На днях вы узнали, что вышли в финал конкурса «Лидеры России». Какие эмоции при этом испытали?
— Самые первые эмоции — не верю, этого не может быть. А потом огромная радость, потому что те коллеги (язык просто не поворачивается назвать их конкурентами), с которыми мы встречались в полуфинале, — это действительно очень сильные и достойные участники, и поэтому я очень рада, что удалось пробиться в финал.
Почему вы решили принять участие в конкурсе?
— Если зайти на сайт, там есть такая фраза — докажи, что ты один из лучших управленцев страны. Меня это цепануло. Я подумала, а мне слабо взять и доказать, что я действительно один из лучших управленцев страны? Мне захотелось попробовать себя. Еще меня мотивировал приз — возможность продолжить обучение, потому что у меня есть ощущение, что в моей профессиональной карьере настал момент, когда я могу еще улучшить свои профессиональные знания и сделать какой-то следующий скачок, перейти на другой, более качественный уровень.
Участники конкурса проходили дистанционный отборочный тур. Что надо было сделать?
— Если говорить про конкурс, то в принципе все очень технологично и очень удобно. Есть сайт, где есть доступ в твой личный кабинет, где ты регистрируешься, где ты хранишь свои данные, и там же была кнопка, с помощью которой можно было записать и перезаписать видеоинтервью. Из 200 тысяч участников, которые зарегистрировались на конкурс, пройти этот шаг и просто записать трехминутное видео с рассказом о себе и с ответом на вопросы, ради чего вы принимали участие в этом конкурсе, оказалось легко сделать, по-моему, только для 90 тысяч участников, то есть сразу произошел такой отсев. И после этого мы получили доступ к тестам. Первый тест никакого отношения к тесту умственных способностей не имел – это был тест на знание истории, географии, культуры России, экономики и права, то есть это были вопросы на общую эрудицию. Участники, которые не прошли этот барьер, задавались вопросами: «Ну как же так? Можно не знать, какая самая высокая вершина и какое самое большое озеро в России, но это никоим образом не характеризует тебя как управленца». В общем-то, да, но жизнь бывает несправедлива, и это был рубеж, на котором отсеялись очень многие участники. После этого осталось несколько тысяч, которым дали доступ уже к тестам умственных способностей, — это цифровая логика, вербальный интеллект и логический тест. И в завершение мы также отвечали на вопросы теста управленческих способностей.
Где и как проходил полуфинал?
— Мы единственный округ, в котором полуфинал одновременно проходил в двух городах — в Нижнем Новгороде и Самаре. Для меня полуфинал начался с того, что, когда я приехала в Самару, мне сказали, что я показала атипичный результат. То есть я дала много правильных ответов и, видимо, я это сделала еще и быстрее остальных. И всех участников, кто показывал такие результаты, организаторы просили заново пройти тестирование, чтобы верифицировать, что мы не пользовались энциклопедиями и не звали друзей на помощь.
Потом был конкурсный отбор и работа в командах. За два с половиной дня, мы четыре раза меняли команду. Каждый раз был новый состав участников и разные задания. Все задания командные — это командная работа, вынесение решения и его презентация эксперту.
В предварительных итогах конкурса написано, что количество женщин в финале составило только 16 процентов. Как вы считаете, почему? На ваш взгляд, может ли женщина быть хорошим управленцем?
— На первых этапах женщин было больше, процентов 25, а в финале осталось 16 процентов. Эта ситуация не совсем соответствует действительности. Буквально вчера Forbes Woman опубликовал результаты исследования, согласно которому Россия опережает многие страны по количеству женщин-руководителей именно высшего звена. Согласно исследованию, у нас 47 процентов женщин — это как раз топ-менеджмент. Почему они не приняли участие в этом конкурсе так массово, я не знаю. Рискну предположить, что, в общем-то, очень многим из нас свойственна не такая высокая самооценка и даже, наверное, не такая высокая самоуверенность в себе, как часто демонстрируют коллеги-мужчины. Мы все-таки привыкли пока еще руководить исподволь, не выходя на первый план. Но мы видим, что есть очень яркие женщины-лидеры и есть очень харизматичные женщины-руководители. Чаще всего в компаниях все-таки женщина достигает успехов в карьере благодаря именно своей целеустремленности и умению находить компромисс, договариваться и достигать своих целей, не идя напролом, а лавируя и гибко реагируя на изменения. Но я однозначно уверена в том, что женщин-руководителей должно быть больше. Будет интересно посмотреть, сколько женщин останется в топ-100 из тех 16 процентов, кто прошел в финал. Я буду очень рада, если мой пример и пример других женщин, кто участвовал в этом конкурсе, станет для молодых девушек-менеджеров именно таким маячком, что этого не надо бояться, это интересно, это реально прикольно и огромный драйв.
Согласно исследованию, участники конкурса считают, что книги Достоевского, Толстого и Булгакова оказали влияние на формирование их личности. А творчество какого писателя является таковым для вас?
— Если говорить про то, что нас формирует, то, наверное, таким общим для нас всех является Пушкин. Если говорить про одну книжку, знаете, есть такой вопрос — если вы отправитесь на необитаемый остров, какую книжку вы возьмете с собой? Я стопроцентно уверена, что это книга Пикуля «Честь имею», которую я перечитываю раз в три года точно. Это рассказ о том, как офицер учится строить свою карьеру, это рассказ про семью, это рассказ про Россию. Он очень пронзительный и заканчивается тоже грустно, но это совершенно фантастическая книга. Я каждый раз с ней встречаюсь как со старым другом и читаю заново от корки до корки.
А что касается книг по менеджменту и бизнесу?
— Эту книгу мне подарил год назад наш финский шеф, она про коучинг. Коучинг сейчас очень модная тема, об этом очень много говорят, и мало кто знает, что это на самом деле. Эту книгу написал Майкл Бунгей Станьер. Она называется «Говори меньше, спрашивай больше и измени навсегда то, как ты управляешь». Вот ее я однозначно рекомендую всем, кто хочет понять, как можно помогать своей команде, развиваться и направлять людей туда, куда они хотят идти.
На днях Президент Татарстана провел встречу с финалистами конкурса. Чем вам она запомнилась?
— Я была очень приятно удивлена. Все-таки имидж власти, имидж первого лица республики и всех остальных — это достаточно официальная штука, мы видим репортажи, мы видим газеты, и это все очень зарегламентировано. А на этой встрече, как мне показалось, он (Рустам Минниханов — прим. Т-и) был для меня абсолютно не таким, каким я его ожидала увидеть. Во-первых, он с нами провел час и выслушал каждого, ему было интересно, что каждый из нас скажет про конкурс. У Рустама Нургалиевича есть такая классная штука в диалоге — когда человек говорит, он выцепляет какие-то вещи, ищет похожие моменты. Он рассказывает, что у него похожего было на практике, и это очень круто. И мне кажется, это такой пример про то, что мы можем намного большего достичь, если мы будем обращать внимание не на то, чем мы различаемся, а искать общие моменты, точки соприкосновения. Ну и второе, чем меня поразила эта встреча, — это то, что это какая-то такая фантастическая поддержка и помощь. Вот нам уже дали книгу «Уроки лидерства», потому что нам надо готовиться проводить занятия в школе. Это очень приятно, потому что действительно ты видишь, что слова про то, что кадры решают всё, — это не просто декларация и стране не всё равно. Можно спорить и ломать копья, что все куплено и финалисты отобраны заранее. Я для себя знаю, кто я такая и я знаю, что за мной не стоит никто, и я понимаю, что я на этом конкурсе только для себя и для меня это такая честная история. Когда я была на полуфинале, моя мама мне писала: «Ты знаешь, это такая история, про которую ты будешь рассказывать внукам».
Одно из заданий финала — преподавать в школе?
— В городе Сочи нас уже ждут порядка 70 школ. Ждут одиннадцатиклассники, для которых финалисты парами будут проводить урок про лидерство.
Какие еще задания для вас готовят?
— Уже на пресс-конференции нам сказали, что будут задания от наставников. Дело в том, что каждый из нас имел возможность выбрать из нескольких десятков людей, которые согласились быть наставниками в этом конкурсе, десять человек. И наставники проведут с нами целый день, будут давать свои задания, которые мы будем решать в ходе командной работы.
Победители получат гранты по 1 млн рублей. На что они рассчитаны?
— На образование, то есть ты можешь пойти учиться по любой программе в российском вузе. Это может быть дополнительное образование, может, для кого- то второе или третье высшее, всё что угодно.
С каким наставником вы бы хотели сотрудничать?
