У паркета «Баскет-холла» 80-летний Евгений Яковлевич рассказал корреспонденту агентства об отличии женского баскетбола от мужского, отношениях со старшим братом Владимиром, наставником мужской чемпионской олимпийской сборной СССР 1988 года и перспективах студенческого баскетбола в России.
– Учитывая, что все успехи вы достигли с женскими баскетбольными командами, а ваш брат Владимир с мужскими, напрашивается вопрос. Вы специально договорились с братом о таком гендерном разделении труда?
– Нет. Я начинал работать с мужчинами в Волгограде с «Динамо», и лишь потом меня перекинули на женщин.
Получилось так, что мой брат Владимир начинал свою тренерскую карьеру с женской командой ленинградского «Спартака»! Об этом уникальном факте он никогда не вспоминал. А меня как никого другого "кидали" с мужчин на женщин и наоборот.
Так что я единственный в СССР/России тренер, который по 20 лет работал с мужскими командами и 20 лет с женскими! Поэтому не стоит считать меня чисто женским тренером.
– Мужской и женский баскетбол – это разные виды спорта?
– Выскажу вам одну сокровенную мысль. Брат мой в стремлении унизить роль женского баскетбола, говорил мне: «На твоих баб будут ходить, только когда они будут играть голыми». Удивительно, но факт, особенно для тех, кто хочет сравнить женский и мужской баскетбол. Возьмите в руки карандаш и посчитайте, сколько раз наши баскетболистки были чемпионками Европы, мира и олимпийских игр. И поймете, мужикам при таком сравнении делать нечего!
– И все же с кем было сложнее работать – с нашим баскетболистками, испанками, израильтянками, польками? У вас большой опыт работы за рубежом – даже иврит и испанский выучили.
– Везде работа требует самоотдачи. Рассуждать о том, с кем легче, с кем труднее работать, не слишком правильно. Я полагаю, что более собранных, более ответственных людей, чем российские женщины, нет.
Если они видят, что тренер их не обманывает, что он всегда вместе с ними и в победах, и в поражениях, то они горы свернут! С другой стороны, маленький мальчик с маленькой травмой, легко заболевший, подходит и говорит: «Можно, я не буду играть?» А женщины играют после родов, после абортов, после травм, выходят и бьются, как львицы.
– Именно эмоциональная сторона важнейшая при работе с женщинами?
– Важнее психология. Женщин ни в коем случае нельзя оскорблять, всегда нужно подбирать слова, которые должны быть правильными, никогда не унижать их в присутствии подруг по команде. Повторюсь, вопросы психологии при работе с женскими командами заметно важнее по сравнению при работе с мужчинами.
– Ваша воспитанница, двукратная олимпийская чемпионка Татьяна Овечкина, почему-то отдала сына Сашу в хоккей. Вы не советовали ей попробовать сделать из сына баскетболиста?
– Таня с мужем очень рано начала водить Сашу на хоккей, чуть ли не с шести лет. Но он такой талантище, что если бы стал заниматься баскетболом, то ниже сборной России точно бы не опустился! Саша везде хорош, во что ни играет – футбол, хоккей, баскетбол. Он и в шахматы прекрасно играет, это мамины гены. Татьяна была звездой, великим игроком. Двукратная олимпийская чемпионка, ну а Сашка стал хоккейной звездой.
– Команда вашего брата, олимпийские чемпионы 1988 года, каждый год собирается, граждане России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии вспоминают «папу» и свои победы. А ваши подопечные, олимпийские чемпионки 1992 года встречаются?
– Конечно! Не так давно мы все вместе отметили 25-летний юбилей нашей победы в Барселоне. Кто с Украины приехал, кто из Испании. Кроме счастья и радости такие встречи ничего не дают.
– Мы с вами беседуем на мужском финале АСБ. Реально ли в России приблизиться к уровню американского студенческого баскетбола?
– Приблизиться реально. Но догнать будет очень тяжело. Очень важно, чтобы ректоры ВУЗов любили спорт и баскетбол в частности. Если руководитель ВУЗа не любит спорт, ничего нельзя добиться.
Когда я впервые приехал в США, мы играли с американской студенческой командой, на трибунах было 14 тысяч человек с лишним! И ректор данного ВУЗа сказал мне, что ему не нужны студенты, нелюбящие баскетбол и неболеющие за свою команду. И что никого он на трибуны не загонял. Вот отношение ректора.
– И какими вам представляются перспективы российского студенческого баскетбола?
– Я думаю, что они пока далеки от того, чтобы называть их хорошей перспективой. Надо еще много работать. Все дело в тех, кто руководит командой. В людях, в тренерах.
С развалом СССР мы потеряли прекрасный цех детских тренеров. К сожалению, сегодня с детьми работают много двоечников и троечников.
Нет комментариев-