Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Это искусственно созданный миф»: как татары оценивают инициативу сделать «Стояние на реке Угре» федеральным праздником?

«Это искусственно созданный миф»: как татары оценивают инициативу сделать «Стояние на реке Угре» федеральным праздником?
В список праздников федерального значения может быть включена историческая дата, получившая название «Стояние на реке Угре», – 11 ноября 1480 года. Инициатива принадлежит губернатору Калужской области Анатолию Артамонову. Сторонники идеи считают, что именно это событие стало переломным в отношениях Руси и Золотой Орды – с того момента «монголо-татарское иго» прекратилось и Русь стала независимым государством. Так ли это на самом деле? Справедливо ли считать «Стояние» фактом всероссийского значения? Каковы могут быть последствия назначения этой даты общегосударственным праздником? Свое мнение высказали известные ученые и общественные деятели Татарстана.

В июле в Омской области возникла конфликтная ситуация из-за установления памятника казачьему атаману Ермаку. Татары Сибири выступили против увековечения памяти человека с неоднозначной репутацией – если кто-то считает его «завоевателем Сибири» и склонен героизировать, татарская часть населения Сибири уверена, что Ермак – головорез и преступник, который жестоко уничтожал татарские деревни и убивал мирных жителей.

Теперь возникла похожая ситуация. Власти Калужской области захотели придать статус праздника федерального значения исторической дате 11 ноября 1480 года, которая получила название «Стояние на реке Угре». С инициативой выступил губернатор области Анатолий Артамонов. Два года назад такая попытка уже была предпринята парламентом Калужской области. Но тогда законопроект раскритиковали татарстанцы – Государственный Совет РТ выступил против.

«Это не единственное и не уникальное событие в истории, таких фактов было много, с каждой стороны были и победы, и поражения. Если начнем перечислять каждый такой случай, их наберется много. Нам сейчас надо больше думать не о том, кто и как, с кем воевал, а о дружбе народов», – пояснил тогда позицию Татарстана депутат Разиль Валеев.

«Стояние на реке Угре» – это встреча войск хана Золотой Орды Ахмета и московского князя Ивана Третьего на реке Угре в 1480 году. С 8 октября по 11 ноября войска стояли на разных берегах реки, при этом никаких военных действий не происходило. По мнению советских и российских историков, после этого события «монголо-татарское иго» прекращается, Русь укрепляется и получает независимость.

До сих пор некоторые СМИ описывают это событие так: «Весной 1480 года хан Ахмат с многочисленным войском двинулся к Московскому княжеству, сжигая на своем пути русские города, убивая их защитников и вырезая мирных жителей. Хан был уверен, что ему удастся восстановить власть Большой Орды над Русью. Но на его пути встало русское войско, посланное великим князем Иваном III к Калуге. Русские витязи закрепились на берегу Угры и больше месяца сопротивлялись татарам, не пуская врага дальше ни на шаг...»

В Калужской области ежегодно проходит фестиваль, приуроченный к этой дате. «Великое стояние на реке Угре – решающее событие для российской истории. Русь избавляется от гнета Золотой Орды. Победа на Угре – это общая победа народов нашей страны, в том числе ногайцев, крымских татар, калмыков и других этносов», – сказал об этом губернатор Анатолий Артамонов.

Анатолий Артамонов, фото: пресс-служба администрации Калужской области

Нам пока не удалось выяснить отношение татар Калужской области к инициативе губернатора. Представитель Духовного управления мусульман России в Калуге Ринат хазрат Баткаев заявил, что не будет комментировать этот вопрос. Не удалось  получить комментарии и у официальных властей области.

«Такие вещи появляются в результате нашей слабости»

Доктор исторических наук Дамир Исхаков:

– Я считаю, что это показатель усиления шовинизма в России. Потому что за этим есть антитатарская направленность. На татар смотрят как на исторического врага.

С другой стороны, видно, что в России не обращают внимания на науку историю. А как показывают исторические сведения, после того «стояния» московские княжества не освободились от обязательства платить дань – его они ханам платили еще довольно долгое время. Некоторым ханствам, например Крымскому ханству, этот ясак платили вплоть до XVIII века. И после «стояния» москвичи много раз терпели поражение. Поэтому это никак нельзя назвать великой победой. Это всего лишь одно из событий в истории. Желание праздновать его идет исключительно от рассматривания Российской Федерации как русского государства. Такая позиция означает отрицание доли других народов в этом государстве. На самом деле это шовинизм и есть.

Это, несомненно, тенденция. Сейчас в стране идут весьма негативные процессы и в политическом, и в экономическом плане. Когда такое происходит, народ начинает беспокоиться. Некоторые люди во власти пытаются взять на вооружение национализм. Чтобы русский народ не видел другие недостатки, пытаются воодушевить его утверждениями «Мы здесь хозяева, мы здесь единственный великий народ», тем самым повышать уважение русского человека к себе. Жаль, некоторые люди этому поддаются. Они действительно начинают думать, что являются здесь главными и единственными хозяевами. Поэтому заинтересованные силы стараются расставить знаки и символы, определяющие эту «единственность».

