Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Фестиваль татарской песни «Узгэреш жиле»: новая ведущая, необучаемый татарскому Тай и сама Венера Ганиева на сцене

Фестиваль татарской песни «Узгэреш жиле»: новая ведущая, необучаемый татарскому Тай и сама Венера Ганиева на сцене
Фестиваль татарской песни представил концерт третьего сезона. Журналист ИА «Татар-информ» Рузиля Мухаметова, посетившая мероприятие, делится впечатлениями.

Фестиваль татарской песни «Узгэреш жиле» в этом году сделал «реставрацию» 29 песен – знакомые татарскому зрителю композиции были представлены в новой «упаковке». Исполнители не новые – те же, что и в предыдущие годы. Часть из них – уже заработавшие себе имя до появления проекта и пользующиеся популярностью у огромного количества любителей современной татарской эстрады (Марсель Вагизов, Раяз Фасихов), другие – Артур Исламов, Ильгиз Шайхразиев, Зарина Вильданова – представители нового поколения татарской молодежи, исполнители «альтернативной» татарской музыки. Третья часть – ученики Венеры Ганиевой, они еще не успели стать известными широкой публике и, возможно, получат признание через «Узгэреш жиле».


29 композиций зрителям представили 18 татарских исполнителей, один татарский баянист, два приглашенных певца и одна приглашенная музыкальная группа. Репертуар фестиваля формирует народная артистка Татарстана и России Венера Ганиева. Были и песни позабытые – как, например, “Солдатым” (Сара Садыйкова, Мостафа Ногман), и такие, что остались в памяти слушателя вместе с голосом исполнителя, – “Су буеннан энкэй кайтып килэ” (Луиза Батыр-Болгари, Марсель Галиев; песня из репертуара Айдара Файзрахманова).

Фестиваль «Узгэреш жиле» в этом году состоит всего из двух концертов. С момента появления над проектом работает одна и та же команда: музыкальный руководитель Вадим Эйленкриг, дирижер Станислав Курбацкий. Педагоги по вокалу – Венера Ганиева, Алексей и Ксения Коробковы. Генеральный продюсер – Рауфаль Мухаметзянов. Правда, в этом году нет режиссера Юрия Александрова. Отсутствие раскритикованного за оперу «Сююмбике» деятеля не особо было заметно.


Фестиваль – живой организм, и то, что уже имея в своем названии слово «перемены» он меняется, – естественно. Но все же есть исполнители, которые за три года сформировали костяк «Узгэреш жиле». Это – открытие фестиваля юных дарований «Созвездие-Йолдызлык», выпускник ГИТИС и участник «Тюрквидение», заслуженный артист Татарстана Айдар Сулейманов, лауреат «Татар жыры» и многих других фестивалей, заслуженная артистка Татарстана Алина Шарибзянова, заслуженные артисты РТ Марсель Вагизов и Раяз Фасихов, “альтернативщики” Ильгиз Шәйхразиев, Зарина Вильданова, в прошлом – звезда татарской «альтернативы», а сейчас успешно делающий карьеру на оперной сцене Артур Исламов, ученики Венеры Ганеевой – Максуд Юлдашев, Ильнар Миранов, экс-участница группы “Болгар кызлары” Айгуль Гардисламова и другие.

В этом году «Узгэреш жиле» решил расстаться с Салаватом Миннихановым, а также с Маликой – видимо, она тоже не подошла под стандарты фестиваля.


К слову, в прошлом году мы уже писали о несоответствии этих артистов формату фестиваля. Малика, когда-то привнесшая в татарскую эстраду новизну, в современную эстраду изменения внести уже не смогла – по крайней мере, в прошлом году она не смогла раскрыть песню «Жидегэн чишмэ». А о Салавате Минниханове мы писали: «Прости, Салават Минниханов, ты не тот певец, который выведет татарскую песню в Европу». Видимо, тут мы мыслили с организаторами фестиваля на одной волне.

Только в вопросе ведущих фестиваль еще находится в поиске. В прошлом году мы это тоже отмечали. «Визитная карточка фестиваля песни – ведущие. И у “Татар жыры”, и у “Татар моны” такая визитная карточка есть. У Узгэреш жиле – нет», – писали мы тогда.

Если в первый год концерты вели легендарный артист Камаловского театра Равиль Шарафеев и звезда «Созвездия-Йолдызлык» Марина Ясельская, во втором сезоне из-за невозможности участия Марины пришлось «арендовать» у фестиваля «Татар жыры» его ведущих Гульназ Сафарову и Айваза Садырова. В этом году организаторы, тщательно изучив свою команду, остановились на Румие Ниязовой. Таким образом, татарскому миру открылась новая ведущая с оригинальным тембром – Румия Ниязова. Раньше у нее был опыт ведущей, однако он не использовался в Татарстане. Правда, пока не нашелся мужчина ей в пару. Продлена «аренда» Айваза. Фестиваль – это живой организм – надеемся, организаторы в поиске. Найдутся ведущие, способные стать лицом «Узгэреш жиле». Вот же, нашлась Румия – осталось лишь найти ей пару.

Примечательно, что генеральный директор фестиваля Рауфаль Мухаметзянов идею озвучить татарские песни на английском языке первым испытал на Румие Ниязовой. Она на английском исполнила один куплет татарской народной песни «Эх, кунелле омэсе». Но не впечатлило, событием не стало. Видимо, татарская мелодия может идти лишь в комплексе с татарским языком. 

Ну что, на мировую арену?

 «Дальнейшая деятельность «Узгэреш жиле» будет направлена на выведение татарской песни на общероссийскую и международную арену», – говорится в приветственном слове Президента Татарстана Рустама Минниханова к движению фестиваля. В этих целях к участию в концертах помимо татарских артистов из РТ и регионов России привлекаются российские и иностранные исполнители. 

Педагог по вокалу Ксения Коробкова уже второй год подряд демонстрирует на фестивале прекрасное исполнение татарских народных песен. В прошлом году итальянская певица Люси Кампети великолепно спела татарскую плясовую «Эпипэ», чем поразила зрителя. И, наконец, группа Jukebox trio, в котором два солиста с татарскими корнями, так изящно и проникновенно спела народную песню «Ком бураны», что это стало настоящим событием фестиваля.

В этом году событием фестиваля можем назвать международную музыкальную группу Accent. И хотя название коллектива звучит как акцент, ребята совершенно без акцента, на красивом татарском языке исполнили народные композиции «Каз канаты» и «Эллуки». 


А вот американец Тай Стивенс так и не смог погрузиться в татарскую песню. Поэтому, взяв всю ответственность на себя, к зрителю вышла народная артистка Татарстана и России Венера Ганиева. Ее урок по вокалу в театрализованном виде шел уже на сцене. Хотя Тай и хороший музыкант, он оказался плохим учеником – не смог вникнуть ни в татарскую мелодию, ни в звучание. Лишь за счет голоса Венеры Ахатовны и харизмы гостя композицию они кое-как осилили. Хотя есть толика надежды, что прошлогоднюю «Эпипэ» Люси поет и тем самым пропагандирует татарскую песню в мире, надеяться, что также будет делать Тай, мы не можем – не будет же он везде возить с собой Венеру Ахатовну? Все же немного жаль гонорарных денег, выплаченных этому артисту.



А вот Ксении Коробковой хочется сказать лишь слова благодарности – протяжные народные песни она исполняет, скрупулезно выпевая все мелизмы.

Что касается поставленных Президентом Татарстана задач, то организаторы не ставят цели возить фестиваль в Москву и в регионы, где проживают и не проживают татары. А вот о том, что в 2019 году собираются в Америку, – это мы слышали. В Карнеги-холл! Конечно, при наличии денег арендовать этот шикарный концертный зал в Нью-Йорке совсем не сложно. Главное – кто будет зрителем. Станет он событием для Нью-Йорка? Дай бог! 

Требование народа – найдите татарских музыкантов! 

Музыкальный руководитель проекта – уже получивший имя заслуженного артиста Татарстана, но не успевший пока стать «заслуженным» в России знаменитый музыкант Вадим Эйленкриг. В Казань он приезжает со своим джазовым оркестром. В проекте также участвует симфонический оркестр из музыкантов Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

В этом году художник фестивальных концертов решил музыкантов поднять совсем высоко, в буквальном смысле. Если на уровне сцены пели артисты, музыканты сидели на площадке, которая выше на человеческий рост. 

Каким бы ни был татарский концерт, даже если его делает знаменитый джазовый музыкант – без баяна никак. Организаторы вернули в фестиваль Айдара Гайнуллина. Без Айдара «Узгэреш жиле» был как блюдо без соли. В этом году Айдар и его «Кубэлэк» – событие фестиваля.

Пожелание на будущее – чтобы «Айдаров» у фестиваля было больше. У нас есть выступающие на мировом уровне саксофонисты, как Азат Баязитов, бас-гитаристы, как Ренат Бакиров, кураисты, как Талгат Хасенов. Хотелось бы поставить перед Вадимом Эйленкригом задачу привлекать больше татарских музыкантов.

Вот ведь Румия Ниязова прекрасно провела концерт, хотя раньше в татароязычной среде не "вращалась". Возможно, текст ей пришлось учить, но это не механическое заучивание, она понимала смысл.

Еще примечание. Румия Ниязова на сцене дважды появилась в одном и том же наряде. Спела, а потом вернулась на сцену в том же платье. Мы народ, привыкший, что певцы и ведущие на концертах меняют наряды после каждых трех песен и пяти реплик. Поэтому – купите Ниязовой еще одно платье! И еще раз повторяю – найдите ей пару из ведущих, но такого, что ранее не был «использован» как пара для другой ведущей. 

Кто смотрел концерт?

В первый день фестиваля из-за отсутствия президента чиновников в зале было немного. Заметила лишь министра финансов РТ Радика Гайзатуллина. А кто сидел в президентской ложе, как вы думаете? Народный поэт Татарстана, автор либретто оперы «Сююмбике» Ренат Харис, автор музыки этой оперы Резеда Ахиярова и легендарный диктор советского Татарстана Лия Загидуллина.

Театр оперы и балета умеет создавать праздничное настроение в своем фойе. Играют музыканты, работают выставки, бокалами продается шампанское. Эх, вот если бы этого последнего не было – давайте будем думать, что татары шампанское не пьют, и всего на два концерта откажемся от этой части театрального менеджмента? Судя по разным публикациям в СМИ, бюджет фестиваля неплохой. Без продажи шампанского театр не обанкротится.

Буквально перед концертом третьего сезона фестиваля «Узгэреш жиле» организаторы в социальных сетях официально разместили аудио- и видеозаписи с прошлых двух сезонов. Также хочется напомнить, что официально этот фестиваль теперь можно называть только как «Узгэреш жиле», потому что товарный знак получен лишь на это название. В России уже существует всероссийский фестиваль современной хореографии «Ветер перемен». Как бы не перепутать.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев