Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Гид по АЗС: как раскусить нечестных заправщиков и кто контролирует качество топлива в Татарстане

Гид по АЗС: как раскусить нечестных заправщиков и кто контролирует качество топлива в Татарстане
В республике стартовала масштабная проверка качества топлива на АЗС. Как вместо бензина не заправить свою машину горючим для ТЭЦ, какие документы требовать у заправщиков и каких автозаправочных станций лучше избегать, в беседе с корреспондентами ИА «Татар-информ» рассказал замначальника Управления рационального использования ТЭР РТ Шамиль Гумеров.

Тотальная проверка татарстанских АЗС

С 29 октября в Татарстане проходит масштабная проверка качества топлива на всех республиканских автозаправках. Пока делегация специалистов Управления рационального использования ТЭР посетила 240 АЗС, где забрала 450 проб.

На каждой заправке эксперты собирают три образца топлива — первый из них отправляется в независимую аккредитованную лабораторию, вторая проба — так называемая арбитражная — хранится 45 суток, третий образец остается на АЗС. При этом марка топлива выбирается произвольно — чтобы недобросовестные владельцы АЗС не смогли обмануть проверяющих.

В специально аккредитованной лаборатории на базе Казанского технологического университета уже успели испытать 260 образцов, при этом в семи из них специалисты обнаружили нарушения качества топлива, сообщил журналистам замначальника Управления рационального использования ТЭР РТ Шамиль Гумеров. 

 

Нечестных заправщиков ждут большие штрафы

Лабораторные испытания образцов занимают два-три дня, их итоги направляют владельцу заправки. Хозяин АЗС может согласиться с выводами экспертов и исправить нарушения. При несогласии с результатами автозаправщик может отправить образец на повторные испытания.

«Если нарушения подтвердятся и во второй раз, то собственника заправки ждут большие неприятности — результаты уходят в надзорные органы, в том числе в прокуратуру», — рассказал Гумеров.

В результате дело может закончиться штрафом в 1% от годового дохода АЗС (но не менее 500 тыс. рублей — прим. Т-и). Поэтому автозаправкам очень накладно продавать некачественное топливо, заметил эксперт. 

Причины низкого качества топлива

Халатные автозаправщики

Но даже большие штрафы не могут полностью очистить рынок от недобросовестных заправщиков, признал собеседник агентства.

Гумеров рассказал о распространенных причинах, из-за которых заправка машины может обернуться для автовладельца большими проблемами. Оказалось, что один из самых частых случаев связан не столько с жадностью заправщиков, сколько с их халатным отношением к своей работе.

Речь зашла о дизельном топливе, которое имеет отдельный состав для разных времен года. В период перехода с летнего вида дизтоплива к зимнему автозаправщики должны полностью очищать резервуары АЗС от остатков предыдущего горючего. Процедура не из дешевых, но без нее никак не обойтись — иначе смесь зимнего и летнего горючего просто замерзнет в баке машины при первом же серьезном морозе.

«Часто происходит смещение летнего и всесезонного видов дизтоплива. У первого температура замерзания минус 5 градусов, а у всесезонного — минус 15 градусов. И когда все соединяется, получается средняя температура минус 10-12 градусов. Если температура на улице в этот момент минус 15-16 градусов, то фильтры автомобиля засорятся, и двигатель уже не заведется», — объясняет специалист. 

 

АЗС смешивают бензин с горючим для котельных

Еще одной массовой, по словам Гумерова, проблемой для Татарстана (и всей России) является использование на АЗС печного и судоходного топлива. Заправщики-нарушители специально добавляют его в дизель для экономии средств. На следующий день после такой заправки машина просто не заведется, а выхлопы этой смеси наносят серьезный ущерб экологии, предостерегли эксперты.

«Например, у качественного дизеля показатели серы должны быть 10 мг, а у печного топлива они в тысячу раз выше. Что касается бензина, то в нем мы нередко находим завышенное содержание смол. Все это травит наш воздух», — отметил эксперт и добавил, что ситуация стала возможной из-за отсутствия прямого запрета на такую продажу, ведь печное топливо так же, как и бензин, формально является нефтепродуктом. 

Как обычным автовладельцам определить качество топлива?

Уголок потребителя и паспорт качества

Специалист сравнил поездку на автозаправку с покупкой продуктов. Первое, на что смотрят покупатели магазинов, — производитель продукта, его состав и срок годности, говорит Гумеров. Примерно то же самое касается и визита на АЗС.

«У каждой марки топлива, продаваемого на заправке, обязательно должен быть паспорт качества. Документы должны находиться внутри автозаправочной станции в специально оборудованном уголке потребителя», — рассказал Шамиль Гумеров.

Он подчеркнул — отсутствие документа недопустимо и сразу должно насторожить автовладельца. Ведь в бумаге указаны ключевые характеристики топлива — первичный производитель горючего, даты отгрузки и испытаний топлива, а также все химические показатели. Всего таких показателей пятнадцать. Главное, на что нужно смотреть, — октановое число топлива, плотность, содержание серы и смол. 

Соответствие ГОСТу и техрегламенту Таможенного союза

При этом в паспорте качества обязательно должны быть слова о соответствии топлива требованиям ГОСТа либо техническому регламенту Таможенного союза (ТС), заметил специалист.

Существующий техрегламент ТС делит топливо на пять классов по количеству примесей серы. Сегодняшняя норма — пятый класс с содержанием серы в 10 мг на килограмм горючего. Требования распространяются как на бензин, так и на другие виды топлива — дизель и солярку.

По словам специалиста, ежегодно нарушения связаны именно с завышенным содержанием серы. При норме 10 мг показатель зачастую зашкаливает за 1000 мг на килограмм горючего.

«Если человек хочет купить качественный продукт, он в любом случае смотрит паспорт качества и наименование производителя. Паспорт качества обязан быть в любом случае. И только после этого следует принимать решение — нужно ли заправляться на этой заправке либо стоит доехать до следующей», — посоветовал автолюбителям Шамиль Гумеров. 

Каких заправок стоит опасаться?

В заключение собеседник агентства отметил, что основные риски качества бензина и дизеля связаны с мелкими частными автозаправками.

Крупные игроки могут позволить себе содержание собственных лабораторий для постоянного контроля качества топлива на заправках. Небольшие частные АЗС не имеют на это необходимых средств и вынуждены верить на слово водителям бензовозов, объяснил Шамиль Гумеров.

Он отметил, что каждая автозаправочная станция должна ежемесячно проверять качество своего топлива, а затем вывешивать перед потребителями протокол с результатами.

«Частные автозаправки вообще не знают, что продают. Они вывешивают паспорт качества. Но ведь он показывает только качество топлива в резервуаре завода-изготовителя. Оно может сильно отличаться от того, что довез до заправки очередной бензовоз», — резюмировал замначальника Управления рационального использования ТЭР.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев