Что происходит?
Накануне президент России распорядился продавать российский газ недружественным странам в рублях. Свое решение он объяснил тем, что использовавшиеся в таких расчетах западные валюты себя скомпрометировали. Он поручил «Газпрому» внести в контракты соответствующие изменения в самое короткое время. Президент подчеркнул, что изменения коснутся только валюты платежа, и Россия продолжит поставлять природный газ в объемах, зафиксированных в заключенных ранее контрактах.
На словах Путина цены на природный газ в Европе взлетели на 20% и превысили $1 350 за тысячу кубометров, а курс доллара в ходе валютных торгов на Московской бирже впервые со 2 марта опустился ниже 95 рублей.
Решение президента России вызвало неоднозначную реакцию со стороны государств. Представители Болгарии и Молдавии заявили, что проблем с оплатой газа в российской валюте не возникнет. Президент Сербии Александр Вучич выразил мнение, что переход на рубли в торговле газом — большая проблема для мира. Глава комитета бундестага по энергетике и защите климата Клаус Эрнст заявил, что оплата за российский газ в рублях технически возможна, однако это решение вынудит Евросоюз обходить собственные санкции.
Как это будет работать?
«Там, где возможно заменить в моменте валюту контракта и в случае с новыми контрактами это решение осуществимо. Вопрос в том, насколько будут согласны покупатели, — объясняет генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев. — С газом в краткосрочной перспективе у них выбора нет, в отличие от нефти и других сырьевых товаров. Соответственно, они будут вынуждены покупать рубли на бирже, а дальше расплачиваться за газ этими рублями вместо долларов или евро».
Но, по словам Самиева, есть определенный нюанс с контрактами, по которым замена валюты невозможна, потому что она прописана как валюта исполнения контракта.
«Если поставщик требует другую валюту, то, по сути, это считается нарушением контракта. Вопрос в том, как это будет отрегулировано и что будет с теми контрактами, где нет такого жесткого правила или же с новыми контрактами. Так или иначе, у европейских покупателей нет рублей и, для того чтобы расплачиваться за газ, им нужно будет осуществлять сделки на бирже. В целом, это окажет достаточно сильное укрепляющее действие на рубль», - комментирует эксперт.
В чем смысл такого решения?
«В текущих условиях, прежде всего, это стабилизирующее действие на национальную валюту. Во-вторых, это переход в сторону центрической валютной системы, чтобы больше отвязываться от доллара и евро, — отвечает Самиев. — Последние события показали, что надо отказываться от них, и это еще один шаг в эту сторону. Предполагается, что и другие страны, не относящиеся к Еврозоне и США, будут переходить к оплате в других валютах — тот же юань, индийская рупия и так далее. Будет большая диверсификация валют исполнения контрактов».
Решение Путина коснется не только контрактов на газ?
«Конечно, предполагается, что по такому же пути можно пойти и в случае с другими сырьевыми товарами, поскольку доля их поставок из России очень велика, и у покупателей часто бывает критическая зависимость от этих ресурсов, — говорит Самиев. — Это может касаться металла, нефти и некоторых других продуктов. На газовом рынке доля России как поставщика очень велика, как и в ряде других сырьевых групп. Сложно искать альтернативы, что, в общем-то, делает нашу переговорную позицию по условиям и валюте контрактов более сильной».
Готовы ли к этому зарубежные покупатели?
«Естественно, они не готовы, поскольку это определенный слом системы, которая сейчас действует, — считает эксперт. — В тех случаях, когда зависимость от России как от поставщика критическая, они будут вынуждены принять эти условия. Другое дело, что это будет вызывать определенный протест. Уже есть заявления, что это неправильно, и Европа не хочет переходить к такому формату, но так как другого выбора не остается, придется переходить.
Одним из факторов является то, что у них не получится в таком формате делать валютные спецсчета, которые могут быть контролированы покупателями и, в случае чего, заморожены, как уже было в истории — в том числе такую практику пытались выстроить при Советском Союзе. Грубо говоря, поставки идут, валюта накапливается на спецчсете, а потом перечисляется. То есть, всякие дополнительные препоны, которые ущемляют наши позиции, будут невозможны. Для нас это гораздо более правильный вариант».
Фото на постере: Рамиль Гали