Последний, к слову, юридически не признан ни памятником, ни даже средовым градоформирующим объектом – ему вдруг просто повезло. И так бывает.
С 1874 по 1891 год трехэтажный особняк на улице Парижской Коммуны принадлежал купцу второй гильдии Шамсутдину Сагадиеву. Проект разрабатывал архитектор-дворянин Владимир Бечко-Друзин, по эскизам которого дома в то время строились не только в Казани, но и в Вятке (сейчас Киров), Симбирске (сейчас Ульяновск), Елабуге. Некоторые, в отличие от утраченного особняка Сагадиева, имеют статус объектов культурного наследия.
Восстановить дом по оригинальным архивным чертежам – пожелание самого инвестора-застройщика, компании «Белый медведь», сообщила ИА «Татар-информ» помощник Президента РТ Олеся Балтусова. Она подчеркнула, что, возможно, здание будет не традиционно офисным, что характерно для центра города, а жилым многоквартирным домом площадью 931 кв. м. В соответствии с современными требованиями проект предусматривает и небольшую парковку.
Воссоздание особняка, который, к слову, соседствует с Музеем чак-чака, куда в том числе во время обхода заглянул Рустам Минниханов, станет началом связующего мостика между Ново- и Старо-Татарской слободой. О необходимости восстановить утраченную связь между этими историческими частями Казани, в современности разорванными дорогой улицы Татарстан, градостроители говорят уже давно.
Так, одно из решений, которое 15 января презентовали президенту, было разработано в апреле 2017 года в КГАСУ на семинаре по реконструкции архитектурной среды и благоустройству пешеходных коммуникаций центра Казани «Пешком по городу».
Тогда победители воркшопа, команда молодых архитекторов «Путь к истории», предложили «довести до ума» благоустройство Старо-Татарской слободы, сделав ее не только более интересной для туристов, но востребованной для самих казанцев, а также предусмотрели пешеходные связи с Ново-Татарской слободой. Со своей концепцией развития территории двое разработчиков Валерий Нурмухаметов и Динара Низамутдинова лично ознакомили Президента РТ.
Констатировав, что сейчас Старо-Татарская слобода – это территория разового посещения, студенты КГАСУ рекомендуют создать здесь точки регулярного притяжения. Вдохновленные идеей ресторана «Генацвале», через дворы которого можно пройти с одной улицы на другую, они предлагают взять ее за основу всего маршрута. Тогда с улицы Каюма Насыри туристы и казанцы смогут проходить через дворики на набережную озера Кабан по улице Марджани и в обратную сторону. Продумано создание нескольких подземных парковок – например, у театра Камала и мечети Марджани: тогда набережная освободится от автомобилей, а приехавшие на них люди будут ходить по территории пешком. Кроме того, концепция предлагает связать Старо-Татарскую слободу через театр Камала с улицей Парижской Коммуны, которая прежде называлась Сенной и относилась к Ново-Татарской слободе. Это как раз позволит восстановить ту самую связь исторически тесно связанных, но позже разобщенных частей Казани.
«Это одна из первых моих официальных презентаций. Конечно, был мандраж. Наша работа была построена так, что студенты старших курсов делали анализ территории, а мы с Валерием разрабатывали концептуальную часть, поэтому именно нас двоих и попросили ее презентовать Рустаму Минниханову. Комментарии президента были таковы, что к ЧМ-2018 необходимо развить эту территорию», – рассказала Динара Низамутдинова.
По словам префекта Старо-Татарской слободы Марата Усманова, в настоящее время готовится смета студенческой концепции. На первом этапе из большого проекта решено реализовать лишь часть – благоустроить пешеходную улицу Каюма Насыри.
Решения, которые они дали, попробуем реализовать до ЧМ в том объеме, который позволит финансирование. Выполняем расчеты относительно навигации, малых архитектурных форм, уличной мебели, арт-объектов по Каюма Насыри и улице Кучне (самая короткая улица Старо-Татарской слободы) и по самому покрытию. А по нему очень интересное решение, но сначала нужно посмотреть, насколько это применительно в нашем климате. Ребята предлагают использовать элементы мозаики и брусчатки в дорожном покрытии, тогда оно будет сложено будто лоскутное полотенце из разных кусочков. Это позволит использовать айдентику татарской национальной культуры. Для меня это мечта! Такого ни в городе, ни в республике нет, может, где-то есть на территории России – не знаю. Но решение очень интересное», – сказал Усманов.
Как заметил руководитель проектной группы студентов КГАСУ, старший преподаватель кафедры «Теория и практика архитектуры» Ринат Хафизов, ребята также предложили использовать для оформления пешеходных маршрутов и оживления улицы элементы убранства дома (наличники, карнизы, сохранившиеся водосточные трубы). Но в их работе масштаб рассматривался градостроительный: чертежи выполнены в соотношении 1:500, 1:200. Разработка конкретных деталей улиц и зданий – следующий этап работы.
Пока же в разгаре работа на Марджани, 10, где полным ходом идет воссоздание утраченного объекта культурного наследия Дома Бикмухаметова.
В перспективе строители соединят его с другими постройками квадрата (Марджани, 12, 14/1 и 14/2), замкнув на Доме национальной кулинарии с настоящей печью.
