Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Фестиваль Gloria: «Чем меньше слов, тем выразительнее»

Фестиваль Gloria: «Чем меньше слов, тем выразительнее»
В Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева состоялся фестиваль хоровых коллективов ведущих консерваторий Gloria.

Сложная акустика и глоток свежего воздуха

Первый фестиваль Gloria организован по инициативе Казанской консерватории. Кроме татарстанских музыкантов в нем приняли участие Академический хор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Людмилы Лицовой и коллектив Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, которым руководит заслуженный артист России Владимир Завадский. В общей сложности в гала-концерте приняли участие около двухсот студентов-хоровиков.

Интересно отметить, что практически все произведения хоры исполняли a cappella. Исключением стало сочинение В.А. Моцарта Антифон Regina coeli, с которого начал выступление саратовский хор. Вместе с певцами на сцену вышла казанская органистка, ученица Рубина Абдуллина, ассистент-стажер казанской консерватории Карина Горбанова.

Участвуя в фестивале, хоровые коллективы приобрели превосходный опыт совместного исполнения с ранее не знакомыми артистами-коллегами. Кроме того, наш зал имеет сложную акустику и, несомненно, для хорового исполнения это непростые концертные условия. Требуется слаженность работы большого количества человек, взаимопонимание и чувство зала, иными словами, подобный опыт будет просто незаменим для исполнителей.

За свою карьеру я уже имела опыт выступления с хоровыми коллективами: во время обучения на третьем курсе Саратовской консерватории мне довелось сопровождать выступление хора, в концертной программе которого были кантаты И.С. Баха. Нужно отметить, что участие в фестивале для меня стало полной неожиданностью. К сожалению, за день до концерта заболел наш замечательный, всеми любимый органист, заслуженный артист РФ Рубин Кабирович Абдуллин. Однако у меня уже имеется подобный опыт замещения, и я сделала все, чтобы оправдать оказанное высокое доверие, а зрителям понравился и запомнился наш концерт. Мне было очень приятно находиться в теплой творческой атмосфере. Это музыкальное событие для меня, как глоток свежего воздуха, оно будет позитивным импульсом к следующему выступлению в Челябинске на «Ярмарке молодых органистов» и на международном конкурсе органистов в Москве», – сказала в интервью корреспонденту «Татар-информ» Карина Горбанова.

Хоровые каракули

Саратовский хор побаловал казанского слушателя необычным исполнением народных песен: русской и чувашской, а также композициями  С. Прокофьева «Катерина», А. Флярковского «Снежные горы» на слова Ф. Тютчева и Р. Щедрина «Как дорог друг», положенную на стихи А. Твардовского. Бурю аплодисментов вызвала вокальная песня Петра Мосса «Каракули», которую можно назвать музыкальным абстракционизмом. Предваряя ее, Людмила Лицова объявила: «Не ищите слов. Чем их меньше, тем выразительнее». И действительно, ни одного слова не было – только звуки и эмоции. Очень необычно, можно смело сказать, что казанский слушатель такими музыкальными причудами не избалован. Также саратовские музыканты привезли и сюрприз. Руководительница хора объявила, что на юбилей ее хора (Саратовский хор создан в 1943 году) казанские хористы прислали видеопоздравление с песней «Вейся, вейся, капустка». В ответ, на 70-летие казанских коллег прозвучала русская народная песня «Ах, вы, сени мои, сени».

«Визит в Казань для нас всегда связан с радостью и удовольствием. Здесь я встречаюсь с хорошими людьми, в Казанской консерватории всегда прекрасный прием. Кроме того, здесь очень хороший зал, идеальная акустика для хора и красота – настоящее восточное великолепие! Программа действительно выстраивалась трудно, потому что ушли опытные хористы и влился первый курс. Они из разных регионов, из разных руководительских «рук», учатся всего полтора месяца и пока многого не умеют. Но им пришлось сразу входить в концертную программу, и это выступление стало для них прекрасным опытом», – поделилась впечатлениями Людмила Лицова.

 «Духовная музыка с нормальным текстом»

Хор студентов Уральской консерватории, кроме музыкальных миниатюр, привез и два крупных произведения. Это концерт религиозных песнопений «Приидите, воспоим…» Д. Бортнянского и концерт для хора в трех частях А. Нименского «Игральные вечерки», написанный в стиле народных обрядовых песен. «Программа подбиралась мучительно. У нас в ноябре в Екатеринбурге планируется фестиваль под названием «Любовь святая», посвященный 90-летию со дня рождения известного хорового дирижера А. А. Юрлова. Это мероприятие организовывает его ученица Алла Григорьевна Литвина. Учебный год с хором мы начали с подготовки к этому событию. Поскольку наш хор будет закрывать фестиваль, я хотел с коллективом сделать такую программу, какие делал в свое время сам Юрлов. Его главная заслуга в том, что он спел нашу русскую духовную музыку с нормальным текстом. Поэтому сегодня наш хор открыл программу хоровым концертом Бортнянского. Конечно, поскольку коллектив обновился, программу пришлось немного менять и частично обновить», – отметил Владимир Завадский.

Сюрприз для маэстро

Как всегда, все с нетерпением ждали выступлением хора студентов Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова. С 1997 года им руководит заслуженный деятель искусств России и Татарстана, профессор Владислав Лукьянов, который взял эстафету у основателя коллектива, легендарного музыканта Семенам Абрамовича Казачкова. Он создал хор в 1947 году и бессменно руководил им в течение пятидесяти лет. Свое выступление студенты дирижерско-хорового отведения начали с исполнения произведения П. Чеснокова «Заступница усердная». Православные песнопения продолжили шедевры Г.Свиридова «Странное Рождество видевшее» и С.Рахманинова «Благословен еси, Господи». Были исполнены русские, татарская и чувашская народные песни. Исполнение произведения А. Егорова на стихи А. Прокофьева «Тайга», написанное в страшном 1937 году, Владислав Лукьянов посвятил, как он сказал, «поколению XX века, поколению советских людей». Однако, стоит отметить, что вопреки ожиданиям, «Тайга» оказалась светлой, легкой песней, о красоте и свободе, любви к природе и жизни.

Раньше, в военное время хор выполнял функцию объединения нации, потом важнее стала эстетическая функция: хоры стали петь красивее, развилось искусство многоголосия и пения а капелла. В последнее время я наблюдаю, что функция объединения нации вновь стала проявлять себя все ярче. Я был бы счастлив, если бы к нам приехали все наши друзья – хор Московской, Санкт-Петербургской и Нижегородской консерваторий, хор Белорусской академии музыки и многие другие. А если бы приехал еще и хор из Шпайера!...», – выразил свои чаяния в интервью ИА «Татар-информ» Владислав Лукьянов.

Кульминацией вечера стало выступление всех трех коллективов с исполнением под аккомпанемент органа Sanctus из Высокой Мессы И. С. Баха Си минор. Сводным хором из двухсот певцов дирижировал Владислав Лукьянов. Но главный сюрприз, в том числе и для самого маэстро, был впереди. После исполнения мессы начались поздравления. Оказывается, руководитель казанского хора не любит внимания к своей персоне, но коллеги не смогли промолчать и поздравили его с 80-летием, который он отметил два месяца назад. Также оказалось, что юбилярами в этом году стали и руководители хоров-гостей – Людмила Лицова и Владимир Завадский. Всем им вручили подарки, надели почетные ленты. Зал, аплодируя, поднялся и вместе со сводным хором запел «Многая лета» С. Прокофьева, благо ноты были отпечатаны на программках, которые всем раздавали при входе в зал.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев