Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Это прекрасное место для роста»: студент об учебе в Болгарской исламской академии

«Это прекрасное место для роста»: студент об учебе в Болгарской исламской академии
По итогам первого семестра в Болгарской исламской академии магистрант религиозного вуза рассказал об особенностях обучения.

Болгарская исламская на минувшей неделе стала местом притяжения богословов, специалистов-исламоведов и экспертов из российских регионов и зарубежных стран. Неделя началась с Болгарских чтений, на которых обсуждалось отечественное богословское наследие. Следом прошли чтения имени Шигабутдина Марджани, основной темой которых стало создание и применение фетв.

Во время своего визита в Болгар корреспондент ИА «Татар-информ» побеседовал с одним из магистрантов академии. В вузе завершился первый учебный семестр, большая часть студентов сдали зачеты и экзамены. О том, как проходит учебный процесс, какие условия созданы для студентов и почему магистранту академии 24 часа нужно проводить в библиотеке рассказал Асланбек Эдильсултанов. Магистрант из Чеченской Республики прошел весь путь трехуровневой системы исламского образования: два года медресе в Волгограде, обучение в Российском исламском университете в Уфе и, как итог академия в Болгаре.

Библиотека на вырост и акцент на электронные ресурсы.

В момент нашей встречи Асланбек временно замещал библиотекаря. Пожалуй, лучше места для разговора о богословском наследии российских мусульман сложно было найти.

Сегодня, по словам магистранта, библиотека насчитывает порядка 1000 наименований книг (1,5–2 тысячи экземпляров) на арабском, русском, татарском, английском и турецком. Больший акцент в руководстве вуза делают на работу с электронными источниками. У каждого студента есть доступ к электронной библиотеке.

Библиотека академии будет расширяться, заверил будущий богослов. Книги будут закупаться, заказы есть, но так как основным доставщиком книг была Сирия, сейчас из-за войны это стало затруднительно. Сегодня арабские книги доставляются из Египта или из стран Магриба (Северной Африки).

«Различия в исламе есть, но они незаметны»

В академии обучаются магистранты из разных регионов России. Известный факт, что ислам в Поволжье и на Северном Кавказе имеет свои особенности. На вопрос, ощущается ли эта разница во время обучения, Асланбек дает развернутый ответ.

Есть различия в правовых школах, понятии акыды (вероубеждения), тасаввуфа (суфизма), усуля (подхода к текстам Корана, хадисам), рассказывает студент, но тут же добавляет: «Здесь, в академии, этих различий для меня, для тех, кто учится, уже нет. Здесь все сделано так, чтобы мы могли изучать все сразу».

Действительно, научить сопоставлять особенности четырех крупнейших мазхабов было одной из главных целей новой академии. Об этом еще перед открытием вуза в интервью ИА «Татар-информ» рассказывал ректор академии Рафик Мухаметшин.

В библиотеке академии представлена вся необходимая литература по четырем мазхабам. Кроме того, здесь есть некоторые материалы по захиритскому мазхабу, представители которого сегодня практически исчезли. Но изучение нужно для того, чтобы научиться сопоставлять, говорит Асланбек Эдильсултанов.

«Моя задача как магистранта – быть осведомленным в этих вопросах. Допустим, есть такая наука, которая называется сравнительный фикх. Моя задача в том, чтобы дать сравнительный анализ того, как разных правовых школах смотрят на какое-нибудь социальное явление. Здесь нас к этому готовят. Есть вопросы вероубеждения, есть дисциплина доксография, в рамках нее в тонкостях разбираются секты. Затем изучаются правовые вопросы подхода к Корану – один аят разбирают так, один иначе. Здесь тоже четыре школы. Изучаются и разные подходы в вопросах тасаввуфа», – рассказывает Асланбек.

«Студенту Болгарской академии 24 часа нужно проводить в библиотеке»

Учеба в магистратуре Болгарской академии рассчитана на три года. На первом курсе студенты много времени проводят на занятиях и в работе над текстами. Непосредственно научной работой будущие богословы займутся на втором курсе.

Работа с текстами очень трудоемкая, она требует много времени, терпения и усидчивости, признался магистрант. В хранилище академии сегодня достаточно много старых текстов, которые нужно проанализировать и разобрать.

«У нас много старых текстов, эти тексты нам отдают, мы их перепечатываем на арабском языке и делаем тагликат. Например, если я вижу хадис, я ищу его и делаю ссылки – какой аят, высказывание ученых, откуда это взято. Это очень трудоемкая работа. Информации очень много, ее нужно искать. 24 часа надо проводить в библиотеке», – поделился собеседник агентства.

«Это идеальное место для тех, кто хочет заниматься наукой»

Первый год в академии можно назвать тестовым. Как рассказывал агентству ИА «Татар-информ» Рафик Мухаметшин, первые несколько лет вуз будет работать на то, чтобы заработать себе имя. Студенты за несколько месяцев уже успели оценить преимущества обучения в академии. По словам Асланбека, для достижения целей будущих богословов в Болгарской исламской академии созданы все необходимые условия.

«Для человека, который сюда попадет, это место просто идеальное. Здесь он не из-за чего не беспокоится, его задача – учиться и еще раз учиться. Для роста это прекрасное место. Подумайте сами, вы здесь ничего не платите, вам даже платят за это. Если есть свободное время, есть полный доступ в библиотеку, в спортзал. Плюс, если вы не хотите искать в библиотеке, у вас есть полный доступ к интернет-ресурсу. Есть любой вид интернета – беспроводной, проводной. Для человека – это прекрасное место», – говорит он.

Магистрант в очередной раз заметил: «Хорошо, что здесь представители разных регионов России. Различия есть, но они не чувствуются так сильно. Потому что, когда люди разговаривают на одном языке и понимают, о чем они говорят, тогда какие-то разногласия исчезают».

В ближайшее время, число студентов из регионов Северного Кавказа станет больше, считает Асланбек. «Так как это первый год, многие просто подождали, хотят посмотреть, как все это будет, как пойдет, сделать выводы», – говорит он.

«Без базового арабского языка и знания четырех мазхабов в академии будет сложно»

Экзамен по приему в академию был достаточно сложным, рассказывает Асланбек. По его словам, в магистратуру поступало 100 человек, стали студентами лишь порядка 40. «Если у вас нет базового арабского языка и базовых знаний, если вы знаете только ханафитский мазхаб, ханафитскую правовую школу, но не знаете шафиитскую, тогда трудновато», – признается он.

Что касается представителей уфимского исламского вуза в БИА, то из 11 однокурсников Асланбека по Российскому исламскому университету шесть человек поступили в академию этим летом. Один человек уехал на языковую стажировку в арабские страны, на следующий год он тоже будет пробовать свои силы при поступлении в вуз.

«Татарские богословы были намного развитее своего времени»

В будущем Асланбек Эдильсултанов планирует продолжить заниматься наукой – преподавать или писать научные труды. «Эта работа мне нравится. Нужно очень много терпения и времени. Нужно год-два, чтобы только с одной книгой разобраться», – поделился он.

На вопрос, интересно ли изучать наследие татарских богословов, Асланбек отвечает утвердительно.

«Марджани, Камали, Курсави, Баруди, Бигиев. Если вы изучаете их книги, то есть много вещей, которые я для себя нахожу. Эти люди были намного развитее своего времени. Эти люди могли выдать такую информацию, которой даже сейчас люди удивляются, откуда они могли это знать. Проблем в том, что многие их труды по сей день не переведены. Этим нужно заниматься. Не то, чтобы это татарские богословы, они российские, они давали такую информацию, которая была полезна всем», – сказал студент.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев