Заслуженно ли Деданина возвели в герои? Мог ли он остановиться и не убивать грабителей? Неужели, в стране опять открылся сезон охоты на предпринимателей, как это уже было в лихих 90-х? Войдет ли ножевое побоище в Бугульме в историю российского права? ИА «Татар-информ» выслушало мнения экспертов и попыталось найти ответы на вопросы.
«Большинство ударов были нанесены сзади»
Имя бугульминского предпринимателя Евгения Деданина прогремело на всю страну после того, как в собственном доме он расправился с грабителями, которые напали на его семью.
12 сентября в дом Деданиных ворвались вооруженные грабители. Они связали хозяина, его жену и его друга. Однако в какой-то момент Евгению удалось освободиться.
Он схватил ножи и смертельно ранил двоих нападавших.
Первая реакция общественности отражается в одной фразе, появившейся в соцсетях: «Один завалил двоих? Настоящий мужик. Отстоял себя и свою семью!»
Однако, как выяснилось, история не такая уж простая, какой кажется на первый взгляд.
Следствие установило личности убитых — это жители Самарской области Иван Нетроголов и Владислав Колоярцев. Позже оказалось, что злоумышленников было трое — одному из них удалось сбежать, однако вскоре он был задержан. Им оказался местный фитнес-тренер Андрей Климанов.
По информации СУ СК России по РТ, тело Нетроголова с множественными колото-резаными ранениями спины, головы, шеи, лица и рук находилось в гараже, а тело Колоярцева с такими же ранами в восьми метрах перед входом в гараж. Характер и локализация ран на телах убитых, по информации Следкома по РТ, указывают на то, что большинство из них были нанесены сзади, погибшие пытались обороняться и сбежать.
Фото с места нападения на дом Деданиных
Чтобы выяснить все подробности Следкому потребовалось провести ряд экспертиз, в связи с чем в отношении Евгения возбудили уголовное дело по статье «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны».
Прокуратура РТ отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Деданина, назвав его незаконным.
В свою очередь следственный комитет публично сообщил о намерении обжаловать это решение, ссылаясь на необходимость разобраться в деталях случившегося.
«Он пошел до конца, дал отпор отморозкам»
Сам факт возможного появления уголовного дела в отношении Деданина взбудоражил общественность. Люди начали возмущаться, считая уголовное преследование Деданина несправедливым. В Интернете появилась петиция в защиту предпринимателя.
«Деданин показал, каким должен быть настоящий мужчина, герой, защитник своей семьи и дома. Он пошел до конца, дал отпор отморозкам с оружием. Евгений подал пример всем нам, как нужно отстаивать жизнь — свою и близких! А теперь героя и защитника хотят выставить виновным в превышении пределов обороны! Защищать себя и свою семью от ублюдков — не только конституционное право, но и святая обязанность каждого, кто считает себя мужчиной», — написала автор петиции челнинка Эля Фаттахова.
«Руки прочь от Евгения Деданина! Не дайте посадить настоящего героя нашего времени!», — такими словами заканчивается обращение, которое на сегодняшний день подписали около десяти тысяч человек.
В социальных сетях неравнодушные граждане продолжают активно высказываться по поводу «бугульминского феномена».
«В США если незнакомец вошел в дом без разрешения и санкции прокурора, хозяин может его убить без предупреждения, и ему ничего не будет. Там так закон работает. А у нас мало того, что человек должен сам защищаться от грабителей, так потом еще доказывать свою невиновность», – написал один из пользователей.
«В такой ситуации может оказаться любой нормальный мужик», – высказался другой.
Но были и такие, кто пытался охладить пыл разгоряченных людей.
«Ничего страшного не происходит. В таких случаях уголовные дела возбуждаются ”автоматом”. Проверят и отпустят», – высказалась одна из жительниц Бугульмы.
Кстати, следком, объясняя логику своих действий, именно на этом и настаивал: уголовное дело необходимо для проверки всех существующих деталей происшествия. При этом он приводит в пример несколько аналогичных ситуаций, когда действия хозяина дома были признаны правомерными.
Так, в 2012 году тульский предприниматель Гегам Саркисян убил троих грабителей в своем доме. По результатам следствия действия хозяина признали необходимой самообороной и его освободили от уголовной ответственности.
В 2016 году в Челябинской области Александр Григорьев застрелил из охотничьего ружья человека, который гнался за ним с ножом, а затем выстрелил в тех, кто бил его брата. Исход дела был таким же, как и в Тульской области.
«Проломишь кирпичом голову напавшему, и тебя ждет тюрьма»
Мы обратились к профессиональному спортсмену с вопросом, как он оценивает бугульминскую ситуацию.
«Тут никак нельзя Евгения Деданина обвинить в превышении пределов самообороны. Грабители пошли на преступление подготовленными. Взяли, можно сказать, в заложники жену и друга. Это же не просто хулиганы, которые в переулке решили мобильник отобрать. Они ворвались к нему в дом. Деданин находился в стрессе, действовал спонтанно. Единственное, что он осознавал — всем им грозит смертельная опасность. А что он еще мог подумать? Ведь никто из нас не знает, как бы развивались события, если бы он не оказал упорное сопротивление. Возможно, сейчас все говорили бы о тройном убийстве в доме предпринимателя. Отбиться голыми руками ему вряд ли удалось бы. Схватил, что под руку попалось. Я бы тоже, наверное, так же действовал в экстремальной ситуации», – рассказал тренер по каратэ клуба СЭНШИ Владимир Кабальнов.
Хотя, по словам Кальбанова, в клубе самообороны в первую очередь учат адекватно оценивать ситуацию.
«Именно для того, чтобы не допускать превышения ее пределов, – отмечает тренер. – Ведь к нам чаще всего обращаются подростки, которые пытаются найти способ защититься от агрессивных сверстников. Мы говорим им: “Если вас оскорбили, высказали в ваш адрес какие-то неприятные вещи, это не повод бросаться на парня с кулаками”. Даже если у вас уличные грабители потребовали кошелек, по правилам самообороны, лучше отдать деньги и не рисковать здоровьем, а главное — своим будущим. Ведь если вы схватитесь за кирпич или арматуру и проломите голову напавшему, то вас ждет тюрьма. Считай, вся жизнь будет сломана из-за нескольких минут. Поэтому в экстремальных ситуациях важна максимальная сдержанность и холодная голова. У нас был случай, когда на нашего клубовца вечером напали два отморозка. И не просто напали, а начали его резать ножом. Он получил ранения, но не сорвался. Отобрал ножи и выкинул их подальше, а самих уличных бойцов скрутил. Но это единичный случай. Деданину отступать было некуда. Поэтому он пошел до конца. Его винить в этом нельзя».
Идет охота на предпринимателей?
Не началась ли в стране охота на предпринимателей, спросили мы у руководителя Торгово-промышленной палаты региона Закамья Фарида Баширова.
«Да, он бизнесмен и, возможно, именно поэтому к нему в дом ворвались грабители, – рассуждает Баширов. – Но мы до конца не знаем, что там на самом деле происходило. По одной из версий, люди пришли забрать у него долг. Это никак не оправдывает их действий. Но надо все-таки разобраться до конца, прежде, чем делать выводы. Бизнесмен такой же человек, как и все. Он имеет право на защиту от посягательств на свою жизнь и имущество. Тем более, я уверен, свое состояние он нажил тяжелым трудом. Конечно, бизнес должен и сам думать о своей безопасности. На предприятии, чаще всего, охрана есть. А вот дома, куда, в конце концов, все возвращаются, могут поджидать сюрпризы. Я не думаю, что из этого факта можно сделать вывод о том, что мы скатываемся назад в 90-е годы. Тогда вообще царил настоящий ужас. На предпринимателей шла настоящая охота. Многие возили в бардачках машин пистолеты или хотя бы арматуру под сиденьями. Сейчас такого нет и в помине. По поводу же превышения пределов самообороны – не могу ничего сказать. Уверен, что следствие разберется».
«Один держатель ломбардов палил из пневматики по таксисту, пока не заработал срок»
Адвокат Евгений Котов считает, что Следком, возбуждая уголовное дело, в чем-то все-таки прав.
«Существует комплекс мероприятий, который в любом случае следствию необходимо проводить. Погибшие все-таки есть. Надо разбираться. В рамках доследственной проверки сделать это сложно. Потому что уголовное дело по разбою подследственно МВД, а все убийства “ведет” следком. Два разных ведомства, в дела друг друга они не должны вмешиваться. А забирать дело о разбое себе у Следкома, вероятно, нет оснований. В этой ситуации следком был вынужден возбудить уголовное дело», – предполагает Котов.
По словам адвоката, тот факт, что нападавшие якобы пытались бежать, надо еще доказать.
«Пишут, что их тела обнаружены в разных частях территории дома. Ну, тут все понятно — они же не сразу скончались. Получив ранения, предположительно, они имели возможность какое-то время передвигаться. Много пишут о том, что защищавшийся нанес 21 удар. Но при этом ничего не говорится, какова локализация ударов, какие из них оказались опасными, от какого конкретно удара наступила смерть нападавших? Ведь порядок нанесения ударов тоже важен. Если выяснится, что в какой-то момент Деданин нейтрализовал противника и угроза миновала, а он продолжал, скажем так, добивать человека, то тут могут усмотреть и превышение. Хотя Деданина как можно обвинять. Он даже не знал, сколько нападавших. Он нейтрализовал одного, другого, но не был уверен, что за дверью не стоят другие головорезы.
По словам защитника, главное, что должно учитываться в этой ситуации, нападавшие находились на его территории, ворвались в его дом с оружием.
«Сейчас говорят, что они угрожали ”предметами похожими на огнестрельное оружие”, – рассуждает Котов. – Баллистическая экспертиза даст ответ на этот вопрос — могли ли эти предметы воспроизвести выстрелы или нет. Но это, впрочем, неважно. Деданин воспринял угрозу как реальную. Он не мог знать, что на него наставили муляжи (хотя это еще не доказано). Если бы у грабителей не было серьезных намерений, они не стали бы заклеивать всем находящимся в доме рты скотчем и обматывать руки стяжками. Грабители действовали не наобум, тут налицо спланированное разбойное нападение. В такой ситуации человек имеет право любыми способами защищаться. И ножи он схватил, когда проходил мимо кухни. То есть действовал спонтанно. Но об аффекте идти речь не может. Поскольку сразу после нападения он сам вызвал “скорую” для грабителей. То есть он четко понимал, что угроза миновала, и действовал уже в рамках существующих реалий».
По словам Котова, у него в практике был лишь один случай, когда суд признал факт превышения самообороны.
«Бизнесмен, который владел несколькими ломбардами, вез в своей „окушке“ золотые изделия, – рассказал историю Котов. – По дороге он “подрезал” таксиста. Тот вместе с другими бравыми джигитами из числа „бомбил“ начали его догонять, чтобы проучить. Бизнесмен подъехал к центру города и с криком: “Не подходи!” вытащил пневматический пистолет. Вид оружия догоняльщиков не остановил. Он направил оружие в сторону одного из них, который бежал с молотком, и выстрелил. Стрелял три раза, хотя после второго залпа нападавший остановился. В итоге суд посчитал третий выстрел превышением самообороны, и бизнесмен схлопотал полтора года реального лишения свободы, срок, правда, впоследствии был заменен на условный».
«Ножевые удары в спину – это серьезный повод задуматься»
По словам старшего помощника прокурора по Набережным Челнам Олега Ульянченко, уголовные дела по статье о превышении пределов самообороны в чистом виде в суд практически никогда не направляются.
«Следствию проще предъявить обвинение по убийству, нежели по превышению пределов необходимой самообороны. Потому что грань между убийством и превышением пределов самообороны очень тонкая. А риск того, что суд посчитает факт превышения недоказанным, весьма велик», – разъяснил представитель прокуратуры.
Фото с места нападения на дом Деданиных
«Хотя понятно, почему Следком настаивает на возбуждении уголовного дела. Происшествие резонансное, ситуация непростая, а разобраться в деталях – надо. Сделать это в рамках доследственной проверки не представляется возможным», – отмечает Ульянченко.
«В любом городе нередки случаи бытовых убийств, когда между собутыльниками возникает конфликт, который приводит к смерти одного из дерущихся. Если смертельные стычки происходят в ситуации "один на один", то версия самообороны считается приоритетной. А если уж женщина убивает мужчину, то тут вообще двух мнений быть не может. Тем более если она сидит в луже крови, вся в порезах, а рядом убитый».
По словам представителя прокуратуры, не всегда, впрочем, все воспринимается однозначно. Сейчас в челнинском суде рассматривается интересное дело, в основе которого лежит разборка четверых мужчин, которая закончилась смертью одного из участников и тяжелым увечьем другого.
«Двое братьев в частном секторе назначили ”стрелку” своим оппонентам. На встречу мужчины пришли, прихватив с собой нож и разводной ключ. Их оппоненты также прибыли на место не с пустыми руками. Итог, как уже было сказано, печален. По подозрению в совершении преступления был задержан 45-летний Сергей Леоненко. Он обвиняется в убийстве и нанесении тяжкого вреда здоровью. Поскольку сначала он воткнул нож тому, с кем лично дрался, а потом побежал и ударил в спину того, с кем схватился его брат. Сам же Леоненко настаивает на версии самообороны. Будут ли его действия считаться оправданными, решит суд. Но сама по себе история показывает, что ножевой удар в спину – это всегда серьезный повод задуматься», – отметил Ульянченко.
Между тем, депутат Госдумы РФ Андрей Луговой от ЛДПР после случая с Деданиным предложил внести поправки в Уголовный Кодекс РФ. Информацию опубликовали на сайте партии.
«Да, уличная драка требует разбирательства, хотя в случаях, когда один человек противостоит толпе, тоже мало сомнений в том, что никакого ”превышения самообороны” быть не может. Но если нападение совершено в доме, то тут все однозначно: хозяин всегда прав и имеет право применять любое оружие, не думая о “характере и опасности посягательства”», – уверен Луговой.
Будет ли его инициатива одобрена большинством депутатов, узнаем в ближайшее время.
Нет комментариев-