«Работа началась с археологических исследований. Строительные работы начались в ноябре-декабре. Сейчас уже идет работа по наполнению, по самой концепции, в частности окнам, так как объект под кровлю уже зашел. Заканчиваются общестроительные работы. В феврале планируют начать внутренние работы, поэтому уже сейчас обсуждается вопрос вентиляции, водоснабжения, канализации и идет речь о закупке оборудования. В любом случае до начала чемпионата мира надо запустить первую очередь этого объекта», – рассказал префект Старо-Татарской слободы.
Концепции восстановления в Старо-Татарской слободе трех деревянных зданий (Ш. Марджани, 12, 14/1 и 14/2) и кирпичного Дома Бикмухаметова 1883 года постройки (Ш. Марджани, 10) были одобрены еще в декабре 2016 года года на заседании межведомственной комиссии при Президенте РТ по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях.
Проектировщики опираются на планы «деревянного дома на каменном этаже с антресолями» для купца М. И. Абряшитова от 11 ноября 1851 года. Усадьба предполагала сам купеческий дом, службы, каменную баню со сводом, деревянное жилое строение и холодные службы. В разные годы дом принадлежал Рахматулле Еникееву, семье Апанаевых, Абдрахману Утяганову.
В 2003 году по программе ликвидации ветхого жилья дом расселили, здание перешло в собственность генерального директора, а сейчас председателя Совета директоров телекомпании «Эфир» Андрея Григорьева. Он планировал снести его и построить 5-этажную гостиницу. Однако в 2005 году дом поставили на госохрану как ранее утраченный объект культурного наследия – строить «на свой вкус» стало нельзя. Собственник продал его. В 2011 году здание полностью сгорело (с собственника, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, тогда взяли лишь символический штраф).
Нынешний владелец объекта, председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Зуфар Гаязов принял обязательства воссоздавать дом в его историческом облике, в комплексе зданий татарской усадьбы.
Проект усадьбы делал Аитов (Рамиль Аитов, архитектор проекта, заслуженный архитектор РТ и член Союза архитекторов России Рамиль Аитов — Ред.). У нас есть весь пакет документов, который позволяет с исторической достоверностью воссоздать этот дом, который сочетает в себе черты типичного русского классицизма на мужской половине дома и традиционное обустройство татарских семей – на женской. Это отчетливый морфотип городской усадьбы казанских татар», – поясняла на одном из собраний Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) архитектор-реставратор, аттестованный эксперт Миникульта РТ Фарида Забирова.
Однако главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани Сергей Саначин представил участникам того заседания (проходило в июне 2017 года) свои историко-архитектурные изыскания по Дому Бикмухаметова. Изображенное на чертежах более красивое и продуманное здание, по сведениям Саначина, спроектировано было не Петром Жуковским, а Фомой Петонди.
«Меня никто к этой работе не привлекал – ни к исследованию, ни к поиску. Это работа Забировой с Рамилем Аитовым. Они нашли фотографию конца XIX века и промежуточный фиксационный, то есть обмерочный чертежик, тоже дореволюционный, но не начальный проект, и по нему начали работать. Я показал изначальный проект, показал его даже на экране, предложил поговорить с хозяином, чтобы внести в готовый уже на тот момент проект правки. Позже мне передали, что, обговорив с собственником, решили все же оставить уже подготовленный проект, потому что по нему уже была проведена большая работа и согласование», – рассказал информационному агентству Сергей Саначин.
Как пояснила «Татар-информ» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, Дом Бикмухаметова – это памятник местного, то есть городского, значения, поэтому согласовывает проект и выдает разрешение на строительство администрация Казани, а не Министерство. Ведомство, со своей стороны, принимало принципиальное решение: воссоздавать памятник или нет.
«У нас в Казани проблема в том, что исторические исследования делаются плохо, потому что к ним слабые требования. Если бы наш Минкульт и прочие сильнее бы это требовали, тогда исследования делались бы основательно. Сейчас у нас делается коротенькая записочка – что нашел, то нашел. К сожалению, то, что я показывал на заседании, никуда не пошло», – со своей стороны, заключил Сергей Саначин.
Как сдержанно прокомментировала ситуацию Фарида Забирова, найденный Саначиным в архивах проект в итоге в документации по воссозданию Дома Бикмухаметова «упоминается как нереализованный», то есть как бы гипотетический, а потому ориентироваться стали на тот, который был воплощен в реальности.
Напомним, заседание ТРО ВООПИиК, на котором был представлен более ранний проект Дома Бикмухаметова, проходило в июне 2016 года. Там же стало известно, что собственник изначально задумывал построить и открыть Дом национальной кулинарии к ЧМ-2018 в Казани, чтобы «принять в традициях татарского купечества во время экскурсии по Старо-Татарской слободе в дни матчей Владимира Путина».
«Мы всегда рады гостям. Конечно, хотелось бы здесь Владимира Владимировича встретить, показать ему нашу слободу. Я всегда говорю, что если Кремль – это сердце Казани, то Старо-Татарская слобода – это душа нашего города. Будем очень рады всем гостям, особенно Владимиру Владимировичу. Но пока такой информации нет», – осторожно сказал префект Старо-Татарской слободы Марат Усманов.
Нет комментариев-