Памятник Ермаку установили – а какая там была история, тоже проигнорировали. Я только что побывал в Сибири, мы были на том месте, где он утонул, сняли материал для телевидения. Ермак ведь утонул, он не смог взять Сибирь! Чтобы Сибирь окончательно присоединить к России, еще долгое время московским отрядам пришлось ходить походами, сражаться, приложить много усилий для этого. На самом деле Ермак не имеет никакого отношения к завоеванию Сибири.

– Что могут и должны сделать татары в таких обстоятельствах?

– Татарам приходится терпеть. Потому что появление таких вещей – это результат нашей слабости. Если бы другие народы России, в первую очередь татары, сами были бы сильными, не удавалось бы нас так притеснять. Мы сами позволяем это делать, поэтому давление продолжается. Надо будет терпеть. Другого варианта нет. Надо ждать бороться за демократию. Только тогда что-то может измениться. Пока, если так будет продолжаться, ситуация к лучшему не изменится.

«Поднимать искусственную дату – признак невежества»

Директор института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, доктор исторических наук Искандер Гилязов:

– Противостояние на реке Угре – это всего лишь один из эпизодов в истории. Молодое еще в то время Московское княжество участвовало в довольно большом числе конфликтов, и таких незначительных столкновений было довольно много. Поднимать эту дату – это просто преувеличивать и выпячивать лишь один среди десятков фактов. И если говорить по правде, это очень искусственно созданный миф. Это пошло от Карамзина и подхвачено другими историками, и в возвеличивании этой даты есть сильное преувеличение.

Потом, нельзя забывать и другое – во время образования Москвы такого государства, как Золотая Орда, на самом деле ведь уже и не было. Были только наследники Золотой Орды. Кого из них рассматривать как прямого и единственного наследника Золотой Орды? Ни один не может рассматриваться в таком статусе. Поэтому выделять столкновение с каким-то одним государством и выставлять его как ключевое событие в избавлении от власти Золотой Орды – это довольно поверхностный взгляд.

В те же времена уже образовалось и Казанское ханство, есть Ногайская Орда, Крымское ханство. Как тогда оценивать отношения с ними? В тот период, например, в 1487 году войско Ивана Третьего берет Казань и пленит казанского хана. Может, тогда это событие выделить? Почему мы выделяем конкретно только «Стояние»?

То есть это малозначительный факт, но его хотят преподнести как очень важный и сыграть на этом – тут налицо попытка рассматривать историю только с точки зрения сегодняшнего дня, действовать лишь из интересов нынешней конъюнктуры. Это искусственное подчинение истории целям сегодняшнего дня. Так нельзя. История, она есть, и ее нельзя изменять. И в таком большом государстве выводить на первый план какие-то мифы, специально преувеличивая их значимость, я считаю, это большая ошибка.

Хорошо, допустим, сделали эту дату всенародным праздником. А принесет ли это пользу нашему многонациональному государству? Вопрос: что чувствует русский, празднуя такую дату? Превосходство над другими. «Вот мы какие великие, вот так мы победили, вот так мы освободились». Татарский народ рассматривает себя как продолжение Золотой Орды. Золотая Орда – это государство, которое занимает большое место в нашей и в то же время российской истории. Как это воспримут татары? Это может привести к каким-то мелким ненужным пересудам, конфликтам, межнациональным недоразумениям в обществе.

Русский человек оценивает эту дату по-своему, а татарин – по-другому. Надо ли нам эти вещи заново выносить на поверхность?

Сколько обсуждали иго, монголо-татарский гнет. Его ведь тоже выдумал Карамзин. Какое уж иго? Наконец стали избавляться от этого слова, и что, теперь снова возвращаться и начать говорить про это? Надо ли сегодня, в нынешних обстоятельствах поднимать эту тему – «Мы избавились от угнетения»? Приводит ли это к какому-то единству в обществе или взаимопониманию? Нет, наоборот, это намерение выполняет разрушительную функцию. Поэтому я абсолютно против данной идеи! Считаю, что это попытка внести разлад на пустом месте, «чесать там, где не чешется».

Значит, общество считает, что может вот так свободно действовать по отношению к истории, поступать с ней как заблагорассудится, подчинить историю. «Вот мы такие великие, поэтому в нашей истории были только великие события» – вот что это. А это идет от неграмотности. Возвеличивать искусственную дату – это результат невежества. Жаль, историю мы не знаем, в нашем обществе истории не обучают. Поэтому и происходят такие ситуации.

«Это войдет в школьные учебники как противопоставление народов»

Руководитель Центра исследования Золотой Орды и татарских ханств им. М. Усманова Института истории им. Ш. Марджани, кандидат исторических наук Ильнур Миргалиев:

– Калужский губернатор уже третий год пытается провести эту свою инициативу. Каждое лето мы получаем от них письма. Мы в ответ на эти обращения подготовили справку от института, в котором изложили, как ученые оценивают исторический факт «Стояние на Угре».

Сторонники хотят сказать, что это уникальное событие, якобы это день получения независимости, и хотят вывести данную дату на федеральный уровень. Мы, конечно же, против этого. Потому что в состав Золотой Орды входили и русские княжества. Получение независимости проходило в несколько этапов, не решалось одним днем. Здесь нет никакого основания говорить о славе русского оружия. Потому что на Угре вообще не было сражения. Там стояли два войска. Были переговоры, и после этого русские продолжали платить дань татарам.

Даже в русских летописях это «Стояние на Угре» не значится как великое сражение, об этом просто потом, через годы упоминается «это нам как назидание, урок» – примерно в таком ключе.

А вот кто занимается научной работой, для них это всего лишь один эпизод, а не дата, которая играла важную роль в получении независимости. Антон Анатольевич Горский из Московского университета довольно много работал в этой теме, в своей книге он придерживается такой же точки зрения.

Распад Золотой Орды – это большой процесс. Там глобальные вещи. Во-первых, проблема династии. С окончанием рода батуистов начинаются мятежи, беспорядки. За этим приходит чума и ослабляет страну. Потом войны с другими государствами, поражение от Тамерлана. С началом распада Золотой Орды главными политическими игроками были Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда и русские княжества. Между ними были войны и противостояние ради продолжения династии и государства. Это сражение не является чем-то уникальным среди всех событий того периода.

Во-вторых, российское государство сегодня держится на двух больших народах – русские и татары. Как же это мы сегодня на федеральном уровне назовем «днем победы над татарами»? Эта дата войдет в учебники истории. Это противопоставление народов. Татарский народ большой, в него входят и крымские татары. Вот крымские татары сейчас в составе России. Они и так боятся, до конца не доверяют. И праздновать так, что их тоже победили, – это отталкивание народа от себя, кому это надо? Это не служит единству в стране. Поэтому мы однозначно против введения этой даты на федеральном уровне.

Это можно отмечать в Калужской области как региональную дату, чтобы звать на праздник туристов. Для их местности это может быть важным. Скажем, принятие ислама в Булгаре – это же не федеральный праздник, только на уровне Татарстана. Тогда давайте важные для татар события, тот же день принятия ислама, формирование государств, Золотой Орды, – пусть все это тоже внесут в список федеральных дат.

«Такие вещи повышают национальное самосознание татар»

Журналист, общественный деятель Римзиль Валеев:

– Это чрезмерное увлечение отдельных кругов национальным, а иногда религиозным фактором. Бывают же такие люди – увлеченные любители. У них это искусственный патриотизм. Не истинный патриотизм, а выдуманный. Такой категории люди есть, славянофилы, тюркоманы – возможно, мы имеем дели с такими. Кто-то ставит у себя на даче памятник Ивану Грозному.

Сейчас из-за отсутствия другой идеологии в России наблюдается усиление национально-религиозного, исторического фактора. Причина в этом. Но, слава богу, есть наша Конституция, желание вернуть царя – это антиконституционное дело. Пока официальный лидер страны Президент Владимир Путин не против утверждения, что Россия – многонациональная страна.

Калужская область увлеклась этой темой, и если кому-то нечему больше верить и не на что надеяться, имеют право проводить это в своем кругу – где-то в своей общественной организации, какой-нибудь деревне, у реки в своих масштабах. Потому что у нас и свои исторические места есть, чтобы проводить. Для того чтобы было на федеральном уровне, надо проводить конференции.

Это не факт избавления России от гнета – историки это давно уже сказали.

Иго тоже отсюда. Князи действительно ярлык получали из Сарая, с одной печной трубы (дома, семьи. – Ред.) платили ясак в размере шкуры лошади. Три-четыре месяца в год московские князья проводили в Сарае, они там сидели на совещаниях, гостили, общались. Полжизни у них проходило там. Это считалось естественным. На это совсем не обижались. Это потом постепенно изменилось.

Историю надо изучать с улыбкой, узнавая о средневековых порядках, получая от этого уроки, изучать с интересом. Не надо стараться переводить ее в нынешнюю политику. Реваншизм не нужен ни с нашей стороны, ни от других.

Я скажу еще одну мысль. Такие вещи могут помочь повысить у нашей татарской молодежи историческое, национальное самосознание. Притеснили язык? Поглумились над историей? В армии издевались из-за того, что ты татарин? Вот после этого татарское самосознание пробуждается и человек возвращается к своей национальной сущности. Есть вот одна такая польза от возникновения подобных ситуаций.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев