Как оцениваете работу ведомства в 2017 году?
— Для каждой отрасли есть свои тяжелые стороны и успехи. Если сказать по работе нашей инспекции, то она заключается не только в вопросах регулирования алкогольного рынка, но и очень серьезного блока защита прав потребителей. Поэтому я думаю, что где-то мы хорошо сработали, а где-то есть вопросы, их мы озвучивали на итоговом совещании. И, естественно, если смотреть по основным показателям, то мы сработали удовлетворительно. Я думаю, и по контрольно-инспекционной деятельности, и по лицензированию, и вот последний год работали по декларированию с использованием данных ЕГАИС всех объектов торговли, поэтому есть выявленные правонарушения.
Что можете сказать о нарушениях на алкогольном рынке Татарстана в прошлом году?
— На алкогольном рынке выявлено почти 3,5 тыс. правонарушений. А если взять 2016 год, там чуть-чуть не дотягивало до 3 тыс. То есть, количество выявленных нарушений увеличилось на 26 процентов. Мы же в комплексе рассматриваем вопросы. Наверное, повлияли и изменения законодательства, которая претерпела наша отрасль. У нас июль был такой очень серьезный и внес лепту в пользу населения, для которого мы все работаем. Если взять наше направление, мы хотим, чтобы на алкогольный рынокв целом, и на прилавки попадала только качественная продукция.
Какой средний процент алкогольной продукции, которая забраковывается?
— С момента создания инспекции в разные годызабраковывалось разное количество продукции, в среднем от 2 до 7 процентов, даже тех производителей, которые давали свои гарантии. Если взять 2016 и 2017 год, то мы не допустили на прилавкиболее 1 млн литров алкогольной продукции, это о чем-то говорит. Производители пытаются отправить свои изделия на повторное арбитражное исследование, однако потом соглашаются с нами. Мы организовываем для них дегустацию и предлагаем им определить свою продукцию. К сожалению, многие не могут этого сделать. И поэтому и по физико-химическим показателям, и по органолептике очень много забраковывается. У нас основной производитель «Татспиртпром», если мы берем республиканских. У него, соответственно, пять филиалов производства изделий алкогольной продукции, в январе закрыли Нижнекамский ликероводочный завод (осталось 4) и два спиртзавода – это Мамадышский и Усадский. Несмотря на то, что мы говорим, что «Татспиртпром» славится своей продукцией, занимает лидирующие позиции в России и по производству, и по своим брендовым продуктам, онтоже проходит проверку. Более того, вся эта произведенная в Татарстане продукция проходит проверку качества, хотя у всех них есть свои лаборатории, они и у себя дегустации проводят.
Ввозимая продукция тоже проходит проверку?
— Естественно, все завезенные к нам материалы проверяются: виноматериалы и коньячные материалы проходят отбор. У нас шесть лабораторий, из них четыре - в Казани и две в Закамье. Если взять работу нашей лаборатории, то по ввозимой продукции мы работаем не только с обращениями предпринимателей, но и с обращениями в Следственный комитет и МВД Татарстана. У нас есть два эксперта, которые могут провести судебные экспертизы. И потом, Росалкогольрегулирование Приволжского округа к нам тоже обращается. Если посмотреть по ввозимой продукции, которая через нас прошла, то это более 6,5 тыс. наименований только за год. Если у нас было 37 тыс. обращений от оптовых фирм, то это составило где-то 7 процентов. Это именно по нашей лаборатории.
Какой объем штрафов и конфискаций в 2017 году?
— Хозяйствующие субъекты за нарушения законодательства привлекаются к административной ответственности. Так, за прошлый год по 2974 административным материалам, оформленным нашими сотрудниками, общая сумма наложенных штрафов составила порядка 24,4 млн рублей. Конфисковано 99 тыс. литров изъятой продукции. И по лицензированию у нас было 1879 обращений за 2017 год, 160 раз мы отказали в выдаче по различным основаниям. От лицензирования мы принесли доход республике госпошлину 80, 625 млн рублей. 5 лицензий мы аннулировали в несудебном порядке. Здесь еще хороший момент: если раньше при выдаче лицензии мы смотрели через налоговую, если нет задолженности, значит, мы выдавали, то сейчас смотрим и по штрафам. Наличие штрафа является основанием для отказа в выдачи лицензии. Это очень хороший рычаг по 278 федеральному закону.
В новогодние праздники увеличивается число нарушений по нелегальной реализации алкогольной продукции?
— Какого-то резкого всплеска нарушений в праздничные дни не наблюдается. Скорее, наоборот. Так, по сравнению с новогодними праздниками 2016 года, количество нарушений и объем изъятой продукции меньше. В 2016 году в новогодние праздники выявили 52 нарушения и изъяли 682 литра. В 2017 году выявлены 36 нарушений. Наиболее частые – факты продажи алкоголя в ночное время (12 случаев в Альметьевске, Лениногорске, Нижнекамске, Заинске, Елабуге, Зеленодольске, Казани, Алькеевском и Кайбицком районах). В Бугульме были выявлены 2 факта оборота казахстанской продукции. Всего было изъято порядка 446 литров алкогольной и спиртосодержащей продукции. Из них - около 327 литров без маркировки или с поддельными марками, в том числе без документов, а также порядка 119 литров пива и 0,2 литра ССЖ.
