Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Фролов: «Управляющие компании порой оказываются между молотом и наковальней»

Фролов: «Управляющие компании порой оказываются между молотом и наковальней»
В начале 2021 года жители Татарстана были серьезно встревожены счетами за коммунальные услуги. Об аномальных морозах зимы, долгах населения по ЖКХ и очистке воды в республике рассказал первый замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов в интервью Андрею Кузьмину.

Приветствую, Алексей Михайлович! Спасибо, что нашли время пообщаться на одни из самых актуальных тем в последнее время — это ЖКХ и морозы в нашей республике. Расскажите, как эта зима повлияла на работу коммунальных служб.

В моем понимании зима должна быть зимой. Нам удобнее, чтобы было как можно меньше переходов через ноль с точки зрения эксплуатации, обслуживания и содержания всех объектов, дорог и жилья. Перепады температуры не приветствуются населением. Это влияет на дополнительные расходы, например нужно менять одежду и обувь. К тому же есть определенные категории граждан с заболеваниями, на которых сильно влияет смена температур. 

Мы один серьезный переход пережили со льдом и дождем. Надеемся, что таких проявлений будет как можно меньше. Зима снежная, и переходы будут влиять и на дальнейшую ситуацию с паводками. Переходы образуют корку, которая при паводке будет влиять на движение воды. В больших крупных городах мы снег с улиц вывозим, но не во всех населенных пунктах это можно сделать.  

Какими будут квитанции за февраль, учитывая, что сейчас на улице мороз и отступать он не собирается? 

Предыдущие годы нас немного расслабили. Мы мало стали говорить об энергосбережении и проводить упреждающие мероприятия с населением. При этом тепло — это такая услуга, которую по факту сложно отрегулировать в старом жилье. В новых жилых домах есть горизонтальная разводка и отдельные приборы учета. То есть каждая семья может по-своему выстроить экономию. В старом жилье это делать сложно, и там скорее применяется форточное регулирование. Но последние несколько лет зимы были достаточно теплые. Особенно зима 2019/2020 года, когда мы в летней обуви проходили всю зиму. 

Этот год не сильно холодный. Если сравнивать его с 2019 годом, то у нас рост более 20% по объему потребления гигакалорий. Отдельно у нас были скачки в Набережных Челнах. При этом Автоград легко отмониторить, потому что город типовой, с новой инфраструктурой. Там проводился комплекс мероприятий, связанный с переходом на закрытую систему горячего водоснабжения. В каждом доме стоят узлы учета и регулирования тепла и один поставщик тепловой энергии, который может легко все подсчитать. 

По Набережным Челнам мы промониторили данные за январь, и рост в сравнении с январем 2020 года есть. Все по факту потребления, других причин нет. Человеческий фактор исключен. Приборы оснащены автоматизированным съемом показаний, то есть их собирает не человек с бумагой. 

Что делать жильцам? Экономить?

Султан Исхаков

Перед нами стоит задача дооснастить все жилые дома узлами погодного регулирования. Сейчас не во всех городах они есть. Эта задача стоит и перед Казанью. Здесь в порядка 50% жилья не установлены узлы погодного регулирования. В старом жилье стоят простые элеваторные узлы без датчиков. До конца теплосъем мы там осуществить не можем. 

Эта задача решается путем установки нового оборудования и требует вложения денежных средств. За один год этот вопрос решить нельзя, потому что мы действуем только в рамках программы капитального ремонта, но потихоньку будем двигаться.  

Кто будет за это платить?

Все это будет проводиться в рамках существующей платы, которую жители вносят за капитальный ремонт. Механически это можно сделать, снизив объем потребления, и экономить за счет узлов погодного регулирования, плюс сознание самих жильцов. В случае если в квартирах установлены новые батареи, оборудованные приборами, позволяющими «прижать» батарею с помощью крана, этим тоже можно пользоваться.

В многоквартирном жилье проживают соседи с разным образом жизни, и требования у всех разные. Управляющие компании порой оказываются между молотом и наковальней. Такую ситуацию мы имеем в начале отопительного периода, когда запускаем тепло ближе к 20-м числам сентября. Потом наступает потепление, и мы получаем кучу жалоб о перетапливании. 

Сейчас жители успокоились и поняли, в чем суть проблемы?

Мы проводили встречи и разъяснительную работу, муниципалитеты работали на местах. Удовлетворенность населения я ощущаю исходя из количества обращений — их стало меньше, буквально единицы. Если раньше до министерства доходило порядка 10-15 обращений, то на февраль у нас зафиксировано только два обращения.

С платежками за февраль шквал жалоб не увеличится? 

архив

Исходя из хронологии, то недавно жители получили счета за январь. За февраль он сформируется по факту февраля, посчитается 3 марта и 10 марта поступит жителям. С точки зрения текущего прогноза, февраль идет с серьезным отклонением по температуре в сравнении с февралем прошлого года. 

В платежках отклонение будет на примерно 20%?

Мы ориентируемся на 20% по сравнению с февралем 2020 года. Платеж за тепло формируется только за отопительный период. Зимние месяцы самые холодные, и на них приходится пик платежей. Они составляют порядка 40% от совокупного платежа. 

«Итоговая плата даже в соседних домах зачастую не зависит от величины тарифа»

Расскажите о разнице платежей компаний «Казэнерго» и «Татэнерго». У первой они выше. Эту проблему можно будет когда-нибудь решить?  

На сегодняшний день большой разницы по величине тарифа у компаний нет. Разница примерно в 80 рублей, если брать величину гигакалории. Итоговая плата даже в соседних домах зачастую не зависит от величины тарифа. Она может зависеть от конструктивных элементов жилого дома. Потребление тепла, даже если квартиры одинаковы по квадратуре, может отличаться. При этом если дом кирпичный, то его теплоемкость может быть меньше, чем у дома панельного. 

Вопрос уравнивания тарифов сегодня стоит на повестке дня. Как и пересмотр теплоснабжения в Казани, с точки зрения реконструкции магистральных сетей, ликвидации неэффективных котельных.

В Казани порядка 46 поставщиков тепла, много отдельных ведомственных котельных. Есть проблемные котельные, которые мы ежегодно запускаем самыми последними, где предприятия банкроты. Казань — это отдельная тема, связанная с большим количеством поставщиков и комбинированной выработкой тепла.

Как коммунальщики справляются со своей работой нынешней зимой? Были обильные снегопады, а за ними почти 10-балльные пробки и большое число обращений от людей. Какую оценку вы бы поставили Казани и другим городам республики?

По вопросам, которые связаны с дорожным покрытием, городские службы сработали оперативно. Были отдельные вопросы к управляющим компаниям и ТСЖ по сходу снега с крыш. 

Такие резкие перепады погоды ведут за собой пиковую нагрузку на коммунальные службы. Но у системы ЖКХ нет достаточного ресурса для таких случаев. Там не хватает людей, чтобы сразу и в полном объеме охватить всю территорию для расчистки снежных завалов. И здесь многое связано с вопросом оплаты труда. Мы видим зарплату этих работников, которая на 30% ниже, чем в среднем по экономике. 

Сколько в среднем получает дворник в Казани?

архив

Около 15-18 тыс. рублей. И очередей из желающих пойти на такую работу нет. Если в этом разрезе посмотреть на Москву — там эти вакансии заняты трудовыми мигрантами. Мы тоже пытались пойти по этому пути, но история с пандемией все затормозила. Да и на такие зарплаты очень сложно кого-либо привлекать. Поэтому управляющие компании нашли выход: они привлекают дворников к обслуживанию большей территории. Соответственно, растет и уровень оплаты. 

Кроме того, мы наблюдаем сезонный отток кадров в этой сфере. Летом желающих работать достаточно. Но с приходом зимы их число резко сокращается — людям физически сложно выполнить такой объем работы с учетом сугробов и снега. 

Какой дефицит дворников по Казани и республике на сегодняшний день?

В Казани их на 25% меньше, чем нам требуется. В сельских населенных пунктах это около 7%. В последнем случае большую помощь по расчистке сугробов оказывают сами местные жители. 

Долги по ЖКХ, реструктуризация и база данных

Михаил Захаров

Оцените платежную дисциплину наших граждан. Какие долги сейчас накопились у населения? Опишите портрет типичного неплательщика в сфере ЖКХ. 

Задолженность по отрасли за период с 2006 года составляет 7,6 млрд рублей. Это достаточно объективная цифра, которую рассчитывает наша единая информационная система. И эта цифра не учитывает пени, только чистый долг населения. 

Есть системные неплательщики с серьезными долгами, которые практически невозможно взыскать. Это около 55% от всей суммы задолженности. Следующая категория долгов — от 3 до 6 месяцев — касается в основном обеспеченных людей с несколькими квартирами. У них либо не хватает времени на оплату всех платежей, либо долги идут по квартирам в аренде. Это 1,5 млрд рублей от общей суммы долга. 

Есть группа должников с долгами до трех месяцев. В основном здесь социально незащищенные слои населения — у кого-то проблемы с работой и т. д. С данной категорией отдельно работают управляющие компании, их не так много, и здесь все максимально понятно. В абсолютных цифрах таких долгов около 400 млн рублей. С такими семьями ведется плотная работа, и ситуация постоянно мониторится. 

Сколько людей выселили за долги в последние два года?

За последние четыре года мы не выселили ни одной семьи. Такие крайне жесткие действия мы пока не применяем. 

Это понятно в отношении семей и пенсионеров. Но ведь там заметный долг и среди бизнеса, который сдает квартиры…

Мы работаем с этой категорией более эффективными методами. Ведь даже сам процесс выселения тоже стоит определенных денег. И далеко не факт, что распродажа имущества должника позволит закрыть его долги и цену самой процедуры. 

В каждом случае нужно фиксировать наличие имущества, машины и других активов должника, оценивать их стоимость и т. д. У нас есть такая практика. Такие методы более эффективны и дают реальный посыл, чтобы человек пошел и оплатил свои долги. 

А просто перекрыть газ, свет — это не работает? Или нет такой технической возможности?

Технические возможности есть. В случае если структура договорных отношений позволяет отключить, то в первую очередь отключается электроэнергия. Плюс есть техническая возможность затампонировать канализацию в конкретной квартире через подвал, робот заходит и ставит заглушку через конкретную квартиру. Такая практика есть. К сожалению, она недешевая и вызывает недовольство соседей, ведь во время работ бывают случаи, когда возникают нехорошие последствия, если там асоциальный элемент живет, он начинает гадить везде. 

Но в чем вы видите свет в конце тоннеля? В изменении законодательства, ужесточении или гибких формах?

Нам нужно идти на реструктуризацию. Необходим ряд системных изменений. На мой взгляд, нам нужно выйти из периода заблуждения и структурировать жилищный фонд: мы почти 15 лет живем по новому жилищному законодательству, практика сложилась, есть жилье реальное, где люди управляют ТСЖ сами и граждане купили жилье. Я считаю, что тем жильем, которое было в период массовой приватизации, должен максимально управлять муниципалитет, у него должны быть полномочия и финансовые инструменты для решения этих вопросов. 

Как бы мы ни ходили вокруг темы ЖКХ с вопросом, это бизнес, государственная система управления или альтруизм, все-таки жилье, которое массово подверглось приватизации, — это ответственность государства. 

А толку собираться, если пять семей в доме, денег, как ни собирай, ни на что не хватит? Что им делать?

Мы должны сформировать цифровую базу данных по всем многоквартирным домам в части технической документации, чтобы управленец мог получить всю необходимую информацию. Чтобы жилищная инспекция более эффективно работала, необходимо, чтобы база данных о жилом доме была полной: техническая документация, информация о собственниках, их долях, договора на энергоснабжение.

Такой базы вообще нет?

Салават Камалетдинов, Видео: Салават Камалетдинов

Она разрозненная, и доступ к этой информации везде регулируется различными регламентами. Не все структуры могут получить ее бесплатно или оперативно. Даже протоколы собраний, которые сейчас проводят активисты, не всегда по установленной законом форме делают. Необходимо, чтобы эту информацию люди получали из единой системы. 

Еще есть проблема психологии — согласитесь, что человек считает своим жильем квартиру. Дверь открыл, в подъезд вышел, и можно мусорить. Что с этим делать?

Мы не должны строить иллюзий. Психологию можно поменять только сменой поколений, прививая идеи начиная с детского сада, школы, вузов. Такая работа уже присутствует. У меня детям преподают энергосбережение, объясняют, что такое дом, сколько стоит жизнь. У нас очень непростая климатическая зона. Есть практика Казахстана при переходе от государственного управления к частному, где они просто перестали обслуживать жилые дома.

Хотите — скидывайтесь?

Люди начали заваливать подъезды отходами, начали бурлить и перешли к формированию своих структур управления. Но у них климат немного другой. У нас межотопительный период короткий, и мы не можем население оставить один на один с проблемой, чтобы они сами перезаключили договора, собрались и определили форму управления. Хотя попытки у нас были.

Может, выбрать район в городе и его оставить? Но я в таком жить не хочу, и так, наверное, все скажут.

Мы пытались. Был переход от государственных к частным формам управления в 2006 году, попытки были с организацией отдельных ТСЖ. Но даже собрание провести было невозможно. Мы пытались с университетом сделать модель, собрали психологические портреты собственников, пытались математическую модель сделать и вычислить, сколько раз нужно собраться, чтобы принять хотя бы одно положительное решение. Но там около тысячи раз необходимо собраться, чтобы с различными психопортретами граждан, проживающих в обычной пятиэтажке, прийти к консенсусу.

Поэтому так и будет государство с этим работать и делать это во многом неэффективно? Кажется, что частник лучший собственник, чем государство. А в ЖКХ, оказывается, наоборот.

Государство — эффективный заказчик. У нас же произошла подмена. Крупные управляющие компании зачастую аффилированы сами с собой: являются и заказчиками, и подрядчиками. А в результате возникает вопрос недоверия. И попробуй объяснись, если выступаешь в одном лице, перед гражданами, чиновниками, надзорными органами. 

Очистка воды и участки для многодетных семей без ИЖС

Давайте поговорим о том, что Счетная палата включила Казань в число городов РФ с наиболее загрязненными водоемами. А ведь воду мы пьем из этих самых водоемов. Почему так происходит?

У нас на период формирования программы «Чистая вода» были обследованы все источники водоснабжения. У нас есть источники, на которых имеются отклонения по отдельным параметрам. Как правило, это источники водоснабжения, где используется подземная вода. Там есть превышения по железу, мы все показатели знаем и по ним работаем.

Есть источники, которые берут из русла рек: это водозабор на Каме, Тураевский водозабор, который снабжает Елабугу и Менделеевск, Нижнекамский водозабор, Волжский водозабор, который крупный. На всех русловых водозаборах система очистки воды намного проще. И вода, которую берешь из реки, она более качественная, чем вода из-под земли. Из-под земли есть отдельные штучные скважины, которые приравниваются к минеральной воде. Но в большей степени воду, которая качается из-под земли, надо серьезно доочищать, и цена у нее будет намного выше.

У людей, которые у себя сверлят скважины, идет некачественная вода? То есть ее надо дополнительно доочищать?

Владимир Васильев

Вопрос персональных скважин — это отдельная тема. Те, кто живет в частном жилье, даже в квартирах, ставят системы доочистки воды. Для приготовления пищи, как правило, либо используют покупную воду, либо ее доочищают. Но если применять воду из подземных водозаборов, где источник изначально не может обеспечить качественной водой, и доводить ее до требований СанПиНа, то вода будет стоить намного дороже. 

Если на деревню подать доочищенную воду, где население привыкло использовать ее на полив, и увеличить ее стоимость в три раза, то она должна стоить порядка 100 рублей. В среднем вода стоит в районе 36 рублей за кубический метр.

Я брал несколько раз интервью у гендиректора «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафината Яруллина: рассказывали о «хитрых» бактериях, которых научились использовать для очистки воды. Какая-то работа в этом направлении ведется?

В этом направлении ведется самая активная работа. Вопрос очистки воды поднят на республиканском уровне в 2017 году Президентом РТ Рустамом Миннихановым. За 2017–2018 годы мы проводили работы на 46 очистных сооружениях. В 2019 году 40 очистных сооружений где-то ремонтировали, где-то проводили работы капитального характера и приводили их в порядок. В 2020 году отремонтировали 27 очистных сооружений. Это все за счет отдельной целевой республиканской программы. То есть ежегодно Президентом принимаются решения, выделяются денежные средства на приведение в порядок очистных сооружений. 

Сейчас этот вопрос поднялся на федеральную повестку. В рамках федеральной повестки, в рамках нацпроекта «Оздоровление Волги». Мы находимся на Волге, и весь наш сток (и хозфекальный, и от промышленных предприятий) все-таки уходит в бассейн реки Волги. Поэтому все населенные пункты, которые находятся на территории республики, могут участвовать в рамках данного национального проекта.

За 2019–2020 годы мы привели в порядок 12 очистных сооружений. В рамках 2021 года мы входим в серьезный проект по реконструкции очистных сооружений города Казани. 

У крупных районных центров не было очистных сооружений. И даже до сих пор у многих нет?

Ситуация в большей степени не зависит от капитальных вложений. Процесс контроля за работой очистных сооружений в первую очередь требует воспитания и подготовки людей, которые должны понимать, как работают очистные сооружения. Мы каждый год стараемся привлекать те технологии, которые бы работали максимально самостоятельно. 

Сейчас работает федеральная программа по раздаче земли многодетным семьям. Многие семьи получили участки под Казанью, куда не дотягивается ни электричество, ни вода — ничего. Как решать эту проблему? 

Идея хорошая, при этом этой идее уже больше десяти лет. Эту тему мы обсуждали на многих площадках. Она периодически возникает на площадке Госсовета. Совместно с муниципалитетами мы уже исследовали все эти территории, рассчитали, сколько необходимо коммуникаций, сколько нужно «социалки» и т. д. Частично идет решение по электричеству, по газу, а в некоторых населенных пунктах — по воде. Там, где эти территории максимально рядом с существующими населенными пунктами, выход из этой ситуации есть. 

Чтобы решить эту задачу в комплексе (вся необходимая инфраструктура плюс «социалка»), нужно ориентировочно 45 млрд рублей, это с дорогами. Это на всю республику. Было много обращений по этому вопросу, в том числе Президент неоднократно по этому вопросу обращался. Но единой таблетки, чтобы найти решение в комплексе, пока нет. 

Сейчас мы озадачили этим вопросом государственный жилищный фонд, чтобы найти какие-то механизмы поддержки и еще какие-то инструменты, чтобы эти семьи вовлечь. Тема очень непростая. Изначально, когда принималось это решение, на наш взгляд, оно не до конца додумано.

Может федеральный центр дать 45 млрд рублей, если он обязал нас выполнить эту программу?

Абдул Фархан

Этот вопрос регулярно на повестке. Мы прекрасно понимаем, что это семьи, реально активные в экономике любого субъекта, потому что это люди трудоспособного возраста, они замотивированы. При этом у нас серьезная проблема с миграционными потоками, с трудовыми ресурсами, и эта категория может закрывать по разным направлениям сразу несколько вопросов. 

Спасибо за интервью!

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев