Все началось с того, что в 2018 году после пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово Генеральная прокуратура поручила по все стране проверить безопасность объектов с массовым пребыванием людей.
Сотрудники надзорного ведомства Вахитовского района Казани вместе с отделом надзорной деятельности в том числе проверили и развлекательный комплекс FunPark на предмет соблюдения требований противопожарной безопасности и градостроительного законодательства.
«Таким образом были выявлены нарушения. Помещения здания не были оснащены автоматической пожарной сигнализацией, ширина эвакуационных выходов не соответствовала нормативам, произведены изменения планировки, в неисправном состоянии находились системы пожаротушения, системы дымоудаления в здании, в атриумах, системы подпора воздуха при пожаре», – рассказал ИА «Татар-информ» старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Эдуард Садреев.
Подобные нарушения, по словам прокурора, представляли угрозу для посетителей, способствовали возникновению пожара и препятствовали быстрой и эффективной эвакуации. Прокуратура насчитала более 120 таких нарушений.
«17 июля 2018 года прокуратура обратилась в Вахитовский районный суд Казани с иском о приостановлении эксплуатации развлекательного комплекса до устранения всех нарушений. 21 сентября 2018 года требования прокуратуры были удовлетворены», – рассказал прокурор.
По данным надзорного ведомства, руководство развлекательного комплекса обратилось в Верховный суд РТ, чтобы обжаловать решение суда, но так как три нарушения из списка, так и не были устранены, решение Вахитовского суда Верховный оставил без изменения.
Как объяснил прокурор, оставшиеся нарушения возникли еще до «заселения» в здание развлекательного комплекса. Когда-то здесь находились цеха меховой фабрики «Мелита». После продажи здания была сделана перепланировка, которую не задокументировали должным образом.
«Поменялись планировочные решения, конструктив, функциональное назначение здания меняется в целом и в частности в отдельных помещениях. Здание эксплуатируется с нарушениями, поскольку были внесены изменения без соответствующих нормативных документов по пожарной безопасности», – объяснил гособвинитель.
150 миллионов на устранение нарушений
В свою очередь арендаторы FunPark назвали решение суда «настоящим сюрпризом».
«Уже десять дней спустя ни собственник здания, ни его основной арендатор так и не получили официального заключения ВС РТ, чтобы понимать, на основании чего было принято такое решение», – сообщили они в своем письме, адресованном СМИ.
«На сегодняшний день так и не получено официальное заключение, позволяющее понять, на основании чего было принято подобное решение, с которым администрация FunPark категорически не согласна. Как только будет получено данное заключение, ответчики планируют незамедлительно подать кассационную жалобу», – сообщают они.
В обращении администрации комплекса говорится, что с 2015 по 2018 год в здании были установлены новейшие системы пожарной безопасности. К примеру, система автоматической пожарной сигнализации с объектовой станцией «Стрелец-мониторинг» и система автоматического водяного пожаротушения. На работы ушло порядка 150 млн рублей.
Администрация комплекса приняла решение закрыть здание со 2 апреля на срок рассмотрения кассационной жалобы.
«Увольнение 500 сотрудников, гибель более 3000 животных океанариума, закрытие многих популярных у туристов и любимых казанцами знаковых заведений города – вот, к сожалению, наихудший вариант развития событий», – говорится в письме.
Жизни трех тысяч обитателей океанариума
Однако большие волнения, чем упущенная выгода владельцев и арендаторов комплекса, вызывает угроза жизни обитателей океанариума. Сейчас там содержатся редкие и краснокнижные виды.
«Для нас эта новость является шоком. Мы не ожидали такого поворота событий. Вчера нам сообщили, что FunPark закрывается на неделю, но, по нашим данным, есть огромная угроза, что он вообще закроется. Мы делаем все возможное, чтобы этого не случилось. Хотелось, чтобы нас поддержала и общественность», – рассказала ИА «Татар-информ» совладелица океанариума Ольга Мазанова
По словам Мазановой, содержание животных обходится достаточно дорого – им необходимо постоянное освещение, поддержание температуры на необходимом уровне, и это еще не говоря о питании.
«Если океанариум закроют, животные окажутся на грани гибели! С пожарной безопасностью у нас все хорошо, нас очень много раз проверяли. В FunPark было обнаружено около 120 нарушений, но они все уже устранены. Насколько я знаю, замечания остались только по документации. Мне кажется, это вообще самое безопасное здание в Казани», – рассказала совладелица океанариума.
Владельцы находятся в полном отчаянии, ведь татарстанский океанариум является единственным в Поволжье, и в случае полного его закрытия животных попросту будет некуда девать.
Корреспондент ИА «Татар-информ» побывала сегодня в океанариуме. Двери комплекса на Мазита Гафури, 46 сейчас закрыты – обтянуты оградительной лентой. Внутрь получилось попасть через запасной вход.
Непривычно тихая обстановка оказалась не по душе некоторым обитателям. Как рассказала главный ихтиолог океанариума Людмила Ханнанова, нерпа привыкла играть с посетителями, а выдры всегда с нетерпением ждали, когда их угостят лакомством.
«У нас только одна нерпа съедает до 6 килограммов рыбы в день, основные едоки у нас также выдры и акулы. Последних мы кормим хоть и не каждый день, но, тем не менее, они съедают по 7 килограммов рыбы и кальмаров. Не стоит забывать и нашу оливковую черепаху, которая за один раз съедает столько же, сколько все акулы вместе взятые», – рассказывает ихтиолог.
Кроме этого, покушать любят варан, крокодилы и лебедь. Достаточно затратно питание травоядных, таких как варан и сухопутная черепаха.
«Освещение животным требуется даже в отсутствии посетителей. У нас много светильников, и, несмотря на то что они все светодиодные, в совокупности они затрачивают очень много энергии. Также фильтрация воды и обогрев – это все постоянно должно работать, так как даже при несколько часовом застое животные начнут умирать», – объясняет Ханнанова.
Особенно затратно содержание морских обитателей, которым необходима морская соль. Только одной нерпе нужно 500 килограммов соли в неделю, добавила ихтиолог.
«Мы надеемся, что нас поддержат жители, нас поддержит Президент и мы сможем дальше принимать посетителей, чтобы наша система существовала и функционировала», – говорит девушка.
К слову, обитатели океанариума содержатся на площади полторы тысячи квадратных метров, которым требуется порядка 600 тонн воды.
Капитальный ремонт или реконструкция?
Подробнее о ситуации ИА «Татар-информ» в эксклюзивном интервью рассказал учредитель ООО «ТФК» – основного арендатора здания – Евгений Родионов.
«Прокуратура сравнила два техпаспорта – первый, который был в момент ввода в эксплуатацию здания в 2004 году, и в 2011 году. При сравнении получилась разница в 2308 квадратных метров. По мнению прокуратуры, этого достаточно, чтобы утверждать о проведенной в этот период реконструкции здания», – объяснил Родионов.
По словам арендатора, при проведении реконструкции требовалось оформление разрешительной документации, отсутствие которой и приводит к формальному наличию нарушений.
«Работы, которые проводились в комплексе, – это капремонт, который не требует никакого разрешения на реконструкцию в соответствии с градостроительным законодательством. Примеры такого капремонта вы можете сами наблюдать в большинстве торговых центров при смене арендаторов. Так было и у нас в этом здании», – объяснил арендатор ООО ТФК.
В качестве доказательства того, что никакой реконструкции не было, в суд было представлено заключение независимой экспертной организации. Вывод экспертов был таков: проведенные работы – это капитальный ремонт. Признаков реконструкции нет.
Однако суд такой ход событий не устроил.
«Ежемесячные коммунальные платежи по зданию составляют более 2 миллионов рублей. Без поступления арендной платы от субарендаторов (аквапарк, океанариум, FAN24 и пр.) продержаться мы сможем максимум месяц-два. Потом начнется отключение электроэнергии, газа, воды», – заявил учредитель «ТФК».
Часть более мелких субарендаторов – детский центр «Галактика» и «Форд Боярд» – ждать не могут и уже сообщили о расторжении договоров субаренды.
К слову, «ТФК» арендует часть здания с 2013 года. Собственником помещений является ПАО «Интехбанк» в лице Агентства по страхованию вкладов АСВ, которому принадлежит часть помещений, и ООО «Камелия», владеющее большим количеством площадей, объяснил Родионов.
Нет комментариев-