Какой процент от общего объема алкоголя в РТ составляет алкоголь без лицензии?
— Если в 2016 году по безлицензионке было 262 нарушения, то в 2017 году выявлено и пресечено 218 фактов. Это пока еще есть, хотя законодательство ужесточило наказание за эти правонарушения вплоть до уголовной ответственности. Есть еще понятие неоднократности: если предприниматель в течение года попадался под административное наказание, то второй раз уже попадает под уголовное. Понятно, определен крупный и значительный ущерб, для возбуждения сейчас должно быть изъято более чем на 100 тыс. рублей безлицензионной продукции. По самогонам если посмотреть, то у нас по статистике в 2016 году было 363 факта нарушения, а стало 184, что на 51 процент меньше. Всего в 2017 году из нелегального оборота изъято порядка 261 тыс. литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как оцениваете эффективность работы «Народного контроля»?
— Эффективность нашей деятельности по всем проверкам в 2017 году составила около 99 процентов. Информация в том числе идет от «Народного контроля» или нам звонят по телефону доверия. Стоит сказать слова благодарности Рустаму Нургалиевичу за то, что с 2016 года все это подкрепляется материальным вознаграждением. Понятно, что это такой способ заинтересовать. У нас есть лидеры: жительница Нижнекамска получила 175 тыс. рублей по 90 подтвержденным заявкам, а житель Набережных Челнов получил 130 тыс. рублей за 98 подтвержденных нарушений. На 2018 год нам заложено 2 млн на эти цели, в 2017 мы использовали почти миллион, точнее, произвели выплат на 966 тыс. рублей. Всего по нашей линии было 1343 сообщения, из них 461 подтвердились. Особенно часто получаем информацию о продаже в несанкционированных торговых объектах и продаже спиртосодержащей продукции двойного назначения. Что радует, на конец января 2017 года стало меньше фактов отравления алкоголем и меньше смертности по этой причине, чем в 2016 году. За первый месяц в том году было 24 смертельных случая, а в этом году – 9. Все равно снижение есть, это нас радует.
Какие результаты внедрения ЕГАИС?
— Татарстан был первым регионом, в котором в 2016 году установили систему. Таким образом, на сегодняшний день все участники алкогольного рынка Татарстана – производители, оптовые организации, порядка 7,7 тыс. розничных объектов и более 2,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, реализующих пиво, отражают информацию о производстве и обороте алкогольной продукции в системе. Когда мы начали сверять по сведениям, которые предоставляет торговый объект, мы начали составлять административные материалы. В 2017 году через нас прошли 717 материалов, выдано 145 предупреждений и 260 протоколов об административных правонарушениях. Например, во время проведения матчей Кубка Конфедераций контроль за соблюдением запрета на продажу алкогольной продукции проходил с использованием данных, отраженных в ЕГАИС.
Сколько было выявлено нарушений во время Кубка Конфедераций?
— Во время проведения Кубка Конфедераций было принято постановление кабмина о том, что запрещается розничная реализация в дни проведения матчей. Там у нас по зонам попадало более 300 объектов. Это было 4 зоны: около стадиона, потом два вокзала, аэропорт, там на 500-метровую зону попадало около 300 торговых объектов. В день проведения матчей работали мобильные группы, они все отслеживали, все проверяли. До этого каждого владельца объектов приглашали для ознакомления с правилами. И вот благодаря такому общему профилактическому мероприятию за 4 дня было выявлено всего 13 нарушений у 7 организаций. Потом еще мы выявили, по-моему, 22 правонарушения по ограничению по времени через ЕГАИС.
На ЧМ-2018 такая же схема будет работать?
— В этом году, я думаю, мы будем работать по такой же схеме. Главное, чтобы все гости города уехали довольными, отравлений не было. Тем более, мы по всем объектам в том году прошлись, изменений немного будет, я думаю. В основном, все нарушения приходились на Баумана, так как это пешеходная зона. Поэтому это опыт наработанный.
А что по работе татарстанских производителей?
— Если говорить по нашим производителям, то в 2017 году наш «Татспиртпром», естественно, спирта произвел больше, а алкогольной продукции около 9,5 млн дал (декалитра=10 литров – прим. Т-и). Это примерно на 24 процента меньше, чем в 2016 году по причине того, что они ушли от разливантов, от лицензионных соглашений. Допустим, они брали и разливали под другими брендами, а ушли на татарстанские бренды, на свой собственный спирт и алкопродукцию. Теперь они сами все производят, за исключением виноматериалов и коньячных дистиллятов, которые мы завозим извне. Водки они произвели 8,6 млн дал, что тоже меньше показателей 2016 года на 26 процентов.
Доля алкоголя на рынке Татарстана при этом увеличилась?
— Увеличивается ассортимент и коньяков, и винных, и шампанское, и слабоалкогольной продукции. Если посмотреть долю водки, то она в общем объеме розничных продаж всей алкогольной продукции в Татарстане занимает 51,5 процента. Хотя по всей России произошло снижение продаж водки на 17 процентов. На втором месте идут вина и винные напитки – 30,1 процента, ликероводочные изделия – 9,6 процента, потом коньяки и коньячные напитки – 4,4 процента и слабоалкогольная продукция заняла 0,6 процента. Удельный вес ввозимой алкогольной продукции по итогам 2017 года составил 47 процентов. Это на один пункт больше, чем в 2016 году.
Можете назвать наиболее важные нововведения в законодательстве в области регулирования алкогольного рынка?
— Раньше всегда Госалкогольинспекция как контролирующий орган занималась физическими лицами и ИП, промышляющими нелицензионкой. До третьего чтения это была наша компетенция, но в последний момент наши полномочия убрали, оставив только на юридические лица. А по физическим лицам полномочия ушли органам полиции. Федеральный закон №433 дает дополнительные полномочия на контрольную закупку без уведомления хозяйствующих субъектов. Сейчас мы ждем постановление Правительства РФ. Я думаю, это будет полезно для региональных субъектов. В том плане, что у нас есть интернет-торговля, есть запреты и санкции. На сегодняшний день есть мнение, что принятие этого закона очень своевременно. Именно проведение контрольной закупки: заказал в интернете, не надо искать кого-то, сам контролирующий орган может закупиться и выявить состав правонарушения. Понятно, что есть Роскомнадзор, который блокирует эти сайты в внесудебном порядке. Сам факт рекламы есть административно-правовое нарушение, но надо же кого-то привлекать, нам же надо дойти до владельца сайта. Поэтому есть свои сложности, а здесь механизм был бы более удобным. Мы ждем уже быстрее, чтобы этот механизм появился, и чтобы уже нам можно было проводить эти мероприятия. Также с 1 января 2018 года вступил в силу в новый запрет на перемещение на одного человека не более 10 литров немаркированной в установленном порядке алкогольной продукции. Раньше таких ограничений не было.
Сколько было реализовано алкогольной продукции за прошлый год?
— В Татарстане по состоянию на 1 января 2018 года розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 1352 организации в 7651 торговом объекте. В прошлом году нам удалось сохранить положительную тенденцию роста объемов продажи, начавшуюся с 2016 года: в 2016 году населению реализовано на 1 процент больше, чем в 2015 году, а в 2017 – на 3 процента больше, чем в 2016 году. Такая же тенденция сложилась и по продаже водки: в 2017 году рост ее продаж составил 2 процента. За 2017 год реализовано 2 млн 623 тыс. дал. Радует, что за прошлый год «Татспиртпром» произвел почти миллион дал иной алкогольной продукции. Почему это меня радует, потому что это все равно своя продукция, она и по качеству ничем не уступает. Бесспорно, качество нашей водки очень высокое, недавно также проводили дегустацию и по коньякам. Качество у них тоже высокое, но есть над чем работать.
Какой-то общий федеральный рейтинг есть?
— Росалкогольрегулирование разработал свой индикатор деятельности субъектов РФ, это такой очень интересный показатель.Мы начинали с 41 места за первое полугодие, а по итогам 9 месяцев у нас 39 место, а по году пока нет результатов. И что плохо, мы не видим регионы-лидеров, чтобы мы могли сравнить. Все сравнивают округами, а именно по субъектам детально не разбирают. Среди индикаторов – показатель по внеплановым проверкам. Мы, допустим, противники этого, потому что это получается давление на малый бизнес. Понятно, где угроза жизни и здоровью, мы обращаемся в прокуратуру, но должны уведомить орган, который мы идем проверять. И второй индикатор – удержание алкогольного рынка. Тут сталкиваются эти два момента: первый - вроде не давить на бизнес, а второе - как без проверок обнаружить качественную и некачественную продукцию? Естественно, среди индикаторов объем реализации алкоголя на душу населения. И мы изменили дорожную карту на 2018 год с учетом всех этих моментов. В разрезе района стоит, допустим, цифра 15 литров, а когда по населенным пунктам отдельно все это высчитываешь, сразу видно, что где-то 11, а где 0,5 литра, понятно, что там пьют нелегальное. Так что это дает возможность посмотреть как идет реализация правильной алкогольной продукции. Если где-то магазинов нет, надо открывать или организовывать выездную торговлю. Это зависит, прежде всего, от нас и органов местного самоуправления. Еще показатели – количество изъятий и, естественно, правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, а также алкогольные отравления с летальным исходом. Все эти факторы влияют на этот индикатор российского значения.
Нет комментариев-