— Если говорить в масштабах республики, то я очень рада, что там (среди наставников — прим. Т-и) есть наш Президент Рустам Минниханов. Будет очень интересно получить от него советы и чтобы он поделился тем, как можно работать и добиваться результатов. Мне будет интересно общение, например, с Германом Грефом. Мне кажется, что у нас в стране он считается стратегом — человеком, который живет в завтрашнем или послезавтрашнем дне, судя по тому, что он делает и говорит. Он как раз таки умеет заглядывать в будущее и чувствует, куда надо двигаться.
Максим Орешкин пообещал Путину, что из победителей конкурса выберет себе заместителя. Видите ли вы себя на таких высокопоставленных должностях?
— Я уже 20 лет работаю в бизнесе и никогда не работала на госслужбе, мне кажется, что это абсолютно другое. Это другие компетенции, это другие люди, это другая система взаимоотношений. И мне кажется, достаточно сложно бывает, когда люди из бизнеса приходят на госслужбу, и та же история, когда из госслужбы люди уходят в бизнес.
Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я региональный директор международной компании «Линдстрем» — это финская семейная компания. В этом году мы отмечаем 170 лет компании с момента ее создания. Мы оказываем услуги по аренде спецодежды и вестибюльных ковров. Это услуги B2B, то есть мы работаем с предприятиями — это промышленные предприятия, крупные заводы, пищевые предприятия и производства и также небольшие компании.
Где шьют одежду?
— Одежда шьется в разных странах — это Китай, Чехия, Эстония, Финляндия. Недавно мы открыли фабрику в Литве.
У нас в России есть центральный склад, откуда наша одежда поступает в каждый из сервисных центров. Отсюда она уже доставляется нашим клиентам. То есть сам комплекс услуги не подразумевает продажу спецодежды, наши клиенты ходят в той одежде, которую мы сами для них произвели, и каждую неделю эта одежда приходит к нам в сервисный центр. Здесь она стирается, ремонтируется, если надо, если она изношена, то она заменяется и отправляется обратно. Она вся маркированная, именная, поэтому работник Петров получает одежду работника Петрова, работник Иванов работает в своей одежде.
Кто является вашими клиентами?
— В этом сервисном центре, который находится в Казани, мы обслуживаем порядка 20 тысяч людей из Поволжья. Это Казань, Набережные Челны, Самара, Тольятти, Ульяновск, Саратов, Пенза. То есть такая большая география.
С какими сложностями вы столкнулись, пока развивали этот бизнес?
— В 2010 году я пришла в компанию. Я тогда работала руководителем отдела продаж и у меня было двое сотрудников в подчинении. На сегодняшний момент я отвечаю за регион Волга с сервисным центром в Казани и за регион Юг с сервисным центром в Ростове. И это уже порядка 80 сотрудников.
Наверное, самая основная сложность — это найти людей в команду, с которыми ты сможешь добиться результатов. Все начинается с людей. Если найти правильного человека, который разделяет с тобой ценности человеческие и ценности компании, и ты его поставил на правильное место, где он сможет себя максимально проявить, то, в общем-то, ты можешь не переживать. Ключевой вопрос именно в том, чтобы расти, подбирать людей, уметь их мотивировать, заинтересовывать тем, что мы делаем, чтобы мы могли бы сделать вместе, как мы можем помочь друг другу развиваться. Поскольку мы начинали бизнес с нуля, то когда он растет, тебе нужно просчитывать все на несколько шагов вперед и понимать, что сегодня я даю обещание клиенту, которое завтра должно быть выполнено.
Что бы вы посоветовали начинающему бизнесмену?
— Наверно, совет номер один — верить в то, что ты делаешь, понимать ценность того, что ты делаешь, не важно, чем ты занимаешься, какой ты продукт производишь, какие ты услуги оказываешь. Если ты понимаешь, что то, что ты делаешь, это правильно и полезно, если ты делаешь свое дело честно, то, мне кажется, тогда это бизнес на века, то, о чем люди будут рассказывать истории. Второй момент — это верить в команду. Наша старая пословица «один в поле не воин» ровно про это. У тебя может быть фантастическая идея, но если ты не умеешь заряжать людей, если ты не можешь им объяснить, что надо сделать, то ты рискуешь не реализовать эту идею, и она так и останется планом на бумаге.
Нет комментариев-