Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Фермерский блокчейн, долгожданный каршеринг и Hyperloop в Татарстане: итоги Российского венчурного форума

Фермерский блокчейн, долгожданный каршеринг и Hyperloop в Татарстане: итоги Российского венчурного форума
19 апреля в Казани состоялся Российский венчурный форум. О том, повлияли ли санкции на российский венчурный рынок, какие стартапы планируется внедрить в республике и может ли Татарстан стать тестовой площадкой для запуска Hyperloop в России, – в материале ИА «Татар-информ».

Идеи на миллион

Пришедших на форум в «Корстон» на экспозиции встречали предприниматели и их детища. Блокчейн-платформы, роботизированные системы, новые технологии для медиа, спортивные инновации – словом, все идеи бизнес-умов современности. На участие в форуме заявилось более 500 проектов из 24 стран, но свои разработки на выставке первого этажа «Корстона» презентовали всего 50. Среди них были как татарстанские стартапы, так и технологичные продукты из Москвы, Санкт-Петербурга, Италии и Германии.

Здесь на одной площадке собрались ведущие венчурные фонды, российские и зарубежные инвесторы и бизнес-ангелы, чтобы не только обсудить перспективы и проблемы нынешнего венчурного рынка, но и, главное, выбрать лучшие проекты, которые получат до 10 млн рублей инвестиций и возможность сотрудничества со специалистами мировых венчурных фондов. Среди международных судей, к примеру, – глава Hyperloop Transportation Technologies Дирк Альборн. 

Блокчейн для фермеров

К 9 часам утра в «Корстон» прибыл Президент РТ Рустам Минниханов. После приветственного слова участникам форума он совместно директором Российской ассоциации венчурного инвестирования с Альбиной Никконен и помощником Президента РФ Андреем Фурсенко приступил к осмотру стартапов. При этом Минниханов лично пообщался с каждым разработчиком, то и дело подзывая к себе то главу Минсельхоза Марата Ахметова, то министра промышленности и торговли Альберта Каримова, чтобы поручить им проконтролировать тот или иной проект. Как признался позднее сам президент, 90 процентов всех представленных проектов (а значит, порядка 45 стартапов) попробуют внедрить в Татарстане.

Особое внимание глава республики уделил цифровой артели «Аграриум», которую разработали резиденты Иннополиса. По словам Минниханова, электронная торговля – это как раз то, чего не хватает нашим фермерам.

«Инвестор заказал корову, барашка, курицу. Чтобы он поверил фермеру, мы будем гарантом. Через электронную систему мы соединим покупателя с производителем», – подчеркнул президент.

Руководитель проекта пытался заверить главу республики, что главное в этой системе – блокчейн-платформа, которая обеспечит прозрачность всех операций. Она дает возможность жителям проинвестировать того производителя, которого он выбирает, через так называемые продуктовые токены, например молочный, мясной или зерновой.

«Соедините производителя-колхозника с покупателем. Гарантом будет Минсельхоз, чтобы вся эта система заработала! Блокчейн – не блокчейн, главное, чтобы электронная торговля работала», – напутствовал Минниханов.

Один из представленных стартапов – проект Flowers – Минниханов предложил адаптировать для сельскохозяйственной отрасли Татарстана.

«Площадка связывает напрямую производителей и оптовых покупателей цветов. Плюс проекта в том, что он исключает посредников в сделках», – рассказал Минниханову автор проекта.

Президент тут же пригласил «начальника», как он сам выразился, – министра сельского хозяйства Марата Ахметова, заверив его, что «ребята пока только цветы продают, но могут применить платформу и для сельского хозяйства».

В Казань придет уфимский каршеринг?

Интерес президента вызвал проект MaturCar – каршеринг, разработанный уфимскими предпринимателями. К слову, каршеринговые компании уже пытались зайти на казанский рынок, но пока этот тренд так и не прижился в татарстанской столице.

– Мы сейчас рассматриваем Казань для запуска нашего каршеринга, – начал директор проекта Алексей Король.

– Какие машины будут? – сразу поинтересовался Минниханов.

– У нас идут «смарты», двухместные автомобили, а также Chevrolet Spark.

– А что нужно сделать для этого? – вновь задал вопрос глава республики.

– Это работает через мобильное приложение…

– Да нет же, чтобы запустить!

– Несколько этапов инвестирования, – продолжил уфимский разработчик.

– Ну у вас есть деньги?

– Да.

– Давайте приходите! Так, пусть город встретится, мне доложат, – поручил президент.

«MaturCar – это сервис, позволяющий взять в аренду автомобиль на срок от одной минуты через мобильное приложение. То есть не нужно посещать офисы и приходить подписывать какие-то договора – все происходит дистанционно и позволяет любому пользователю, имеющему права, обеспечить себе мобильность в городе, в который он приехал», – рассказал Алексей Король.

Кстати, клиенты этого каршеринга смогут расплатиться за поездку криптовалютой. Следующим городом, где заработает сервис, станет Казань, уверен Король.

Минниханов: «80 процентов этих проектов выстрелят»

«Если мы возьмем этот форум 5 лет назад, то тогда мы просто ходили и, чтобы людей не обидеть, говорили: «Молодцы» (первые годы это вообще были бредовые идеи). Сегодня все эти вещи носят прикладной характер. Я уверен, что процентов 80 выстрелят», – подчеркнул во время пленарной сессии Минниханов.

По его словам, большую часть стартапов, представленных на экспозиции Российского венчурного форума, планируется внедрить в республике. «Мое ощущение, что это востребовано», — отметил Президент.

При этом глава республики заметил, что наши университеты по части разработки инноваций «недорабатывают».

«Вроде не так давно мы запустили Иннополис, уже много интересных проектов разрабатывается. В то же время я вижу, что наши университеты пока недорабатывают. Основной массив проектов должен быть в наших университетах. Этого мы пока не видим. Если мы сумеем вас расшевелить, я думаю, наше дело пойдет еще лучше», — отметил президент.

По его словам, перед республикой сейчас стоит задача сделать университеты центрами формирования инноваций.

Впрочем, разработки татарстанских вузов все-таки не остались без внимания. Отвечая на вопрос о том, представил ли Татарстан на выставке что-нибудь поистине уникальное, глава Сколтеха Александр Кулешов выделил один-единственный проект – разработку КНИТУ-КАИ – сотовый заполнитель из композита.

«Сотовый заполнитель из карбона — это будущее. Сегодня в России такого нигде больше не делают. Немного в Штатах только делают. Это я совершенно объективно говорю, это на самом деле хорошая разработка», — отметил Кулешов.

Сотовый блок, сделанный из композита, применяется в космической промышленности. Он очень легкий, а его «фишка» в том, что за счет пористости он решает проблему с конденсацией, рассказал начальник Управления инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Алексей Бакаев.

Соглашение Татарстана с Китаем и 176 млн долларов запрашиваемых инвестиций

Одним из итогов форума стало подписанное соглашение между Инвестиционно-венчурным фондом РТ и Всекитайской ассоциацией содействия науке и технике о совместном развитии технопарков.

«Во-первых, это соглашение выражает готовность китайской стороны и нашей стороны к совместному поиску инструментов по развитию инновационных компаний. Китайская сторона декларирует готовность продвижения их компаний в наших технопарках, а мы готовы принять их на своих площадках», – заявил директор ИВФ РТ Айнур Айдельдинов.

Кстати, всего компании-участники Российского венчурного форума запросили 176 млн долларов инвестиций (против 199 млн долларов в прошлом году).

«Объем запрашиваемых средств от компаний в этом году около 176 млн долларов. Найдут ли они определенные средства? Невозможно прогнозировать сегодня, какая погода будет завтра — слишком много факторов», — отметил Айдельдинов.

Сам Айдельдинов заверил, что на программу акселерации будут отобраны от 60 до 10 компаний. 

Татарстан станет полигоном для проекта Илона Маска – Hyperloop?

Почетным гостем форума и судьей стал генеральный директор Hyperloop Transportation Technologies Дирк Альборн. Региональные, федеральные и, как оказалось, даже мировые СМИ пытались поймать Альборна. Так, например, корреспондент одного из ведущих мировых порталов Business Insider приехал специально на форум в Казань, чтобы задать главе «Гиперлупа» несколько вопросов. Пообщаться с Альборном удалось и журналистам ИА «Татар-информ».

«Мы рассматриваем республику не только для создания транспортной системы, но и как ресурс для развития самой компании. Здесь очень много талантливых инженеров, с которыми можно работать. И в целом –да, я рассматриваю Татарстан как тестовую площадку», — заявил глава Hyperloop корреспондентам ИА «Татар-информ».

Он добавил, что каждой стране очень важно иметь такие яркие точки, как Татарстан, для обсуждений инноваций.

«Все, с кем я здесь встречался, говорят о создании экосистемы, привлечении талантливых людей, а также о помощи молодым предпринимателям в создании технологий», — поделился впечатлениями Дирк Альборн.

Дирк Альборн – постоянный участник бизнес-ивентов мирового уровня – оценил высокий уровень организации Российского венчурного форума.

«Этот форум лучше многих из тех, что проводятся в Азии и Европе», — резюмировал глава Hyperloop Transportation Technologies.

Повлияли ли санкции на инвестиции в Россию?

На пресс-конференции на вопросы журналистов ответили признанные мировые эксперты в области инноваций. Красной нитью прошла тема влияния геополитических событий на инвестиционный климат в России и мире.

Так, директор Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбина Никконен уверенно сказала, что политические события не отразились на инвестициях, во всяком случае, в Татарстане. «Политики вершат свое, а предприниматели и бизнесмены работают и зарабатывают деньги. Мы вынуждены считаться с политическими аспектами, но бизнес преобладает.

Позицию Никконен поддержала директор «Глобал Технолоджи Капитал» Александра Джонсон, отметив, что санкции против России не смогли в корне изменить отношение инвесторов к татарстанскому и российскому рынку. Предприимчивые предприниматели используют для обхода торговых ограничений технологию блокчейн.

«Процесс изменился — нельзя ничего сделать в вакууме. И какой бы ты ни был гениальный, если нет обмена существующими технологиями, то каждый раз изобретать велосипед будет сложно», — считает эксперт.

«Я верю в то, что политические штормы пройдут, а предприниматели умеют работать в любое время. Так что – да, санкции повлияли. Изменилось ли что-то в корне — нет, не изменилось», — резюмировала Джонсон.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев