене места работы. Тем более когда переходишь из государственного СМИ в частное и наоборот. Разный контент, разная редакционная политика, на адаптацию требуется время», — поделился Исмагилов. 

Газету «События недели» не надо рассматривать как самостоятельное издание. Это структурная часть ИА «Татар-информ», продолжил глава газеты. «Есть большая дружная команда агентства, которая работает в том числе и на информационное наполнение газеты. Хотя есть сотрудники, которые работали в газете „События недели“ до того, как редакция влилась в „Татар-информ“. Кроме того, сейчас в коллективе информагентства появились сотрудники, с которыми я работал раньше и которые пришли сюда по моей инициативе», — подытожил он. 

Обновленный состав редакций «Татмедиа»

В конце октября журналист, сценарист, культурный обозреватель ИА «Татар-информ» Айсылу Хафизова была назначена главным редактором русской версии журнала «Идель».

«Русская версия журнала “Идель” должна ориентироваться на продвижение татарской культуры в мире и ее интеграцию через русский язык – в сегодняшнем контексте это имеет большое значение, – рассказала Айсылу Хафизова корреспонденту “Татар-информ”. – Сколько у нас русскоязычных татарских писателей? Они считают себя татарами, и в том, что они пишут, отражается татарский мир. Шамиль Идиатуллин, Ильдар Абузяров, Айдар Сахибзадинов – эти писатели популяризируют татарскую культуру в мире. Через них русский мир познает татарский мир».

«Журнал “Идель” всегда открывал новые имена в литературе. Уверена, что так будет и в дальнейшем. Не теряя достигнутого, ничего не разрушая, хотелось бы стремиться к тому уровню, который был у журнала в годы его основания», – продолжила Айсылу Хафизова.

Журнал «Идель» издается в Казани с 1989 года на татарском и русском языках. Первый главный редактор – Римзиль Валиев. В разные годы редакцией журнала руководили Фаиз Зулькарнай, Рашат Низамиев, Набира Гиматдинова, Рифат Фаттахов, Рустам Галиуллин. В русской версии работали Ахат Мушинский, Галина Зайдуллина, Наиль Ишмухаметов.

Генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин 18 декабря представил коллективу журнала «Сююмбике» нового главного редактора Гульнару Сабирову.

«Любой период неопределенности когда-нибудь да заканчивается. После долгих раздумий, посоветовавшись, вместе с руководством "Татмедиа" пришли к общему решению назначить Гульнару Сабирову главным редактором», – сказал Андрей Кузьмин, заметив, что новый главред является известной личностью в медиапространстве. Перечисляя этапы ее профессионального пути, он напомнил, что Гульнара Сабирова начинала как журналист в газетах «Татарстан яшьлэре» и «Ватаным Татарстан», а во время работы в пресс-службе премьер-министра трудилась под его кураторством.

А новым главным редактором литературного журнала «Казан утлары» будет молодой писатель Рустам Галиуллин. Об этом ИА «Татар-информ» стало известно из собственных источников.

Сам Галиуллин, 16 декабря принимавший участие в посвященном итогам года общем собрании Союза писателей РТ, не подтвердил и не опроверг информацию о собственном назначении.

Тогда же прозаик занял первое место в номинации «Рассказ» литературного конкурса, учрежденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ.

Ранее Рустам Галиуллин занимал пост главного редактора молодежного журнала «Идель», затем являлся сотрудником Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук РТ. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев