– Еркин Валитханович, вы полгода назад были назначены на должность Генконсула Казахстана в Казани. Какие задачи сейчас стоят перед консульством?
– Мне очень повезло, что я приехал именно в Казань. У меня с детства тесная связь с татарским братским народом. Здесь работать очень комфортно во многом благодаря руководству Татарстана, которое помогает нам на всех возможных уровнях.
Вообще перед каждым генеральным консульством в любой стране стоит ряд универсальных задач. В работе генерального консульства в Казани есть три основных направления. Первое – это защита прав наших граждан, все, что связано с консульским учетом, выдачей паспортов, и т.д. Второе направление – это содействие развитию торгово-экономических отношений, то есть мы должны способствовать тому, чтобы наш торговый оборот рос и качественно, и количественно. Одним из направлений работы также является поддержка культурно-гуманитарного сотрудничества – между нашими министерствами культуры, образовательными учреждениями, театрами и творческими коллективами.
– В каких сферах сейчас наиболее активно сотрудничают Казахстан и Татарстан?
– Мы концентрируемся на всех направлениях. Если говорить о промышленности, то и в Казахстане, и в Татарстане нефтегазовый сектор является основным в экономике. С одной стороны, Казахстан и Татарстан стремятся к диверсификации экономики, переходу от сырьевых продуктов к несырьевым, но в то же время доля нефтегазового сектора у нас сохраняется очень весомой. Есть сотрудничество между ТАИФ и «Татнефтью» с «КазМунайГазом». У Татарстана есть большой опыт в нефтехимии – в этом отношении нам интересен опыт «Казаньоргсинтеза» и его применение в Казахстане.
Вообще, когда я приехал в Казань, я еще раз убедился в том, насколько интенсивное у нас сотрудничество. За те полгода, которые я нахожусь здесь, были организованы визиты порядка 10 делегаций в разных отраслях экономики или в культурно-гуманитарной сфере. Самым главным из них стал визит нашего Президента в июне этого года. Нурсултан Назарбаев не был в Казани более 13 лет. Этот визит дал мощный импульс для дальнейшего развития не только торговли, но в целом развития отношений между Казахстаном и Татарстаном в рамках казахстано-российского сотрудничества.
Ответным визитом стал визит Президента Татарстана, уважаемого Рустама Нургалиевича, в июле в Астану. Я стал свидетелем того, насколько плодотворным визит получился в Астану. Там проходил бизнес-форум, до этого были b2b-встречи между бизнесменами Татарстана и Казахстана. По итогам получился ряд важных договоренностей между различными бизнес-структурами и университетами.
Есть планы по локализации производства в Казахстане. Вообще для КАМАЗа Казахстан – это самый крупный рынок в мире после Российской Федерации. Для руководства КАМАЗа казахстанский рынок приоритетный, там планируется ряд больших мероприятий. Также есть планы по судостроению в кооперации с Зеленодольским судостроительным заводом.
Есть определенные договоренности между Казанским вертолетным заводом и Авиаремонтным заводом № 405 в Алма-Ате. Вертолетов линейки «Ми» много, и они нуждаются в ремонте. Есть договоренности между ТАИФ, Татнефтью и нашими предприятиями по добыче газа, нефти, по их переработке и т.д. Есть договоренности с «РариТЭКом» по автобусам на газовом топливе.
– Вы сказали про локализацию производства КАМАЗа. На какой стадии находится проект?
– Проводится большая работа. В октябре планируется проведение ответного бизнес-форума здесь, в Казани, с участием правительств Казахстана и Татарстана, на котором уже могут быть подведены какие-то определенные промежуточные итоги по развитию присутствия КАМАЗа на рынке Казахстана, по вертолетному и судостроительному заводам.
Кроме того, есть договоренности между рядом университетов Казахстана и Университетом Иннополис. Буквально на днях я сопровождал делегацию Назарбаев Университета. Они приезжали в КФУ, подписали с его руководством меморандум, а также с Университетом Иннополис. Есть также меморандум с ТАИФОМ по разработке учебного модуля в сфере высоких технологий.
8 сентября состоялся визит Рустама Нургалиевича в Уральск, где проводился Сабантуй. Он встретился с представителями татарской диаспоры, посетил дом-музей Габдуллы Тукая. В конце октября планируется организовать визит делегации Акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова. Во время него состоится торжественное открытие скульптурной композиции «Тайказан» на улице Назарбаева. Также будет проведен бизнес-форум.
Я рад такому активному сотрудничеству – для нас важен не только количественный показатель, но и качественный. Президент Казахстана поставил задачу увеличить товарооборот с Татарстаном до 1 миллиарда долларов. За 2017 год он составил 702 миллиона долларов. По итогам этого года товарооборот будет еще выше, по итогам 1 квартала 2018-го он был уже 200 миллионов. Достижение 1 миллиарда – это не самоцель, важно еще и качество этого товарооборота, чтобы мы развивались не только в сырьевом секторе, а выходили на какие-то сложные продукты в нефтехимии, в переработке, в сельхозпродукции, в IT и т.д.
Вы знаете, что у нас открылся Международный финансовый центр «Астана», на полях которого был подписан меморандум о дальнейшем сотрудничестве между Агентством инвестиционного развития Татарстана и МФЦА. Он касается и исламского банкинга, и в целом опыта привлечения инвестиций в страну, потому что МФЦА – это достаточно уникальный центр, фактически единственный не только в Центральной Азии, но и на евразийском пространстве. Там будет действовать английское право, экстерриториальная юрисдикция, там будет свой суд, свой налоговый режим, визовый режим и т.д.
– Президент Казахстана сказал, что неплохо было бы отправлять студентов из Казахстана учиться в Иннополис, допустим, чтобы не отправлять в Америку…
– Так и есть. Я был в Иннополисе, мне понравился университет и вся выстроенная инфраструктура. Для казахстанских студентов есть много плюсов для того, чтобы учиться в Иннополисе. Во-первых, близко, во-вторых, намного дешевле при достаточно высоком качестве образования. Сейчас в Иннополисе учатся около 45 студентов из Казахстана. Я думаю, эта цифра будет расти, потому что нам нужно ежегодно несколько тысяч специалистов в IT-сфере.
Президент Нурсултан Абишевич сказал о том, что необходимо привлекать татарстанских студентов в Казахстан. Это прежде всего касалось именно Назарбаев Университета, который считается флагманом нашей образовательной индустрии. Он предлагает образовательные услуги фактически на грантовой основе, т.е. Президент говорил о том, что нужно давать часть грантов в будущем татарстанским студентам.
– Сколько сейчас студентов из Казахстана учатся в Татарстане?
– Насколько я знаю, в Татарстане учатся более 1200 студентов из Казахстана, из них более 500 в КФУ. Мой племянник учится в Казанском медуниверситете на втором курсе. Здесь учится много студентов из Уральска, из Актюбинской области, которые географически недалеко расположены.
– Сколько представителей Казахстана в Казани?
– Граждан Казахстана не так много, это в основном студенты или бизнесмены. Их примерно около 2 тысяч, может быть, не больше. Но, возможно, со временем, когда мы дальше продвинемся в бизнесе, в обмене студентами, эта цифра станет больше. Если же взять татар в Казахстане, то это одна из самых больших диаспор в мире, около 200 тысяч. В моей школе половина класса были татары, поэтому для меня слова эчпочмак и чак-чак знакомы с детства. Когда я сюда переехал, у меня не было культурного шока, мне все знакомо.
– Казань привлекательна для туристов из Казахстана? Пользуется спросом? С учетом также и того, что открыт прямой рейс.
– Прямые рейсы выполняют и СКАТ, и Air Astana. Вслед за тем, как открываются авиамаршруты, ж/д-маршруты, сразу едут и туристы. Насколько привлекательна Казань, каких-то исследований или статистических пока, к сожалению, не проводилось. Я думаю, это неправильно, надо изучать друг друга. Мы, как и вы, зачастую выбираем для путешествий дальнее зарубежье, Европу, Азию, а друг на друга мы часто смотрим, как на каких-то далеких родственников, что все и так знакомо, ничего нового. На самом деле это миф, потому что за четверть века, которые мы уже прожили в независимости, и мы поменялись, и вы поменялись. Нам нужно друг друга знать больше, не обрастать стереотипами из желтой прессы (а когда читаешь прессу, у тебя складывается однобокое впечатление). Надо ездить друг к другу, тем более с Астаны до Казани 2 часа полета, 3,5 часа до Алма-Аты. Кстати, если говорить о туристах, то большой толчок турпотоку из Казахстана в Казань послужил чемпионат мира. Примерно шесть тысяч наших туристов приехало в татарстанскую столицу. Это очень большие цифры. Конечно, мы не сравнимся с Австралией – 20 тысяч человек приехало, но это все равно для Казахстана достаточно большой показатель. Я думаю, те, кто приехал один раз в Казань, приедут и второй раз.
Шестого июля в Казахстане праздновали 20-летие Астаны. Сейчас это современный город, а когда-то был областной советский центр. Это одна из самых молодых мировых столиц. Астана быстро меняется. Я уезжаю, приезжаю через год и вижу, как там все поменялось. Как и Казань, кстати.
– Что бы вы посоветовали посмотреть туристам, которые первый раз поедут в Казахстан?
– Конечно, надо Астану посмотреть. Боровое – это наша природная жемчужина, на огромной территории расположен заповедный парк. Также Алма-Ату, Медео – самый высокогорный каток в мире. Возле Алма-Аты есть красивейшие места – это и поющие барханы, и Чарынский каньон – второй по величине после Гранд-Каньона в США. В Уральске есть места Габдуллы Тукая, также там жил Пушкин. Есть Байконур, наш космодром. Мест очень много по всему Казахстану.
– Рассматривается ли возможность открытия совместных предприятий?
– Речь идет не только о бизнес-контактах между Казанью и Астаной. Часто приезжают делегации из регионов. Очень активна в этом отношении Западно-Казахстанская область. Мы много шин импортируем из Татарстана. Вместе с «Татнефтью» планируется открыть предприятие по переработке шин в районе Астаны.
Очень активна Восточно-Казахстанская и Кызылординская области. Это, конечно, не такие большие проекты, как, например, КАМАЗа или вертолетного завода, но они связаны с тем, что часто появляется на полках магазинов. К примеру, шубат, кумыс, казахстанские конфеты, мука. Кстати, я искал в «Бахетле» нашу муку, но не нашел. Потом поехал в агропарк, там она есть. Продавцы говорят, что она пользуется спросом, так как отличается хорошим качеством. Если не мыслить в многомиллионных категориях, то есть много проектов малого и среднего бизнеса.
– А как происходит сотрудничество в культурной сфере?
– Я искренне считаю, что развитие наших культурных связей не менее важно, чем экономические и торгово-инвестиционные отношения. Тем более имеется большой потенциал. К примеру, на днях я был в гостях у руководства Татарского академического театра им. Камала, так вот у них очень большие связи с разными театрами Казахстана, в частности с нашим ведущим театром имени Ауэзова в Алматы, есть планы устроить гастроли в Астану. И я этому очень рад, потому что именно такая народная дипломатия часто бывает не менее эффективной, чем традиционная.
Периодически приезжают наши творческие коллективы в Татарстан. Я знаю, что в оперном театре выступают наши артисты. Я имел честь познакомиться с директором Казанского хореографического училища, уважаемой Татьяной Шахниной. Она сказала, что развивается активное сотрудничество между нашими оперными театрами. Это не только «Астана Опера», но и Алматинский оперный театр.
В целом чтобы выйти на большой уровень, мы планируем провести Дни Казахстана в Татарстане. Это будет ответным мероприятием на дни Татарстана в Казахстане, которые прошли в 2014 году в Астане. Мы постараемся пригласить наши творческие коллективы – артистов, режиссеров, певцов, организовать дни казахского кино.
– Дни Казахстана вы в следующем году планируете провести?
– Или в следующем, или в 2020 году. Все будет зависеть от финансирования. Творческие коллективы нужно привезти, все организовывать – билеты, перелеты, гостиницы. Много вопросов.
Насколько я помню, в 2014 году, когда были дни Татарстана в Казахстане, приезжали порядка 900 человек.
– Планируется ли отправлять на учебу в Болгарскую исламскую академию студентов из Казахстана?
– Я могу сказать, что представители Министерства общественного развития Казахстана приезжали в Татарстан с целью изучения опыта, в частности, они изучали работу Булгарской академии. Я думаю, что такое сотрудничество возможно, тем более учитывая наш исторический опыт. Вы знаете, что ислам и к нам, и к вам пришли примерно в одно время, но уже в XX веке ислам, а именно его продвинутая версия джадидизм, пришел именно из Татарстана, от татар. Среди наших муфтиев и имамов было много татар. И они продвигали такую умеренную, просветительскую версию ислама, ту, которой сейчас собираются обучать студентов в Болгарской академии. Поэтому для нас важно, чтобы это продолжалось уже на современном этапе.
– В Казахстане стартовал перевод языка на латиницу. Что сейчас происходит с языком?
– Это очень важный проект. И вы, наверно, понимаете, как сложно переходить с одной графики на другую. Меняется же не только чисто технически алфавит или графика, меняются книги, обучение, делопроизводство и способ мышления. Поэтому это серьезное, эпохальное событие для Казахстана. Переход на латиницу не будет происходить моментально, учитывая сложность этого процесса. Этот этап должен пройти максимально эффективно и спокойно. Сейчас стоит вопрос о переходе на латиницу до 2025 года. Т.е. до 2025 года мы должны уже перейти на латинский алфавит.
Разработан и принят алфавит из 32 букв. Сейчас проходит методологическое обучение, как это будет проходить в школах, в госучреждениях и т.д. Но уже в 2019 году он начнет реализовываться. Но я хочу подчеркнуть, что даже после 2025 года в Казахстане в равной степени будут применяться и латиница, и кириллица. Переход на латиницу не означает, что кириллица просто исчезнет из нашей жизни, останутся книги и газеты на кириллице. Поэтому будет идти параллельный процесс еще долгие годы.
Нет комментариев-