Парадный портрет Анны Баратынской и карта путешествий Жуковского из Пушкинского музея
Ирина Васильевна, расскажите, как удалось достичь договоренности с коллегами из Санкт-Петербурга в части проведения выставки, как проходила ее подготовка?
- В течение нескольких лет мы делали выставки и в Петербурге, и привозили в Казань коллекции из питерских музеев. Еще в 2012 году в Петербурге во всероссийском музее Пушкина на мойке была открыта выставка, которая называлась «Баратынские в Казани: век золотой, век серебряный». Затем мы делали выставку в 2016 году уже в Казани, мы привозили коллекции петербургского музея Пушкина и коллекции московских музеев – музея В. А. Тропинина и государственного музея А. С. Пушкина. Выставка называлась «Пушкин и Казань: казанские коллекции в музеях России». И ровно год назад, 17 июля, у нас началось сотрудничество с государственным музеем заповедником «Царское село» – мы здесь в Казани в музее Баратынского открывали выставку, которая была посвящена как раз 100-летию гибели царской семьи «Последняя резиденция последнего императора». Выставка, которую мы открываем завтра, – это продолжение нашего устойчивого сотрудничества.
Что касается наших открытий – это сотрудничество с Пушкинским домом, и для музея Боратынского это не то, что неслучайно, это очень долгожданно. Когда-то до революции в казанской усадьбе Боратынских хранился так называемый казанский архив Баратынского – его рукописи, сборники, личные вещи и т.д. Рукописи поэта сейчас хранятся в Пушкинском доме в Петербурге. Мы кровно связаны и хотели, чтобы у нас была такая коллекционная выставка с этими уникальными предметами литературного музея Пушкинского дома.
Лариса Георгиевна, какие интересные экспонаты представит Пушкинский дом на выставке в Казани?
- Собрание пушкинского дома складывалось на протяжении очень долгих лет. Самые уникальные материалы те, которые поступили из того места, где они находились исторически. Мы представляем здесь собрание Абамелек-Лазаревых – в начале 20-х годов Пушкинский дом, который только формировался и не имел еще своих больших экспозиционных площадей, располагался в их особняке. Оттуда мы получили совершенно уникальные вещи. Собрание Абамелек-Лазаревых известно тем, что в нем были собраны прекрасные вещи, их живописная коллекция разошлась по трем крупнейшим музеям, в частности – в Ульяновске (Симбирске) и в Нижнем Новгороде. Значительная ее часть осталась в Пушкинском доме. Один из уникальных экспонатов – портреты Анны Давыдовны Баратынской, в девичестве Абамелек-Лазаревой, которые мы представляем даже в пяти экземплярах. Начиная от детских портретов, заканчивая ее портретом 1856-го года, когда она была пожалована орденом Святой Екатерины – парадный портрет, поколенный, почти в рост. Его мы представляем вообще впервые – он никогда не выходил за стены Пушкинского дома, дважды нами публиковался, но ни разу мы его из рук не выпускали. Это очень серьезный подарок музею Боратынского в год 220-летия Пушкина. Есть у нас еще карта путешествия Жуковского с наследником с собственноручными его пометками, касающимися Казанской губернии. Это тоже уникальный предмет, связанный со знаменитой коллекцией А. Ф. Онегина (Отто). Совершенно удивительная страница в истории пушкинского музея – приобретение этой коллекции, и каждый экспонат в ней бесценен.
Была ли выставка ранее представлена в других городах?
- Выставка формировалась в Казани. Если какой-то музей захочет ее получить, то мы, наверное, пойдем навстречу с удовольствием. Каждый музей заинтересован в демонстрации своих сокровищ.
Есть ли еще какие-либо совместные проекты у казанского музея Боратынского и Пушкинского музея?
- У нас всегда были тесные связи по линии Гавриила Державина, поскольку Пушкинский дом располагает большой коллекцией материалов. Но наш музей историко-литературный, то есть мы показываем историю русской литературы с 18 до 20 столетия, и отдельного большого раздела Державину нет. Хотя музей Державина и русских писателей, который существует в Санкт-Петербурге, в значительной степени пользовался нашими материалами, там представлены копии. Мысль о том, чтобы сделать выставку с Казанью, она всегда рядом, всегда присутствует, но пока не удалось ее воплотить, хотя мы были бы рады.
Литография «Дача Смирнова-Россет» из музея-заповедника «Царское село» и творчество поэта
Андрей Евгеньевич, какие уникальные вещи привезли в столицу Татарстана из Царского села?
- Не хотелось бы открывать все предметы сразу. Надо сказать, что мы сделали акцент не на количестве, а на качестве, все-таки это Царское село. Выставка, посвященная Пушкину, без Царского села – это даже странно, на мой взгляд. Можно вспомнить один пример предмета, который мы привезли с большим удовольствием – это генеральский ментик лейб-гвардии гусарского полка. Это подлинная, великолепная вещь. Мемориальный мундир принадлежал лично Александру первому. И, как вы знаете, гусарский полк – это история нашей страны, он прославился в 1812 году, это самый дорогой полк в русской гвардии. Бытует легенда, что Александр Сергеевич в свое время изъявил желание поступить в этот полк, на что получил ответ от отца – ни в коем случае, любой другой, только не этот. Почему он так сказал, я думаю, можно понять, если прийти на выставку и оценить этот ментик и доломан к нему.
Какие еще интересные вещи вы привезли в Казань?
- На мой взгляд, самый интересный предмет – это творчество. Это моя слабость. Есть известные вещи, есть менее известные для широкой публики. Например, все читали «Капитанскую дочку», но не все читали «Историю пугачевского бунта», а они написаны одним человеком, и это совершенно разные произведения.
У нас есть литография «Дача Смирновой-Россет». Это удивительная женщина, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Федоровны (Романова – российская императрица, супруга Александра III, мать императора Николая II, - прим. Т-и), впоследствии фрейлина супруги Николая I. Очень интересная барышня.
Вспомним такой эпизод: именно от [Александры] Смирновой-Россет Александр Сергеевич узнал о событиях в Варшаве, после которых он напишет, на мой взгляд, выдающееся стихотворение «Клеветникам России». Оно вызовет совершенно неоднозначную реакцию в русском обществе, в определенных кругах он станет нерукопожатным. Очень необыкновенно на это отреагирует господин [Петр] Вяземский. Некоторые люди перестанут здороваться с Александром Сергеевичем. Ты смотришь на эту литографию, вспоминаешь это стихотворение и углубляешься в творчество Пушкина — что может быть лучше?
Пушкин ехал в Казань не только как писатель, но и как ученый-историк
Ирина Васильевна, есть ли какие-либо интересные факты о визите Пушкина в Татарстан, Казань? Действительно ли он бывал в пгт. Васильево, пил ширданский катык?
- Я историк, я всегда доверяю только историческим фактам и источникам. Есть воспоминания Александры Андреевны Фукс о встрече с Александром Сергеевичем. Мы всегда говорим, что это, пожалуй, одно из первых воспоминаний современников о Пушкине, которое написано спустя пять лет после его гибели. Она очень подробно пишет о разговорах, скрывает только то, что Пушкин говорил ей лично, отмечая: «А вот это пусть останется между нами».
Поэтому в тех воспоминаниях: Фукс, [Эраст] Перцов, которые, так или иначе, встречались здесь с Пушкиным, но ни про какие прогулки поэта в Васильево там нет. Единственное, Пушкин, конечно, ехал через Васильевский перевоз, потому что другой дороги не существовало. Естественно, он ехал мимо Свияжска – Московский тракт был именно там. Но чтобы он задержался в Васильево или посетил тот или иной трактир — это фантазии.
Как долго Пушкин был в Казани?
- Он был здесь недолго — два дня и три ночи. Он приехал в ночь с 5 на 6 сентября 1833 года и рано утром 8 сентября уже торопился дальше в Симбирск по своему «Пугачевскому» пути. То, что этот человек сделал за два дня, — это колоссально. Он встретился со своим другом [Евгением] Баратынским, были разговоры и воспоминания их молодых лет. Встретился с Эрастом Петровичем Перцовым. Провел долгий вечер у Карла Федоровича Фукса и его жены Александры Андреевны. Но главное, чем он занимался, как он говорил: «Здесь я возился со стариками — современниками моего героя». Ему нужно было найти те факты по истории Пугачева. Он сюда ехал не только как писатель, чтобы закончить «Капитанскую дочку», но еще и как ученый-историк. Он собирал именно научные сведения.
Также для меня было неким откровением воспоминание о встрече с профессором Казанского университета Грачаниновым, который возглавлял казанское отделение Общества любителей российской словесности. Перцов, представляя Пушкина Грачанинову, сказал Александру Сергеевичу: «Ты обязательно должен подойти к этому старику и поздороваться с ним. Это твой начальник». Пушкин был удивлен: как человек, которого он видит в первый раз здесь, в Казани, вдруг его начальник. Он говорит: «Он возглавляет казанское Общество любителей российской словесности, а ты почетный член этого общества». Такие детали были в воспоминаниях современников еще XIX века.
Мало кто обращал внимание на воспоминания брата Эраста Перцова. Казанские ученые спросили его: правда ли Пушкин останавливался в вашем доме, доме Перцовых? Он ответил: «Нет, Пушкин останавливался в доме Льва Николаевича Энгельгарда, тестя Боратынского». Однако в XX веке очень прочно во всех путеводителях закрепилась тема, что Пушкин останавливался в гостинице дворянского собрания. Так что выставка своими коллекциями реанимирует те факты, которые уже давным-давно известны.
Бытует мнение, что Пушкин в «Сказке о царе Салтане» описывает остров-град Свияжск. Так ли это?
- Согласитесь, действительно они [о. Свияжск и о. Буян] похожи? Когда мы проезжаем мимо Свияжска, возникает такое же ощущение, как и от описания Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Но записей, подтверждающих это, нет.
Годы публикации произведения и путешествия Пушкина тоже не сходятся?
- Да. Всегда есть легенды, которые очень хорошо закрепляются. Насколько я понимаю, в Свияжске тема пушкинских сказок хорошо проходит.
По вашему мнению, в произведениях Пушкина прослеживаются ли какие-то образы и герои, связанные с Татарстаном?
- Нам действительно было интересно проследить это все. В библиотеке Пушкина на Мойке был словарь татарского языка. Пушкин интересовался восточной культурой. Это пошло еще с южной ссылки, когда в 1825 году он заканчивает подражанию Корану. Естественно, ученые всегда задавались вопросами: откуда источники этого интереса к Корану и как можно писать ему подражание, не зная татарского и арабского? Оказывается, Пушкин знал текст Корана по переводу, который сделал наш казанский преподаватель Михаил Веревкин. Причем Коран был сначала переведен на французский язык, потом на русский. Именно это издание было в руках у Пушкина.
У него есть несколько произведений и намеков на восточную и татарскую культуру. Это действительно так. Пушкина интересовало все, что связано с востоком. Среди его друзей можно назвать Бичурина, который много занимался востоком. Я думаю, эта тема его волновала.
Выставки, балы и митинги: как в России празднуют 220-летний юбилей Пушкина
Лариса Георгиевна, какие крупные мероприятия проходят в России в год 220-летия Александра Сергеевича Пушкина?
- Самая крупная выставка, которая была сделана совместно всеми литературными музеями Российской Федерации, состоялась в государственном музее Пушкина в Москве. Самая простая идея получает совершенно необыкновенное воплощение. В Бахчисарае на семинаре сообщество пушкинских музеев предложило тематику «Портреты Пушкина». Сначала кажется, что можно еще показать? В принципе, все прижизненные портреты Пушкина известны. Но выставка собрала совершенно удивительную галерею портретов, в ней участвовали многие музеи – не только литературные, но и художественные. Самое замечательное, что еще итогом этой выставки явился каталог, который для любого пушкиниста, для любого пушкинского музея – это собрание иконографии Пушкина на протяжении полутора столетий.
- Андрей Евгеньевич, а какие мероприятия проходят в Царском селе?
- В царском селе проходят разные мероприятия, но если вы любите Пушкина, вы просто обязаны там побывать. И дело не только в Царскосельских парках, лицее – там просто атмосфера соответствующая. И это влияет на любого человека, который туда приезжает. Нужно просто погулять по царскому селу. Ты идешь по улице – там императорский лицей, дом директора лицея, а вот здесь смеялись над Кюхельбекером, а вот здесь Гончаров, дом Китаева. Он так и называется – город муз, город Пушкин.
Ирина Васильевна, как в Казани празднуют юбилей Александра Сергеевича?
- Вообще в Казани, на мой взгляд, достаточно торжественно и празднично отмечают день рождения Пушкина. У нас каждый год проходит митинг у памятника поэту, прекрасный концерт в Оперном театре. В этом году было такое отличие от предыдущих празднований дня рождения Пушкина – у нас открылся культурный центр им. А. С. Пушкина. Мы тоже с ним связываем определенные надежды, потому что тема Пушкина там будет обязательно представлена, и я думаю, что мы получим еще один замечательный центр культурной жизни. Что касается нашего музея, то для посетителей традиционным стало проведение пушкинского бала, и каждый раз это набирает обороты. Звучат и романсы на стихи Пушкина и, конечно, пушкинские стихи. Мы еще очень любим у наших посетителей спрашивать, кто из них что помнит из Пушкина. И люди вспоминают, читают. Для нас это удивительно, конечно.
«Большинство современной молодежи знают, как разбавлять алкогольные коктейли, а от чего умер Пушкин – не знают»
- Лариса Георгиевна, по вашему мнению, для чего современным детям нужно изучать произведения Пушкина?
- Это такой вопрос, на который очень просто ответить – а как же без Пушкина? Можно ли представить себе русскую литературу, которую изучают в школе, которую начинают читать мамы своим детям? Я, например, начала читать Пушкина своему внуку, когда ему еще года не было, он очень хорошо слушал. Вокруг все напоминает о Пушкине, этим именем мы аукаемся. Не хочется повторять уже избитую фразу Апполона Григорьева – «Пушкин наше все». Что касается нравственных уроков, то естественно они не приходящие. Высочайшая духовность, которая заключена в пушкинских стихах, ее невозможно одним словом каким-то охарактеризовать. Все, кто имеет слух, кто владеет русской речью, просто не могут существовать без пушкинских стихов и прозы.
Но интересны ли школьникам произведения великого поэта? Как поднять этот интерес? Как преподавать литературу, чтобы ребенок действительно заинтересовался?
- На этот вопрос нет ответа. Вопрос о том, как сейчас преподавать литературу самый дискутируемый и в образовании, и в культуре. Интерес к литературе, к чтению падает. Люди перестают читать. И даже те, кто читал в детстве, перестают читать в зрелом возрасте. Эта тенденция не только российская, но и мировая, к сожалению. Чтение вытесняется другими источниками, как известно. Хочется как-то удержать в себе человеческое что-то.
А как считаете вы, Андрей Евгеньевич?
- Мне вспомнился ни Григорьев, ни Белинский – Венедикт Ерофеев с таким замечанием: «Большинство современной молодежи знает, как разбавлять алкогольные коктейли, а от чего умер Пушкин – не знает». Это грустно. Как преподавать детям – это очень серьезный вопрос. Могу сказать про своего брата – я его заставил читать Пушкина, когда он был маленьким, чего совершенно нельзя делать. Но потом он меня за это отблагодарил, потому что Пушкин – это не только наше все, это – золотой век литературы, не серебряный. Это основа русского литературного языка. И, на мой взгляд, к Пушкину должны приучать ни в университете, ни в школе, а именно в семье. Если в семье считается нормальным читать Пушкина, здесь уже никакой преподаватель ничего не сделает.
Ирина Васильевна, как, по вашему мнению, можно привить современным детям интерес к произведениям Пушкина?
- Пушкин в записке к Надежде Андреевне Дуровой как-то сказал: «Судьба автора так известна, так загадочна и так таинственна». Пушкин тоже кажется всем известным, ну кто же у нас не знает Пушкина? На самом деле он очень таинственный, очень загадочный. И вот в этой загадке [суть] – если детям сказать, что в произведениях Пушкина открывается совершенно удивительное богатство, заинтересовать их. Самое интересное, что может человек испытать – это ощущение тайны. Для меня у Пушкина всегда есть тайна. Я перечитываю его и всегда открываю что-то новое.
Нет комментариев-