После обострения ситуации в Идлибе Анкара сообщила, что больше не может сдерживать поток сирийских мигрантов в Европу. Теперь тысячи беженцев направились в Грецию и другие ближайшие страны. Миграционный кризис, который они создадут, поможет Турции отстаивать свои интересы. С другой стороны, турецкие власти дали понять, что занимают жесткую позицию по отношению к России, когда турецкая прокуратура пришла с обысками в офис российского СМИ Sputnik, а трех журналистов и главного редактора агентства задержали для дачи показаний.
Накалившуюся обстановку уже 5 марта обсудят Президент РФ Владимир Путин и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Вероятно, они найдут мирный путь урегулирования возникших вопросов. А позднее в восстановлении российско-турецких отношений может сыграть важную роль Татарстан и Президент республики Рустам Минниханов.
Подробнее о взгляде Максима Шевченко на обострившуюся ситуацию на внешнеполитической арене, в которой оказались замешаны не только Турция и Россия, но и Иран, Евросоюз и США, читайте в материале ИА «Татар-информ».
Политическое заявление: Турция перестала сдерживать сирийских беженцев
Турецкая Республика после обострения ситуации в сирийском Идлибе заявила, что больше не сможет сдерживать потоки беженцев, и открыла свои границы с Евросоюзом 29 февраля. Теперь в европейские страны могут попасть все 3,7 млн сирийских мигрантов, находящихся в Турции. Ситуация на границе с Грецией уже накалилась настолько, что полицейские применяют против беженцев водометы и слезоточивый газ.
Лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган таким образом сделал политическое заявление: страна не забыла, что Евросоюз значительно урезал финансовую помощь Турции в разрешении миграционного кризиса — с обещанных 3 млрд евро до 168 млн евро. Кроме того, он надеется, что миграционный кризис обнажит противоречия стран Евросоюза и НАТО и разрушит препятствия, мешающие Турции стать полноправным членом ЕС.
«Эрдоган играет на противоречии ЕС и НАТО, и фактически он разворачивает конфронтацию с ЕС мирным гуманитарным способом, показывая, что у Турции есть свои интересы, что она не собирается находиться в положении какой-нибудь африканской страны, которая стоит на коленях и ждет помощи. И что Турция может так осложнить политическую жизнь европейским элитам, актуализировав вопрос иммигрантов», — отметил российский политик, журналист и общественный деятель Максим Шевченко.
Скоро на границу Греции и Турции для оценки ситуации с притоком беженцев отправятся главы Еврокомиссии, Евросовета и Европарламента. Такое внимание к проблеме понятно, ведь миграционный кризис может привести к всплеску насилия.
«Дело может дойти и до очень серьезного насилия. А это в свою очередь приведет к реанимации популярности профашистских, антииммигрантских партий и так далее. То есть удар по Европейскому союзу очень продуманный, сильный и жесткий», — отметил Шевченко.
Выпустили пар: почему турки обыскали офис российского издания Sputnik
Офис российского СМИ Sputnik в Стамбуле обыскали, а некоторых сотрудников задержали для показаний 1 марта. Позднее всех отпустили: турецкая прокуратура не нашла состава преступления. Такое демонстративное задержание организовали, чтобы успокоить турецкую общественность, переживавшую гибель своих военных, попавших под обстрел армии Сирии. Действия должны внушить турецким гражданам, что правительство занимает жесткую позицию.
«Это давление в ситуации обострения. Я как-то был свидетелем, как в армию провожали в Турции. Это был такой праздник! Службу в армии они подняли до уровня такого национального достоинства для турецкого парня. Поэтому гибель большого количества турецких военнослужащих — это национальная трагедия, которую остро переживает турецкое общество. Было необходимо дать им понять, что власти не оставят это без внимания».
На самом деле турецкая сторона не стремится к дальнейшему обострению конфликта с Россией. Кроме того, ситуацию некорректно сравнивать с задержаниями российских журналистов на Украине в 2014 году.
«Это неприятный, но не фатальный момент. Знаете, это не украинская ситуация. На Украине тогда аресты — это были просто бандитские действия, были группировки, заискивающие перед радикальным рационализмом. А сейчас в Турции это выпуск пара, на мой взгляд, в большей степени, чем какие-то серьезные системные действия», — считает Максим Шевченко.
Мы на пороге большой войны: Что обсудят Путин с Эрдоганом
Путин 5 марта проведет переговоры с Эрдоганом в Москве. Турецкий лидер заявил, что надеется на перемирие в Идлибе после переговоров. Главы держав обсудят не только сирийский конфликт, но и опасность начала войны с Ираном, считает Максим Шевченко.
«Мы стоим на пороге большой войны. Очевидно, что она может начаться в зоне Малой Азии: от Ирана до Сирии. Сейчас в Сирии, несмотря на внутрироссийскую пропаганду, Россия является вспомогательным субъектом, а не главным. Главным действующим лицом в Сирии является со стороны Асада Иран, естественно. Там находятся десятки тысяч иранских военнослужащих. Россия там обладает группировкой, которая скорее фиксирует присутствие России на этом направлении», — объяснил Шевченко.
Иран готовится к войне, которой ему угрожали США, и эти угрозы по-прежнему остаются актуальными. Ключевой вопрос для этой страны — позволит ли Турция американцам использовать свою территорию (например, базу Инджирлик) для ракетно-бомбовых ударов по территории Ирана.
«Если [Ирану] не удастся договориться с Турцией, то Турция станет плацдармом для удара по Ирану, вероятность которого очень велика летом 2020 года по мере приближения к финалу президентской кампании в США. Трамп вполне может использовать войну против Ирана, локальную, ограниченную использованием ракет и самолетов, для поднятия собственного рейтинга и патриотической мобилизации внутри США. В этой ситуации турки находятся в очень непростом положении».
На переговорах с Путиным Эрдоган поднимет вопрос взаимодействия в этой сложной ситуации, уверен Максим Шевченко.
«Ситуация хрупкая, сложная, я думаю, на переговорах с Путиным будут обсуждаться возможности как, не потеряв лицо во внутренней политике и сохранив набор внешних интересов, выйти из этой кризисной ситуации. Очевидно, переформатировав в какой-то мере астанинский формат».
«Роль Татарстана и Президента РТ будет ключевой в налаживании российско-турецких отношений»
Пока ситуация на внешнеполитической арене накалена, Татарстан не может на нее повлиять. Но когда главы государств договорятся мирном решении возникших вопросов, помощь республики окажется очень важна.
«Когда речь зайдет о примирении, роль Татарстана и его Президента в очередном налаживании российско-турецких отношений будет огромной, и ключевой», — считает Максим Шевченко.
Ранее Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по телефону переговорил с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Стороны договорились, что необходимо снизить напряжение в Идлибе, рассказал Генеральный консул Турции в Казани Исмет Эрикан.
Нет комментариев-