Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Это тоже имущественное право»: Зуфар Хайретдинов со скандалом взыскал с Вадима Захарова 30 тысяч рублей за песни покойных авторов

«Это тоже имущественное право»: Зуфар Хайретдинов со скандалом взыскал с Вадима Захарова 30 тысяч рублей за песни покойных авторов
Не успел утихнуть спор между Гузель Уразовой и Элвином Греем за права на песню «Красивая, хороший», на татарской эстраде снова скандал – на этот раз между Зуфаром Хайретдиновым, представляющим Российское авторское общество в Татарстане, и популярным певцом Вадимом Захаровым. В ходе конфликта прозвучали обвинения и в адрес исполнителей в нарушении авторских прав, и в адрес РАО, который, по мнению некоторых композиторов, недоплачивает авторам. Подробнее – в материале «Татар-информа».

Напомним, композитор и певец, народный артист РТ Зуфар Хайрутдинов одновременно является представителем Российского авторского общества – он главный советник полномочного представителя РАО в Татарстане. О возникшем между ними конфликте сообщил Вадим Захаров на собственной странице в соцсети Instagram.

Дело в том, что в репертуаре Вадима оказались песни, на исполнение которых он не заключал договоров с авторами.

«Мой Инстаграм закидали вопросами, что же случилось между мной и Зуфаром Хайретдиновым. «Почему он взыскал с тебя 30 тысяч рублей?» «Ты что, пел без спроса его песни?». Каждому писать не буду, не обижайтесь», - написал Вадим Захаров.

Далее артист раскрывает подробности этой истории. «13 февраля 2019 года в Филармонии состоялся мой очередной концерт. Никому не секрет, что перед концертом ты обязан составить договор с РАО, на основе которого 5 процентов выручки с концерта перечисляются в эту организацию. Если честно, я думал, что агенты сами приходят и заключают договора. Они пришли. Но не ко мне, а зашли в зал и сняли концерт на видео (есть у них на это права, не могу сказать). После этого Зуфар абый Хайретдинов позвонил мне. «Есть песни, на которые не заключен договор, плати 30 тысяч, иначе будет иск в суд на 140 тысяч», - сказал он. Оказывается на концерте прозвучали песни очень уважаемых мной авторов, ныне уже покойных Рустама Закуана, Хании Фархи, Ганса Сайфуллина», ­– пишет Вадим Захаров.

Понятно, что у ныне живущих авторов надо брать разрешение, а как спросить у тех, кого уже нет в живых?

«Часть отчислений с концерта через РАО должны идти авторам. Договора на руках, вроде бы и придраться не к чему. Но стали придираться к песням покойных Ганса Сайфуллина и Хании Фархи. Якобы я без спроса спел их песни. А у кого спросить? Авторов уже нет в живых. Но несмотря на это, на меня наложили штраф в размере 30 тысяч. Заплатил, конечно. Но осадок остался. Я и сам против игнорирования авторских прав, когда авторы живы и здравствуют. Но вопрос: куда же уходят выплаты РАО, если автор песни или исполнитель уже умер? Какое имеет право РАО собирать деньги за песни покойных авторов. Что, песня должна умирать вместе с ее создателем?», – пишет артист.

Корреспондент ИА «Татар-информ» связалась с Вадимом Захаровым и попросила пояснить ситуацию.

- На концерте я заработал 150 тысяч рублей. По закону я должен перечислить в РАО 5 процентов с этой суммы – получается 7500 руб. Эту сумму я был готов выплатить, но Зуфар Хайретдинов, угрожая судом, заставил меня заплатить 30 тысяч.

- Откуда взялась эта цифра – 30 тысяч?

– Не знаю. Дошло бы дело до суда, по словам Зуфара абый, пришлось бы выложить 140 тысяч. Насколько я знаю, за одну исполненную без разрешения песню налагается штраф в размере 20 тысяч. РАО мне предъявил претензии в отношении семи песен. Для меня 140 тысяч – большая сумма. А откуда 30 тысяч – не знаю. И самое интересное – куда уйдут эти деньги? Я хотел бы попросить вас узнать это.

- На какой счет перечисляли штраф? На счет самого РАО?

- Счет мне дал сам Зуфар абый. Я сходил в банк и заплатил. 30 тысяч получилось найти, а если бы требовали 140 тысяч, не знаю, что бы я делал. Пришлось пойти к нему и попросить не доводить дело до суда.

- Вы считаете, что у уже покойных авторов разрешения на исполнение их песен просить не надо?

- Да, а у кого просить разрешения? Хорошо, что, например, у Хании апа я еще при жизни успел спросить.

В комментариях к посту Вадима Захарова высказались композиторы Айдар Тимербаев и Ильгиз Закиров. Первый обвинил Зуфара Хайрутдинова в ущемлении прав авторов. С исполнителей отчисления собирает, а гонораров создателям песен выплачивает копейки, говорят они.

«Зуфар Хайрутдинов для Москвы с наших татарских артистов беспощадно собирает деньги. И с этих денег он авторам положенную часть не выплачивает, практически ничего не платит! Вот мне как автору многих популярных песен за последние два года перечислили 1800 рублей. А за эти два года 13 моих песен удостоились различных премий. Сколько они звучали на радио и телевидении. Компании Зуфара Хайрутдинова радио и телевидение тоже начисляют за каждую прозвучавшую песню, – пишет Айдар Тимербаев. – На своем концерте Вадим мои песни тоже исполнил. Значит, деньги должны прийти мне. Но они не придут! Обратишься в ТАИС («Татарское агентство интеллектуальной собственности» – Ред.), говорят, что им не отправили. А РАО отправило. Вадим законным способом хотел заплатить, а над ним так издеваются, это меня разозлило», – пишет композитор.

Радио и телевидение действительно делают авторские отчисления Российскому авторскому обществу, это подтвердил и главный редактор «Булгар радиосы» Ильфар Каримов.

Ильгиз Закиров поддержал коллегу-композитора. «Мне авторских тоже не платят! Если бы с моих песен шел гонорар, я бы тоже был очень рад, НЕТ же, НЕ ИДУТ! Мне ни разу не выплачивали. Если бы каждый раз, когда звучат мои песни на радио и телевидении, мне шли деньги, я бы уже разбогател», - пишет композитор.

Со всеми вопросами корреспондент ИА «Татар-информ» обратились и к самому Зуфару Хайрутдинову – главному советнику полномочного представителя РАО в Татарстане.

Зуфар Хайрутдинов уточнил, что нарушения авторских прав со стороны Вадима Захарова были еще в прошлом году. «Еще на прошлогоднем концерте он включил в репертуар песни, на которые не были заключены договора. Тогда я ему позвонил, сказал, что надо заключить договор. Он не сделал этого. Тогда я предупредил его, что в следующих концертах будет такая же ситуация. Так и получилось – дал концерт в этом году, и снова без заключения договора», – рассказал он.

Представители РАО отслеживают все концерты в республике. Убедившись, что Захаров не заключил договор, на его концерт поехали инспекторы и записали выступление артиста на видео. После этого Захарова уведомили о нарушении закона с его стороны.

«По закону Вадим был бы должен заплатить 140 тысяч штрафа. Мы действовали на основании статьи 1301 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Она состоит из двух частей. Первая часть гласит: за каждый случай нарушения накладывается штраф в размере 10 тысяч рублей. Так как у каждой песни по два автора, закон нарушается два раза. Вадим Захаров без согласия авторов исполнил семь песен. Это подтвержденный факт. У семи песен 14 авторов. Получается 140 тысяч», – пояснил Зуфар Хайрутдинов.

Но, как известно, Вадим Захаров в итоге заплатил 30 тысяч. Откуда появилась такая цифра?

Зуфар Хайрутдинов: «Опираясь на вторую часть упомянутой ранее статьи, и считая, что Вадим нарушил закон впервые, умножили на сумму, положенную авторам – 5 процентов. Чтобы дело не доводить до суда, составили такое соглашение. Когда посчитали, получилось 30 тысяч. Если бы он отказался их заплатить, пришлось бы ему 140 тысяч выплачивать через суд».

Но как быть в тех случаях, когда авторов песен уже нет в живых?

Зуфар Хайрутдинов: «Во-первых, Вадим указал лишь ныне уже покойных авторов. Но не будем забывать, что авторские права – это имущественные права. Они переходят к супругу или супруге автора, или же к детям, и гонорар тоже выплачивается им. А там еще кто-то обвиняет РАО в невыплате денег. РАО регулярно переводит авторские отчисления авторам, зарегистрированным в ТАИС, пусть у них просят! И у ТАИС нет полномочий собирать отчисления с концертов. Это право есть только у РАО». В подтверждение своих слов Зуфар Хайрутдинов показал список.


Юрист Анна Попова: «Вадим Захаров неправ»

Юрист и автор песен Анна Попова, которая принимала участие в разрешении спора между Гузель Уразовой и Элвином Греем, считает, что Вадим Захаров поступил неверно, не заключив договор. «Зуфар Хайрутдинов действовал по закону. У РАО тоже есть свое положение», – отметила она.

«Авторское право тоже считается имущественным правом. После смерти автора гонорар за песни получает семья, но только в течение 70 лет. По истечении 70 лет гонорар не выплачивается», – пояснила юрист.

Получается, что авторские права, например, Рустама Закуанова должны перейти к его супруге Фание ханум. Однако в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информа» она заявила, что даже не слышала об этом и их семье ничего не выплачивается.

В ответ на это Зуфар Хайрутдинов заверил, что авторские права Рустама Закуанова в скором времени перейдут его семье. «Не прошло еще и полугода с его смерти. Сейчас причитающиеся ему деньги накапливаются, не передаются семье. Когда авторские права перейдут к определенному человеку, деньги будут переданы ему», – сказал он.

Он также подчеркнул, что конфликт с Вадимом Захаровым не является конфликтом личного характера. «Это не конфликт между мной и Вадимом. Это не наш личный конфликт. Я просто хотел бы, чтобы артисты поняли, что нарушать права авторов нельзя».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев