– Фарид Рафкатович, гастроли камаловцев в Республике Саха прошли впервые. Насколько важна была для театра эта поездка, какое значение имели эти гастроли?
– До Якутска из Москвы летели около семи часов, дорога очень утомила. Очень хорошо приняли, народ Якутии оказался очень гостеприимным. В аэропорту якутские девушки и местные ребята-татары встретили нас с кумысом и чак-чаком.
Оказывается, мы с театром Саха – самые старые из тюркских театров, они тоже в этом году открывают 113-й сезон. Для Камаловского театра значение этих гастролей огромное, так как за 100 лет впервые выступили на сцене Саха академического театра.
Якутский театр к нам приезжает часто, с ними мы встречаемся также и на фестивале Науруз. Как известно, этот фестиваль среди тюркских театров проводится не только для выявления лучших, а для общения, обмена опытом и обсуждения общих проблем. На фестиваль приезжают театральные коллективы Татарстана, Башкортостана, Казахстана, Алтая, Азербайджана, Турции, Чувашии, Тывы, Кыргызстана. Было и так, что весь фестиваль посвящали якутскому театру. Общение идет тесное, поэтому, возможно, для них наш приезд и не был особым событием. Но для нашего театра это была важная поездка, важные гастроли.
Мы поняли, что среди тюркских народов якуты (себя они называют саха) очень нам близки. Есть схожесть в языке, общении.
Вообще в последнее время стараемся укреплять связи между тюркскими театрами. Съездили в Тыву, Алтай. Можно сказать, уже не осталось тюрков, которых мы не видели. Лишь на Кавказе балкарцы и дагестанцы.
–Как приняли вас местные жители? Они поняли татарский театр?

– Нас приняли не просто хорошо, это было поразительно. Перед гастролями мы довольно долго вели переговоры, и нас пытались убедить не ехать в летнее время. «Многие русские театры приезжали летом и «прогорели», не смогли собрать зал», – сказали нам. Но откладывать на следующий месяц мы не могли по техническим причинам. Поэтому все же отважились ехать. И не зря – билеты на оба спектакля были распроданы за две недели до нашего приезда. Конечно, нам очень помогли проживающие там татары.
В Якутске татар немного, но они подняли какой-то ажиотаж.
Мы показали «Горгери кияулэре» («Зятья Гэргэри») Туфана Миннуллина и премьеру 112-го сезона «Килемшэк» («Пришлый») Сомбель Гафаровой. Я считаю, что наши спектакли зрители поняли. Потому что некоторые пришли после спектакля поблагодарить нас. Было видно по эмоциям – в «Килемшэк» люди расчувствовались, а во время просмотра «Гергери кияулэре» смеялись от души, аплодировали. Какой-то большой разницы не увидел. Якутский зритель принял так же, как и наш. Чтобы сидели растерявшись, ничего не понимая – таких не было.
–Почему были выбраны именно эти спектакли?

– В Якутске журналисты тоже задали этот вопрос. Причин несколько. В первую очередь я хотел бы назвать технические причины. Дорога очень далекая, мы туда не можем везти свои декорации. Поэтому выбрали «легкие» спектакли. Учитывали и то, что сценическая площадь Саха театра меньше нашей.
–Как думаете, была ли идея спектакля «Зятья Гэргэри» якутам так же близка, как и татарам? Понятно, что спектакль об общечеловеческих ценностях, отношениях между поколениями. Но все же там отражены традиции кряшенских татар, сцены из жизни кряшенского татарского села. Не сложно ли другим народам их понять?
– «Зятья Гэргэри» – это единственный спектакль Марселя абый Салимжанова в сегодняшнем репертуаре театра. Он очень любил гастроли, с искренней радостью вез театр на гастроли в Ташкент, Среднюю Азию. В этот раз его творчество мы показали в Республике Саха. Мне кажется, в этом была своя символичность.
Якутский народ спектакль понял, там нет ничего сложного, что невозможно принять. В каждой нации есть проблема сохранения традиций. Взрослые хотят научить молодых своим обычаям, чтобы молодежь стала ближе к традициям.
–Спектакль «Пришлый» – сильный, многослойный. Он имеет особое значение для татарского человека. Тяга к родной земле, национальное самосознание… Близка якутам эта тема?

– Этот спектакль – очень близкая тема для людей, проживающих в других странах, вдали от Татарстана. Куда бы мы ни поехали, там живут татары, поэтому это проблема, глубоко трогающая их сердце.
–Вам вручили юбилейный знак «Якутия с Россией вместе 385 лет». В чем для вас важность этой награды?
– Я могу сказать, что она мне вручена из уважения, принял ее искренне. Если начать изучать его глубину, это было бы другое отношение.
–Расскажите подробнее об общении с Государственным советником Якутии Андреем Борисовым.

– Андрей Саввич оставил у меня большие впечатления. Он художественный руководитель театра, в то же время он политик, он патриот своей нации. Это единственный человек, который по-настоящему и искренне заботится о своей нации, ратует о ее будущем, думает о ее истории, культуре. У него много совершенных дел. Много сделал для того, чтобы о якутах узнали в мире. Вообще мы с ним поговорили о театре, обменялись мнениями. О том, каким путем должен идти национальный театр, какие важные проблемы, темы должен поднимать. Я бы сказал, что он – борец.
–На закрытие гастролей пришел также председатель Государственного собрания Республики Саха (Якутия) Александр Николаевич Жирков. Что он сказал о Камаловском театре?
– Мы с ним не говорили о Камаловском театре. Он больше говорил о своем театре, потому что он настоящий патриот местного театра. Они с Андреем Борисовым рассказали мне забавную вещь. Каждый год в новогоднюю ночь после 12 часов все руководители с женами собираются в театре. Приходят в Саха театр и там продолжают встречу Нового года. Вы вот поверите? Я сначала принял за шутку, а Жирков мне – мы не шутим, мы серьезно. Сколько лет этот обычай поддерживается. Я это попробовал представить в своей местности, это для меня фантастика. Как это, чтобы мэр и другие после встречи Нового года дома продолжили праздник здесь? Это тоже достижение Андрея Борисова.
–Удалось пообщаться с артистами местного театра?
– К сожалению, они были в летнем отпуске. Большинство на охоте, они ведь охотники. Но некоторые пожилые и молодые артисты пришли, с ними пообщались. Они у нас бывают часто, хорошо знают Казань. Столицу нашей республики вспоминали с любовью. Спрашивали: «Как там Казань? Стала еще красивее?»
–Народной артистке Татарстана, заслуженной артистке России Дание Нуруллиной в Якутске подарили бриллиант. Почему выбрали именно ее?
– Это совпало с днем ее рождения. По окончании спектакля «Зятья Гэргэри» я вышел на сцену и поздравил ее. Тут же выбежал Андрей Борисов и подарил бриллиант.
– Якутский театр и татарский театр: можно их сравнивать?
– Нет, сравнивать нельзя. Сейчас они пошли другим путем. Они больше обращаются к эпосу. Андрей Борисов сейчас строит очень большой научный, культурный центр. У них есть вошедшее в ЮНЕСКО, пришедшее из древних времен искусство эпоса «Олонхо». Когда говорили с Андреем Борисовым, о наших спектаклях он сказал: «Вы ближе к Европе». Согласен.
–Выступая не на родине, можно увидеть, насколько ты способен конкурировать. На основе этих гастролей Камаловский смог показать себя как прогрессивный театр?

– Куда бы мы ни ездили, возвращаемся с убеждением, что мы самые передовые. Если бы так не думали, и работать не стали бы.
Нет комментариев-