Фильм уже удостоили «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и двух «Золотых глобусов» — за музыку и режиссуру. «Форма любви» — только ли красивая картинка и хорошее музыкальное сопровождение? Давайте разбираться.
Фильм начинается в привычной для дель Торо манере — рассказчик поведает нам историю о прекрасной принцессе. Но не спешите брать на эту сказку детей. В фильме есть насилие, сексуальные сцены с морским чудищем и не только и даже небольшой намек на однополую любовь. Действие разворачивается на фоне холодной войны, в 1962 году. Так что если это и сказка, то точно для взрослых. Для взрослых, которые верят в сказки, если точнее.
Если кратко о сюжете, то главная героиня Элайза каждую ночь убирается на закрытом государственном объекте и общается с окружающими на языке жестов. Однажды в лабораторию привозят таинственное существо, которое заинтересовало как американских, так и советских ученых и военных. Полковник Стрикленд выловил его где-то в Южной Америке, где монстру поклонялись как богу. Военный уверен, что чудовище опасно, и намерен убить его, но Элайза не боится. Она присматривается к монстру, кормит его яйцами, учит языку жестов, в конце концов, влюбляется и решает освободить.
Ассорти сказки и реальной жестокости
Характер дель Торро читается с первых минут фильма — это смесь реальной истории, фантастики, мелодрамы и, конечно, монстров. Что-что, а создавать монстров дель Торро любит и делает это весьма успешно.
В детстве фильмы Гильермо дель Торо внушали мне тихий ужас. Например, «Лабиринт Фавна» — вроде и сказка, но такая мрачная и жуткая! Чего стоит только постер к картине с рогатым Фавном с длиннющими страшными ногтями. А Бледный человек с глазами на ладонях? Уверена, не мне одной он приходил в кошмарах. И вот опять! Гильермо породил новое чудовище.
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна"
Друг режиссера Даг Джонс который раз играет монстра. На этот раз актер предстал перед зрителями в образе мифического водного полубога без имени. Работа над фильмом велась шесть лет, почти половину из которых создавали само «существо». И надо признать, амфибия получилась весьма колоритной. Нет ощущения, что монстр выдуманный, кажется, в мутных и темных озерах водятся именно такие — со стеклянными глазами, перепончатыми конечностями и суровым нравом.
Вы можете не знать актера внешне, но чудовищ, которых он играет, забыть тяжело. Это и «Синий» из «Хеллбоя» (кстати, тоже водное существо), и Фавн, и мой детский кошмар Бледный из «Лабиринта Фавна». На его счету вампиры, роботы и потрошители, в конце концов, он даже играл призрака матери в «Багровом пике»!
С первых появлений на экране морское чудовище боишься, постепенно начинаешь присматриваться и, кажется, привыкаешь. Водное чудо становится жалко, когда он еле дышит в непривычной среде или когда полковник Стрикленд избивает его. Невольно задаешься вопросом, а кто здесь чудовище?
Действительно, монстры мексиканского сказочника только выглядят как чудовища, но это не зло «в чистом виде», есть вещи куда пострашнее. Эта идея прослеживается во многих фильмах дель Торо. Например, в «Лабиринте Фавна» главное зло не монстры, а фашизм, в «Багровом пике» — инцест, в «Форме воды» — холодное противостояние двух держав. На фоне зла, которое совершают люди, монстров дель Торо не боишься. Самые страшные создания в его фильмах — это люди.
Американский Ихтиандр версии 2.0?
Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Российским зрителям приятно думать, что идея о чудище из воды взята прямиком из книги русского писателя-фантаста Александра Беляева «Человек-амфибия». К тому же отечественный фильм про Ихтиандра вышел в 1962году, и действие «Формы воды» как раз происходит в том же 1962-м. А еще оба героя — и «русский» Ихтиандр, и американский водный монстр почти «земляки». Ихтиандр плавал в водах Буэнос-Айреса, монстра дель Торо поймали в водах Амазонки — кто только не водится в водах Южной Америки!
Сам режиссер утверждает, что вдохновлялся американским фильмом 1954-го года «Создание из Чёрной лагуны», а все совпадения с «советским» человеком-амфибией являются случайными. Год же выбран потому, что режиссер уверен — это пик величия США, время, когда жители верили в «американскую мечту».
В начале фильма рассказчик упоминает, что действие на экранах разворачивается в последние годы правления прекрасного принца. Речь, конечно, идет о Джоне Кеннеди. Через год Америку потрясет новость о его загадочном убийстве.
Беспощадные русские шпионы
Еще одним интересным совпадением (или нет) является то, что фамилия русского агента КГБ — Михалков. Имени его мы так и не узнаем.
Вообще, когда узнаешь, что фильм про холодную войну, невольно ждешь от американской картины, что главным злодеем обязательно будет русский шпион. Кажется, что он наверняка Иван, который любит борщ, а на досуге бренчит на балалайке. Спасибо, дель Торо, что в картине нет таких неуместных стереотипов! Не все русские в глазах американцев негодяи, и это приятно удивляет. Шпиона зовут Дмитрий, и в картине он неожиданно себя проявляет.
Хорошо, что не черно-белый!
Изначально Гильермо дель Торо задумывал «Форму воды» как черно-белый фильм, но студия предложила режиссеру увеличить бюджет почти на 8 млн долларов, чтобы снимать картину в цвете.
Наверное, черно-белый фильм тоже нашел бы своего зрителя (хотя, возможно, их было бы меньше), но все же хорошо, что фильм не монохромный. Красивая картинка в синих, зеленых, бирюзовых и изумрудных цветах сразу погружает в морскую пучину и не отпускает, даже когда в кадре обычная квартирка или стены лаборатории. Кажется, что все действие разворачивается под водой, но в этой синей бездне так красиво и интересно, что выныривать не торопишься.
Что касается музыки, то ее много. Элайза, некая американская Амели, любит мюзиклы, часто их смотрит, пританцовывает на работе, воображая, в песне признается в любви амфибии. Фильм музыкален, но это не раздражает и не отвлекает от сюжета, наоборот, наравне с цветовым решением звуковое сопровождение дополняет и только украшает картину. Даже цокот каблуков, звук таймера на кухне или сирены автомобилей органично вписываются в общий музыкальный ряд.
Почему "Форма воды"?
У воды, как и у любви, нет формы, и нет границ. Неожиданные отношения девушки Элайзы и страшного монстра — яркое тому подтверждение.
Два совершенно безмолвных персонажа прекрасно понимают друг друга. Девушка видит в чудовище себя — он тоже не говорит, но все понимает, он также одинок и чужд окружающим, прячется от людей под водой, а Элайза — в квартирке над кинотеатром.
Ученые считают чудище оружием и решают убить, так и не разобравшись, что он — разумное существо. Рядом с ним Элайза не чувствует себя неполноценной, верит, что нужна ему, и ощущает себя живой и настоящей.
Даже самые страшные монстры способны на прекрасное чувство и человечные поступки, а люди порой совершают ужасные вещи — фильм именно об этом. Красота и уродство, добро и зло, противостояние двух мировых держав — дель Торо постоянно играет на контрасте и умело балансирует между крайностями.
Конечно, «Форма воды» — это сказка со счастливым концом, ведь добро всегда побеждает зло, а у дель Торо по-другому и не бывает.
Нет комментариев-