— Филипп Андреевич, в представлении большинства предпринимателей лицензирование и маркировка продукции — это лишний административный барьер. Зачем она нужна?
— Маркировка необходима для защиты рынка от контрафактной продукции. Для легального бизнеса она станет не барьером, а мерой поддержки. Судите сами. Бизнесмены, которые работают в «серой зоне», подделывают товар и не платят налоги, пользуются конкурентным преимуществом на рынке, поскольку несут меньше издержек. Маркировка товаров усложнит жизнь в первую очередь теневому бизнесу.
В России еще в 2005 году ввели акцизные марки для борьбы с контрафактной алкогольной продукцией. Эти нововведения помогли сократить нелегальный оборота спирта в стране на 20%. Похожего эффекта мы ожидаем и на рынке текстиля, когда предприниматели начнут маркировать продукцию в системе «Честный Знак». По закону каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия, сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке товаров. Условия должны выполнять обычные и интернет-магазины, аптеки, оптовые склады, а также производители и импортеры.
— Как и где получить код маркировки?
— Маркировка текстиля будет вестись специальным двумерным штрих-кодом под названием DataMatrix. Он состоит из последовательности цифр, в которой зашифрована информация о том, кто, где и когда произвел товар. Код маркировки наносится на упаковку или паллет. Чтобы зашифровать данные о товаре в коде DataMatrix, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак» и внести туда данные из товарной номенклатуры.
Для маркировки по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует DataMatrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении продукции. Порядок получения маркировки таков. Первым делом нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), чтобы подписывать документы и работать с ЭДО (электронный документооборот). Она действительна 12 месяцев, затем УКЭП нужно обновить. Сделать это можно в любом удостоверяющем центре. Затем нужно зарегистрироваться в системе «Честный Знак». УКЭП позволит завести личный кабинет в системе оператора маркировки. Далее необходимо заполнить профиль организации и зарегистрироваться в системе ГС1 РУС. Она отвечает за стандарты штрихового кодирования. После этого нужно заказать в GS1 РУС международный код маркировки и учета логистических единиц GTIN (Global Trade Item Number), из которых будут сформированы коды маркировки.
Выполнив все эти операции, вернитесь в систему «Честный Знак». Опишите товары, заполните карточки, внесите информацию о продукции из товарной номенклатуры. Затем оформите заказы на коды маркировки. Они подписываются с помощью электронной подписи. Важный момент: для работы с маркировкой необходима касса, способная считывать коды маркировки, а также сканер ШК для считывания двумерных кодов. Но помните, что оборудование необходимо правильно подключить и настроить. Кроме этого, предпринимателю понадобится принтер для печати этикеток.
Если установили всю оргтехнику и обучили персонал, то вы можете получить код Data Matrix, расклеить маркировку на товары и начать реализацию.
— Кто обязан маркировать товар?
— Такая обязанность ложится на все организации и ИП, которые занимаются производством текстиля, его поставками и торговлей, включая операции с импортом.
— Кто контролирует маркировку?
Контроль за оборотом товаров на территории РФ ведет Роспотребнадзор в порядке Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
— Какие товары подпадают под маркировку и когда?
— Перечень подлежащих маркировке товаров установлен распоряжением Правительства РФ. В него входят товары легкой промышленности, детская, мужская и женская одежда. Маркировке также подлежат трикотажные и вязаные изделия, блузы машинного и ручного вязания, в том числе трикотажного.
— Какая ответственность предусмотрена за отсутствие маркировки или ее недостоверность?
— Штрафы за производство немаркированных товаров для должностных лиц составляют от 5 до 10 тыс. рублей, для юрлиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
За продажу, хранение, перевозку либо покупку немаркированных товаров в целях сбыта для должностных лиц предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей, для юрлиц — от 50 до 300 тыс. рублей. Во всех перечисленных случаях не только наложат штраф, но и конфискуют предметы правонарушения.
— Что делать, если на складе скопилось большая партия немаркированной продукции?
— С 1 января 2021 года производить, закупать и продавать товары легкой промышленности без кодов уже нельзя. Но можно до 1 февраля промаркировать товарные остатки. Если предприниматели не успели выполнить эту операцию в течение января, то потом они не смогут получить коды на одежду или текстиль из старых партий. Важный момент: с 1 февраля товары без маркировки запрещено даже хранить на складах и перевозить: за это будут грозить штрафы.
— Существуют ли ограничения на реализацию маркированного товара при патентной системе налогообложения?
— На сегодняшний день есть запрет на применение патентной системы налогообложения (ПСН) только при торговле обувью, лекарствами и одеждой из меха, в остальных случаях применять ПСН можно.
— Как защитить права предпринимателей при переходе на обязательную маркировку товаров?
— Самый цивилизованный способ — судебный спор. Также вы можете оперативно получить бесплатную юридическую консультацию, обратившись со своим вопросом на горячую линию бизнес-омбудсмена РТ по телефону (843) 203-29-08 или отправив сообщение на чат-бот нашего телеграм-канала «Деловорот».
Напомню, что подписчики «Деловорота» первыми узнают о всех последних изменений в законодательстве, которые непосредственно касаются предпринимательской деятельности, в том числе о новых федеральных и республиканских госпрограммах поддержки. Также они получают компетентные разъяснения, как воспользоваться данными программами.
Кроме этого, здесь ежедневно публикуется масса полезной и эксклюзивной информации, например блок-схемы и чек-листы с максимально понятным алгоритмом действий для решения того или иного вопроса.
Нет комментариев-