Последний, к слову, юридически не признан ни памятником, ни даже средовым градоформирующим объектом – ему вдруг просто повезло. И так бывает.
С 1874 по 1891 год трехэтажный особняк на улице Парижской Коммуны принадлежал купцу второй гильдии Шамсутдину Сагадиеву. Проект разрабатывал архитектор-дворянин Владимир Бечко-Друзин, по эскизам которого дома в то время строились не только в Казани, но и в Вятке (сейчас Киров), Симбирске (сейчас Ульяновск), Елабуге. Некоторые, в отличие от утраченного особняка Сагадиева, имеют статус объектов культурного наследия.
Восстановить дом по оригинальным архивным чертежам – пожелание самого инвестора-застройщика, компании «Белый медведь», сообщила ИА «Татар-информ» помощник Президента РТ Олеся Балтусова. Она подчеркнула, что, возможно, здание будет не традиционно офисным, что характерно для центра города, а жилым многоквартирным домом площадью 931 кв. м. В соответствии с современными требованиями проект предусматривает и небольшую парковку.
Воссоздание особняка, который, к слову, соседствует с Музеем чак-чака, куда в том числе во время обхода заглянул Рустам Минниханов, станет началом связующего мостика между Ново- и Старо-Татарской слободой. О необходимости восстановить утраченную связь между этими историческими частями Казани, в современности разорванными дорогой улицы Татарстан, градостроители говорят уже давно.
Так, одно из решений, которое 15 января презентовали президенту, было разработано в апреле 2017 года в КГАСУ на семинаре по реконструкции архитектурной среды и благоустройству пешеходных коммуникаций центра Казани «Пешком по городу».
Тогда победители воркшопа, команда молодых архитекторов «Путь к истории», предложили «довести до ума» благоустройство Старо-Татарской слободы, сделав ее не только более интересной для туристов, но востребованной для самих казанцев, а также предусмотрели пешеходные связи с Ново-Татарской слободой. Со своей концепцией развития территории двое разработчиков Валерий Нурмухаметов и Динара Низамутдинова лично ознакомили Президента РТ.
Констатировав, что сейчас Старо-Татарская слобода – это территория разового посещения, студенты КГАСУ рекомендуют создать здесь точки регулярного притяжения. Вдохновленные идеей ресторана «Генацвале», через дворы которого можно пройти с одной улицы на другую, они предлагают взять ее за основу всего маршрута. Тогда с улицы Каюма Насыри туристы и казанцы смогут проходить через дворики на набережную озера Кабан по улице Марджани и в обратную сторону. Продумано создание нескольких подземных парковок – например, у театра Камала и мечети Марджани: тогда набережная освободится от автомобилей, а приехавшие на них люди будут ходить по территории пешком. Кроме того, концепция предлагает связать Старо-Татарскую слободу через театр Камала с улицей Парижской Коммуны, которая прежде называлась Сенной и относилась к Ново-Татарской слободе. Это как раз позволит восстановить ту самую связь исторически тесно связанных, но позже разобщенных частей Казани.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ee11ac044eb3bf029b36781b86f1b3c48e4837f20e85b7014f2e2866e4bd.jpg)
«Это одна из первых моих официальных презентаций. Конечно, был мандраж. Наша работа была построена так, что студенты старших курсов делали анализ территории, а мы с Валерием разрабатывали концептуальную часть, поэтому именно нас двоих и попросили ее презентовать Рустаму Минниханову. Комментарии президента были таковы, что к ЧМ-2018 необходимо развить эту территорию», – рассказала Динара Низамутдинова.
По словам префекта Старо-Татарской слободы Марата Усманова, в настоящее время готовится смета студенческой концепции. На первом этапе из большого проекта решено реализовать лишь часть – благоустроить пешеходную улицу Каюма Насыри.
Решения, которые они дали, попробуем реализовать до ЧМ в том объеме, который позволит финансирование. Выполняем расчеты относительно навигации, малых архитектурных форм, уличной мебели, арт-объектов по Каюма Насыри и улице Кучне (самая короткая улица Старо-Татарской слободы) и по самому покрытию. А по нему очень интересное решение, но сначала нужно посмотреть, насколько это применительно в нашем климате. Ребята предлагают использовать элементы мозаики и брусчатки в дорожном покрытии, тогда оно будет сложено будто лоскутное полотенце из разных кусочков. Это позволит использовать айдентику татарской национальной культуры. Для меня это мечта! Такого ни в городе, ни в республике нет, может, где-то есть на территории России – не знаю. Но решение очень интересное», – сказал Усманов.
Как заметил руководитель проектной группы студентов КГАСУ, старший преподаватель кафедры «Теория и практика архитектуры» Ринат Хафизов, ребята также предложили использовать для оформления пешеходных маршрутов и оживления улицы элементы убранства дома (наличники, карнизы, сохранившиеся водосточные трубы). Но в их работе масштаб рассматривался градостроительный: чертежи выполнены в соотношении 1:500, 1:200. Разработка конкретных деталей улиц и зданий – следующий этап работы.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e63920db0673e775cae72776dd0c19db637ec3057748213dddb141288145.jpg)
Пока же в разгаре работа на Марджани, 10, где полным ходом идет воссоздание утраченного объекта культурного наследия Дома Бикмухаметова.
В перспективе строители соединят его с другими постройками квадрата (Марджани, 12, 14/1 и 14/2), замкнув на Доме национальной кулинарии с настоящей печью.
«Работа началась с археологических исследований. Строительные работы начались в ноябре-декабре. Сейчас уже идет работа по наполнению, по самой концепции, в частности окнам, так как объект под кровлю уже зашел. Заканчиваются общестроительные работы. В феврале планируют начать внутренние работы, поэтому уже сейчас обсуждается вопрос вентиляции, водоснабжения, канализации и идет речь о закупке оборудования. В любом случае до начала чемпионата мира надо запустить первую очередь этого объекта», – рассказал префект Старо-Татарской слободы.
Концепции восстановления в Старо-Татарской слободе трех деревянных зданий (Ш. Марджани, 12, 14/1 и 14/2) и кирпичного Дома Бикмухаметова 1883 года постройки (Ш. Марджани, 10) были одобрены еще в декабре 2016 года года на заседании межведомственной комиссии при Президенте РТ по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях.
Проектировщики опираются на планы «деревянного дома на каменном этаже с антресолями» для купца М. И. Абряшитова от 11 ноября 1851 года. Усадьба предполагала сам купеческий дом, службы, каменную баню со сводом, деревянное жилое строение и холодные службы. В разные годы дом принадлежал Рахматулле Еникееву, семье Апанаевых, Абдрахману Утяганову.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/2162500be96d2d6ae62c04d2e319f844041e6a3d4d7d2aedec385c8edfa8.jpg)
В 2003 году по программе ликвидации ветхого жилья дом расселили, здание перешло в собственность генерального директора, а сейчас председателя Совета директоров телекомпании «Эфир» Андрея Григорьева. Он планировал снести его и построить 5-этажную гостиницу. Однако в 2005 году дом поставили на госохрану как ранее утраченный объект культурного наследия – строить «на свой вкус» стало нельзя. Собственник продал его. В 2011 году здание полностью сгорело (с собственника, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, тогда взяли лишь символический штраф).
Нынешний владелец объекта, председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Зуфар Гаязов принял обязательства воссоздавать дом в его историческом облике, в комплексе зданий татарской усадьбы.
Проект усадьбы делал Аитов (Рамиль Аитов, архитектор проекта, заслуженный архитектор РТ и член Союза архитекторов России Рамиль Аитов — Ред.). У нас есть весь пакет документов, который позволяет с исторической достоверностью воссоздать этот дом, который сочетает в себе черты типичного русского классицизма на мужской половине дома и традиционное обустройство татарских семей – на женской. Это отчетливый морфотип городской усадьбы казанских татар», – поясняла на одном из собраний Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) архитектор-реставратор, аттестованный эксперт Миникульта РТ Фарида Забирова.
Однако главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани Сергей Саначин представил участникам того заседания (проходило в июне 2017 года) свои историко-архитектурные изыскания по Дому Бикмухаметова. Изображенное на чертежах более красивое и продуманное здание, по сведениям Саначина, спроектировано было не Петром Жуковским, а Фомой Петонди.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/83caacbed1322aaf5159515f0ff64e791c815d1cfe1af36b74a91570ead0.jpg)
«Меня никто к этой работе не привлекал – ни к исследованию, ни к поиску. Это работа Забировой с Рамилем Аитовым. Они нашли фотографию конца XIX века и промежуточный фиксационный, то есть обмерочный чертежик, тоже дореволюционный, но не начальный проект, и по нему начали работать. Я показал изначальный проект, показал его даже на экране, предложил поговорить с хозяином, чтобы внести в готовый уже на тот момент проект правки. Позже мне передали, что, обговорив с собственником, решили все же оставить уже подготовленный проект, потому что по нему уже была проведена большая работа и согласование», – рассказал информационному агентству Сергей Саначин.
Как пояснила «Татар-информ» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, Дом Бикмухаметова – это памятник местного, то есть городского, значения, поэтому согласовывает проект и выдает разрешение на строительство администрация Казани, а не Министерство. Ведомство, со своей стороны, принимало принципиальное решение: воссоздавать памятник или нет.
«У нас в Казани проблема в том, что исторические исследования делаются плохо, потому что к ним слабые требования. Если бы наш Минкульт и прочие сильнее бы это требовали, тогда исследования делались бы основательно. Сейчас у нас делается коротенькая записочка – что нашел, то нашел. К сожалению, то, что я показывал на заседании, никуда не пошло», – со своей стороны, заключил Сергей Саначин.
Как сдержанно прокомментировала ситуацию Фарида Забирова, найденный Саначиным в архивах проект в итоге в документации по воссозданию Дома Бикмухаметова «упоминается как нереализованный», то есть как бы гипотетический, а потому ориентироваться стали на тот, который был воплощен в реальности.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/8ac89ff50aece163f4f88c8f62000416a96e3201cf83f583c3ef4b329102.jpg)
Напомним, заседание ТРО ВООПИиК, на котором был представлен более ранний проект Дома Бикмухаметова, проходило в июне 2016 года. Там же стало известно, что собственник изначально задумывал построить и открыть Дом национальной кулинарии к ЧМ-2018 в Казани, чтобы «принять в традициях татарского купечества во время экскурсии по Старо-Татарской слободе в дни матчей Владимира Путина».
«Мы всегда рады гостям. Конечно, хотелось бы здесь Владимира Владимировича встретить, показать ему нашу слободу. Я всегда говорю, что если Кремль – это сердце Казани, то Старо-Татарская слобода – это душа нашего города. Будем очень рады всем гостям, особенно Владимиру Владимировичу. Но пока такой информации нет», – осторожно сказал префект Старо-Татарской слободы Марат Усманов.
Нет комментариев-