Расскажите немного о себе, откуда Вы, где учились.
— Я родом из Черемшанского района — это юго-восток Татарстана, деревня Нижняя Каменка. После четвертого класса переехал в Алькеевский район, там прожил пять лет. Потом переехали в Казань, куда перевели отца. Поменял три школы за свою жизнь. Затем обучался в Казанском университете на Юридическом факультете. Закончил его с красным дипломом, поступил на аспирантуру. Более 14 лет живу в Казани, учусь и работаю здесь.
Расскажите про свою семью.
— Семья у меня служит Отечеству. Папа — полковник полиции, а начинал обычным деревенским участковым. Он из обычной крестьянской семьи, был начальником милиции в Черемшанском районе, потом его перевели в Алькеевский район начальником РОВД, потом в Казань. Мама тоже из этой же системы. И младший брат пошел по стопам отца, закончил в прошлом году Казанский юридический институт МВД России и сейчас работает в правоохранительной сфере. Поэтому мой выбор был больше цивилистический, хотя я должен был тоже пойти по правоохранительной деятельности, но мне больше нравится цивилистический подход. У меня специализация была гражданско-правовая.
Какие качества привила Вам семья?
— Я очень благодарен своим родителям за воспитание. Мама была домохозяйкой, она своей карьерой пожертвовала ради воспитания нас с братом. Семья была военной, дисциплинированной. Авторитетом был отец, любое его слово было законом для нас и сейчас то же самое. Во-вторых, исполнительство. У нас не было такого, что «ты не можешь», было только «ты должен», и вариант, того, как это решить, то есть давалась альтернатива. Это важно для лидера, он должен находить выход из любой ситуации. Нет четко прописанных алгоритмов решения вопросов. В любой жизненной ситуации всегда нужно находить альтернативные возможности, потому что каждая ситуация индивидуальна. С детства это тоже нам прививалось.
Конечно же, понятия чести и справедливости — это очень важно, и с детства нас учили не обманывать и не обижать людей, всегда держаться за правило честности. Это был закон, поэтому любые свои действия нужно, в первую очередь, соизмерять с этими принципами чести и справедливости, чтобы за тобой потом не было шлейфа, что ты бесчестный или несправедливый.
Переезды как-то повлияли на Вас?
— Мои переезды также очень сильно повлияли на формирование личности, потому что в возрасте 12-16 лет приходилось заново идти в новую школу, в новую среду. И для ребенка это психологически тяжело. В то же время я был старшим сыном и должен был нести ответственность за своего младшего брата, адаптировать его к новым условиям. Уже тогда у меня была такая командная работа. Переезд из района в Казань тоже сформировал меня. Когда из района переезжаешь в столицу, понимаешь, что у городских жителей немного другое мировоззрение. Но я всегда горжусь и ценю, что я вышел из района, потому что сельская местность формирует характер немного по-другому, у нас более строгие и конкурентные условия роста. В городе в этом плане немного другие условия.
Есть школьные учителя, которые наиболее запомнились?
— Характер и какие-то качества и навыки формируются в течение жизни, на тебя влияет социум и окружение. Это не только родители, но и учителя-наставники. В Алькеевском районе у меня был замечательный учитель истории и обществознания, который привил тягу к знаниям, тягу к новому. Он давал определенные факты, и мы шли в библиотеку, изучали дальше. Именно такая интересная подача формирует в ребенке тягу к знаниям, тягу к изучению этих фактов. В то время у меня и возникло желание поступать на юридический факультет. Так же преподаватели в университете формировали мой характер.
Очень сильно на меня повлияла стипендиальная программа Владимира Потанина. Там проходит отбор лидеров, талантливых ребят среди студентов университетов. Для того, чтобы там участвовать необходимо закрыть две сессии на отлично, пройти тестирование на IQ и EQ, дальше деловые игры, чтобы доказать свои лидерские качества, показать системное мышление, умение работать в команде, умение доводить до людей свои мысли. И, конечно, проектная работа в рамках этой программы. Я ездил в Москву и Сочи на Зимнюю школу. Там нас обучали эксперты и меняли мировоззрение. Это тоже оказало свое влияние.
Преподаватели с Юридического факультета КФУ оставили такое же впечатление?
— Да, конечно. Марат Владимирович Фитюхин, преподаватель по гражданскому процессу. Я его называю наставником. Он ведет определенные проекты, занимается благотворительной деятельностью, это не в рамках учебного процесса. Он принимает участие в организации Всероссийских судебных дебатов — собирает вечером ребят, час-два работаем над фабулами, моделируем деловые игры. И многие его выпускники судебных дебатов на сегодняшний день являются сильными практикующими юристами, адвокатами, очень конкурентоспособные. Я могу каждого преподавателя Юридического факультета поблагодарить, потому что каждый внес определенную частичку. Ну и, конечно, я хочу поблагодарить своих однокурсников, командно-студенческое научное общество, мы до сих пор дружим и общаемся, участвуем во многих совместных проектах.
Чем занимались еще, кроме научной деятельности?
— Я всю жизнь занимаюсь спортом — футболом и бегом. Я кандидат в мастера спорта по бегу, член сборной университета по легкой атлетике. Мы не раз выигрывали и золотые, и серебряные, и бронзовые медали. Играл в футбол за команды. В университете я всегда активно проявлял жизненную позицию в плане спорта. Это не всегда укладывается в голове, как люди могут хорошо учиться, заниматься научной деятельностью, но еще и быть в спорте. Но я считаю, что это важная составляющая любого лидера, потому что восполнять эмоциональный и энергетический баланс нужно за счет спорта. Спорт в моей жизни играет важную роль. Три раза в неделю мы играем в футбол с моими коллегами, друзьями. Это помогает формировать команду, эмоционально перезагрузиться. Один раз в неделю я бегаю.
Как сложилась жизнь после университета?
— После университета я поступил в аспирантуру, но меня не сразу взяли. Я считал это провалом, потому что я целенаправленно шел к этому. Я пять лет учился, занимался научной деятельностью, проводил конкурсы, был одним из лучших студентов. У меня красный диплом, экзамены в аспирантуру сдал на пятерки. Но у аттестационной комиссии было решение не брать меня на бюджетное место, предложили поступать на контрактное. Я посчитал, что это неразумно и поступил в частный вуз ТИСБИ. Обучался там полгода. Но потом мы реализовывали совместный проект — Корпус наблюдателей «За чистые выборы». И когда мы выступали перед студентами Юридического факультета, меня представили как аспиранта Юридического факультета Казанского университета. На что я сказал, что не являюсь аспирантом, и ректор очень сильно удивился. Через семь-восемь месяцев я восстановился на бюджетное место, сдал заново экзамены и поступил на Юридический факультет.
Это говорит о том, что нельзя никогда опускать руки, нужно идти к своей цели. В жизни бывают разные ситуации, и не всегда все от тебя зависит, каким бы хорошим ты не был. Я очень сильно уважаю лидеров, которые, несмотря на тяжелые жизненные ситуации, падают, но встают с колен и заново идут. Вот эти люди вызывают уважение. Это говорит о том, что у человека есть стержень, у него есть лидерские качества. А те люди, которые, упав, начинают плакать и говорить, что все плохие вокруг, не являются лидерами.
Что Вы можете рассказать про свою карьерную лестницу после университета?
— Моя карьера на самом деле началась еще на Юридическом факультете. На втором курсе я занимался юридическими вопросами, мы организовали свою компанию и оказывали юридическую консультацию, участвовали в регистрации ИП, ООО. Это очень помогало мне и моим однокурсникам закреплять знания уже на практике. Этот бизнес у меня был до пятого курса, потом я из него вышел и начал работать на компанию. Проработал в юридической сфере. Затем мой путь с юридическим бизнесом немного разошелся, и я начал работать в научно-светском центре «Абада». Вел там правовые вопросы и занимался стратегическим развитием этой компании. Компания занималась ассессментом — оценкой управленческой компетенции государственных и муниципальных служащих, бизнеса. В мои задачи входило правовое регулирование и плюс стратегическое развитие других субъектов.
Далее был проект «Верблюжья ферма», я его начинал как юрист, с вопросов оформления земель, оформления договоров купли-продажи. Но это так меня заинтересовало, что я начал очень много изучать проблематику сельского хозяйства. И руководитель данного направления сказал, что раз тебе это интересно, давай, бери в свои руки. Для изучения опыта сельского хозяйства я съездил в Астрахань, Калмыкию, Финляндию. Изучил, как строится фермерское хозяйство, каким образом построена кооперативная система в Финляндии. Мы начинали с нуля, среди нас не было сельскохозяйственников. Но мы смогли реализовать наши наработки, потому что в любом бизнесе есть определенная процедура, система. И нужно было просто построить эту систему. Мы построили, запустили эту ферму. Два с половиной года я там успешно проработал, наши верблюды дали потомство. На сегодняшний день у нас есть верблюды Татарстана, то есть они родились и выросли в Татарстане. И этот бизнес процветает, на что очень сильно влияет команда, которая там работает — это Светлана Владимировна Кириченко, Владимир Макарович. Они с душой и любовью относятся к этому делу.
Почему Вы ушли?
— Потому что в 2014 году мне предложили возглавить татарстанское региональное отделение Ассоциации юристов России. И я согласился. Мне было 26 лет, и я был самым молодым председателем в то время. За этот период работы мы смогли реализовать много интересных проектов — это и юридическая премия «Юрист года», и премия имени Шершеневича, плюс дополнительные проекты по бесплатной юридической помощи, по правовому просвещению.
На этой должности Вам как-то помогли Ваши предыдущие места работы?
— Да, конечно, это всегда наработка опыта. Во-первых, это команда. У меня есть хорошая команда, которая всегда меня поддержит, всегда я могу на них положиться. В любом деле без команды — это провальный план. Если у тебя нет своей команды, на кого ты можешь опереться, один ты ничего не сможешь сделать. Поэтому надо не только самому совершенствоваться, но и работать над совершенством своей команды. И, конечно, выращивать молодые кадры. Я очень большое внимание уделяю Совету молодых юристов, потому что сам оттуда вышел и стараюсь наиболее интересных ребят выводить на более крупные проекты и уже слежу за ними, подтягиваю их в свою команду.
Ассоциация юристов чем занимается?
— Оказанием юридической помощи, просвещением населения, проектами для юристов, консолидацией юридического сообщества Российской Федерации и Республики Татарстан в том числе. Это наиболее крупное юридическое сообщество. На сегодняшний день есть более 35 тысяч членов во всех субъектах, в том числе в Крыму и Севастополе открыты региональные отделения.
А в региональном отделении Татарстана в этом году какие планы?
— В этом году председателем регионального отделения стал Ильдар Шавкатович Халиков. Есть очень большие планы, и мы продолжим те проекты, которые были до этого. Есть интересные проекты в рамках правового просвещения сотрудников и глав сельских поселений. Потому что есть моменты, где из-за юридической безграмотности совершают ошибки, потом у них возникают вопросы с законом. Этот совместный проект мы планируем с прокуратурой республики, плюс проекты по бесплатной юридической помощи тоже будем реализовывать. Проектов много, главное я думаю нужно со всеми ними справиться.
Насколько я знаю, там есть проект оказания юридической помощи на татарском языке?
— Да. У нас этот проект был запущен в сентябре 2014 года. Ассоциация юристов совместно с радио «Болгар» запустила радиопередачу «Нокта». В течение часа каждую неделю оказывается бесплатная юридическая помощь, мы принимаем звонки и отвечаем на татарском языке на наиболее актуальные вопросы, освещаем правовые изменения. В основном это бесплатная юридическая помощь-онлайн — нам звонят, мы отвечаем там же в студии.
Насколько это необходимо, как Вы считаете?
— На сегодняшний день мы оказали более тысячи консультаций жителям республики. Программа является одной из самых популярных. Люди слушают, звонят, для жителей сельской местности она очень актуальна. Во-первых, не каждый знает русский язык, или если знает, то ему тяжело изъясняться. Это очень актуальный вопрос, потому что нужно развивать бесплатную юридическую помощь на татарском языке.
Как Вы узнали про конкурс «Лидеры России» и почему решили принять участие?
— Узнал о нем из соцсетей. Те тезисы, которые там были — это миллион рублей на образование, возможность получить наставника, проверить свои навыки и получить обратную связь по своим навыкам: какие компетенции развиты, какие отсутствуют. Все эти тезисы меня привлекли. Я хотел проверить себя в конкурентной среде с лидерами. Ну и, конечно, ставил задачу попасть в финал. Если участвуешь в каком-нибудь проекте, нужно всегда ставить цель, к которой ты идешь.
Как проходил отбор, какие были этапы?
— Два-три этапа были онлайн. Они содержали вопросы на эрудицию — по литературе, истории, географии. Затем были управленческие тесты. Следующий этап проходил в городе Самара — это был полуфинал, куда собралось 150 представителей Приволжского Федерального округа и среди нас проходили деловые игры, ассессменты. Было четыре команды, пришлось выстраивать взаимодействие с новыми людьми.
Это было для Вас сложно?
— Конечно сложно. Во-первых, сложно адаптироваться в новой ситуации, плюс это была стрессовая ситуация. Во-вторых, нужно выстраивать работу с такими же лидерами как ты. Одно дело, когда ты работаешь с более слабыми, и я считаю, это не совсем хорошо, потому что ты занижаешь свой уровень требований к себе. А другое дело, когда работаешь с такими же сильными людьми как ты, или сильнее
Какого наставника Вы бы хотели выбрать?
— Я выбрал наставника Рустама Нургалиевича Минниханова. Мне нравится его подход к работе, его работоспособность. Я считаю, те, кто реализует проекты Татарстана уже являются командой Президента. Хотелось бы более ближе поработать с Рустамом Нургалиевичем, даже в плане его помощника. То, что он ценит кадры, которые есть в Татарстане, вызывает уважение.
Вы сказали про подход, можете подробнее рассказать, что именно для Вас привлекательно в нем?
— Во-первых, он очень сильный экономист. Владеет большим количеством информации, и у него быстрое понимание любой проблемы. Он сразу же понимает суть любого проекта, социального или экономического. Удивляет его колоссальная работоспособность. Его лидерские качества, спортивные достижения, упорство, труд говорят о том, что человек совершенствуется, всегда учится, находит новые направления. Это и один из моих принципов — всегда совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.
Вам посчастливилось стать финалистом этого конкурса. Вы ожидали такого результата?
— Не посчастливилось, это все-таки моя определенная работа и опыт. Может быть элемент счастья, удачи есть в том плане, что попал в тридцатку. Но это все же объективный конкурс, который проявляет управленческие навыки. Такой результат достиг благодаря своим компетенциям, навыкам и опыту работы, опыту участия в конкурсах. Не хотелось бы останавливаться на том, что я просто хороший конкурсант. Хотелось бы уже проявить себя в хозяйстве, в своем проекте, в республиканском или федеральном формате. Если от Рустама Нургалиевича поступит предложение, я с радостью соглашусь.
Совсем скоро будет финал в Сочи, что там будет?
— В Сочи я не знаю какая будет программа. Но нам уже поступило задание подготовить кейс по лидерству. Мы будем выступать перед школьниками 10 февраля, будем рассказывать на собственном примере о лидерстве, как с этим жить и нужно ли его вообще проявлять. Многие думают, что лидерство позволяет человеку всего добиваться, но на самом деле это большая ответственность и нагрузка. Я думаю многие лидеры, когда занимаются стрессовыми проектами поменялись бы со своими исполнителями, потому что именно лидеру приходится нести полную ответственность за проект, и все вопросы будут к нему. Поэтому нужно будет донести до школьников о лидерстве, рассказать об этом. И я слышал, что будет день наставника, будут деловые игры.
Как планируете потратить миллион?
— Я уже получил. Все финалисты, 30 человек, получили миллион на образование. MBA, я хочу получить мастера по деловому администрированию, наверняка буду обучаться в РАНХиГС, у них там есть двухгодичная программа, как раз она стоит около миллиона рублей. Это мне нужно для совершенствования своих навыков.
Вы уже познакомились с другими участниками-финалистами?
— Да, конечно. Я знаю большую часть полуфиналистов, с которыми встретился в Самаре, потому что мы взаимодействовали, работали, уже подружились и общаемся в чате, готовимся. Других я изучил на сайте «Лидеры России», как раз вчера опубликовали финалистов с фотографиями, должностями и по ним видно, что они достаточны мотивированы и амбициозны, у всех такое же желание победить.
Кто самый главный конкурент для Татарстана?
— Там нет такого, чтобы по регионам — это все-таки конкурс управленцев России. Я считаю это неправильно разделять на субъекты. Конечно, я буду еще нести ответственность и за Татарстан, буду его представлять, и для меня, и для всей команды — это важно. Но здесь нужно понимать, что, наоборот, нужно работать для того, чтобы привлечь наиболее хорошие кадры из других регионов России. Нужно присмотреть ребят, которые интересны в других субъектах. Поэтому если будут другие интересные ребята из субъектов, я буду также работать по рекрутингу.
Если рассматривать историю России, историю мира, кто для Вас идеальный управленец?
— В истории России — это Александр II, Столыпин. В российский период среди наставников есть Владимир Сергеевич Кириенко. Он мне нравится в плане его работоспособности, его менеджерского таланта. В период его работы в Правительстве была не совсем однозначная оценка, которая была навязана СМИ. Потом «Росатом» стал одной из ведущих компанией по закупкам — это наиболее чистая и развитая система закупок. Ну и сейчас в администрации Президента видно, что очень сильный менеджер.
В республике это, конечно, Рустам Нургалиевич Минниханов. Если говорить о мировых лидерах, то мне нравятся представители бизнес-сообществ — Ричард Брэнсон, компания Virgin. Человек, который основал компанию с нуля, одну из самых крупнейших на сегодняшний день авиакомпанию. Под брендом Virgin одновременно работает порядка 400 компаний. Ну и, конечно, же это Стив Джобс, Apple.
А Александр II и Столыпин почему?
— Александр II — это либеральная реформа. По своей натуре я больше являюсь либерал-демократом. Свобода, равенство, братство, человек, его права и свобода — это высшая ценность. В триаде государство, общество, человек — человек на первом месте, на вершине. Это мои идеалы, мои принципы. Александр II — человек, который отменил крепостное право, то есть отменил рабство в России и плюс его судебные реформы. Именно тогда зародилась профессия адвоката, юриста. И благодаря этой реформе появились такие выдающие цивилисты как Габриэль Феликсович Шершеневич, Дмитрий Мейер.
Это профессора Казанского университета, основавшие школу гражданского права. Это такие адвокаты как Плевако, Кони. Поэтому Александр II для меня является лидером. Несмотря на то что, 90 процентов околовластных людей были против этой реформы, он взял на себя ответственность и очень многое поменял в стране.
Федор Столыпин — это аграрные реформы. Но их не получилось реализовать. Если бы и была реализована эта реформа, то в плане сельского хозяйства и в плане развития малого и среднего бизнеса мы, наверное, были бы на ведущих ролях. Нужно понимать, что лидер — это не тот человек, который плывет по течению, но иногда против течения, потому что надо брать на себя ответственность и доказывать эти реформы, доводить их до конца. Вот этих людей я считаю именно такими.
Нет комментариев-