Фильм уже удостоили «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и двух «Золотых глобусов» — за музыку и режиссуру. «Форма любви» — только ли красивая картинка и хорошее музыкальное сопровождение? Давайте разбираться.
Фильм начинается в привычной для дель Торо манере — рассказчик поведает нам историю о прекрасной принцессе. Но не спешите брать на эту сказку детей. В фильме есть насилие, сексуальные сцены с морским чудищем и не только и даже небольшой намек на однополую любовь. Действие разворачивается на фоне холодной войны, в 1962 году. Так что если это и сказка, то точно для взрослых. Для взрослых, которые верят в сказки, если точнее.
Если кратко о сюжете, то главная героиня Элайза каждую ночь убирается на закрытом государственном объекте и общается с окружающими на языке жестов. Однажды в лабораторию привозят таинственное существо, которое заинтересовало как американских, так и советских ученых и военных. Полковник Стрикленд выловил его где-то в Южной Америке, где монстру поклонялись как богу. Военный уверен, что чудовище опасно, и намерен убить его, но Элайза не боится. Она присматривается к монстру, кормит его яйцами, учит языку жестов, в конце концов, влюбляется и решает освободить.
Ассорти сказки и реальной жестокости
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/002a09903602db0add0ee3917ac3e507f7c4effd491b495348ef0dfaec32.jpg)
Характер дель Торро читается с первых минут фильма — это смесь реальной истории, фантастики, мелодрамы и, конечно, монстров. Что-что, а создавать монстров дель Торро любит и делает это весьма успешно.
В детстве фильмы Гильермо дель Торо внушали мне тихий ужас. Например, «Лабиринт Фавна» — вроде и сказка, но такая мрачная и жуткая! Чего стоит только постер к картине с рогатым Фавном с длиннющими страшными ногтями. А Бледный человек с глазами на ладонях? Уверена, не мне одной он приходил в кошмарах. И вот опять! Гильермо породил новое чудовище.
Кадр из фильма "Лабиринт Фавна"
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/1c95c9b6323c68d062ba6ee242e7ea64b8058573e0d78ae9ff33cd0a1846.jpg)
Друг режиссера Даг Джонс который раз играет монстра. На этот раз актер предстал перед зрителями в образе мифического водного полубога без имени. Работа над фильмом велась шесть лет, почти половину из которых создавали само «существо». И надо признать, амфибия получилась весьма колоритной. Нет ощущения, что монстр выдуманный, кажется, в мутных и темных озерах водятся именно такие — со стеклянными глазами, перепончатыми конечностями и суровым нравом.
Вы можете не знать актера внешне, но чудовищ, которых он играет, забыть тяжело. Это и «Синий» из «Хеллбоя» (кстати, тоже водное существо), и Фавн, и мой детский кошмар Бледный из «Лабиринта Фавна». На его счету вампиры, роботы и потрошители, в конце концов, он даже играл призрака матери в «Багровом пике»!
С первых появлений на экране морское чудовище боишься, постепенно начинаешь присматриваться и, кажется, привыкаешь. Водное чудо становится жалко, когда он еле дышит в непривычной среде или когда полковник Стрикленд избивает его. Невольно задаешься вопросом, а кто здесь чудовище?
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/4b9385068a72fd9e89c9dce35bb51ed0d3c8b3ba273cc8bee13ef09c2da4.jpg)
Действительно, монстры мексиканского сказочника только выглядят как чудовища, но это не зло «в чистом виде», есть вещи куда пострашнее. Эта идея прослеживается во многих фильмах дель Торо. Например, в «Лабиринте Фавна» главное зло не монстры, а фашизм, в «Багровом пике» — инцест, в «Форме воды» — холодное противостояние двух держав. На фоне зла, которое совершают люди, монстров дель Торо не боишься. Самые страшные создания в его фильмах — это люди.
Американский Ихтиандр версии 2.0?
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/cf90ddbb42108e465f2c6eca652e30ba7813784fba3eea7a3cdd45f30f1d.jpg)
Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Российским зрителям приятно думать, что идея о чудище из воды взята прямиком из книги русского писателя-фантаста Александра Беляева «Человек-амфибия». К тому же отечественный фильм про Ихтиандра вышел в 1962году, и действие «Формы воды» как раз происходит в том же 1962-м. А еще оба героя — и «русский» Ихтиандр, и американский водный монстр почти «земляки». Ихтиандр плавал в водах Буэнос-Айреса, монстра дель Торо поймали в водах Амазонки — кто только не водится в водах Южной Америки!
Сам режиссер утверждает, что вдохновлялся американским фильмом 1954-го года «Создание из Чёрной лагуны», а все совпадения с «советским» человеком-амфибией являются случайными. Год же выбран потому, что режиссер уверен — это пик величия США, время, когда жители верили в «американскую мечту».
В начале фильма рассказчик упоминает, что действие на экранах разворачивается в последние годы правления прекрасного принца. Речь, конечно, идет о Джоне Кеннеди. Через год Америку потрясет новость о его загадочном убийстве.
Беспощадные русские шпионы
Еще одним интересным совпадением (или нет) является то, что фамилия русского агента КГБ — Михалков. Имени его мы так и не узнаем.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/bb962d23be752c2716d057c88318981bc0600cd9ebca556fc3667d29c338.jpg)
Вообще, когда узнаешь, что фильм про холодную войну, невольно ждешь от американской картины, что главным злодеем обязательно будет русский шпион. Кажется, что он наверняка Иван, который любит борщ, а на досуге бренчит на балалайке. Спасибо, дель Торо, что в картине нет таких неуместных стереотипов! Не все русские в глазах американцев негодяи, и это приятно удивляет. Шпиона зовут Дмитрий, и в картине он неожиданно себя проявляет.
Хорошо, что не черно-белый!
Изначально Гильермо дель Торо задумывал «Форму воды» как черно-белый фильм, но студия предложила режиссеру увеличить бюджет почти на 8 млн долларов, чтобы снимать картину в цвете.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/21b08e16609304303fdfccc3abd776e9d536ec8184fced570b5b7981785e.jpg)
Наверное, черно-белый фильм тоже нашел бы своего зрителя (хотя, возможно, их было бы меньше), но все же хорошо, что фильм не монохромный. Красивая картинка в синих, зеленых, бирюзовых и изумрудных цветах сразу погружает в морскую пучину и не отпускает, даже когда в кадре обычная квартирка или стены лаборатории. Кажется, что все действие разворачивается под водой, но в этой синей бездне так красиво и интересно, что выныривать не торопишься.
Что касается музыки, то ее много. Элайза, некая американская Амели, любит мюзиклы, часто их смотрит, пританцовывает на работе, воображая, в песне признается в любви амфибии. Фильм музыкален, но это не раздражает и не отвлекает от сюжета, наоборот, наравне с цветовым решением звуковое сопровождение дополняет и только украшает картину. Даже цокот каблуков, звук таймера на кухне или сирены автомобилей органично вписываются в общий музыкальный ряд.
Почему "Форма воды"?
У воды, как и у любви, нет формы, и нет границ. Неожиданные отношения девушки Элайзы и страшного монстра — яркое тому подтверждение.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/420283e868c645ccca7cb0c003d22da67588f71cd8413344784137a4d7ba.jpg)
Два совершенно безмолвных персонажа прекрасно понимают друг друга. Девушка видит в чудовище себя — он тоже не говорит, но все понимает, он также одинок и чужд окружающим, прячется от людей под водой, а Элайза — в квартирке над кинотеатром.
Ученые считают чудище оружием и решают убить, так и не разобравшись, что он — разумное существо. Рядом с ним Элайза не чувствует себя неполноценной, верит, что нужна ему, и ощущает себя живой и настоящей.
Даже самые страшные монстры способны на прекрасное чувство и человечные поступки, а люди порой совершают ужасные вещи — фильм именно об этом. Красота и уродство, добро и зло, противостояние двух мировых держав — дель Торо постоянно играет на контрасте и умело балансирует между крайностями.
Конечно, «Форма воды» — это сказка со счастливым концом, ведь добро всегда побеждает зло, а у дель Торо по-другому и не бывает.
Нет комментариев-