Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Это будет проблемой»: рост цен на проезд вынуждает казанских студентов бросать учебу, больше подрабатывать и ездить зайцем

«Это будет проблемой»: рост цен на проезд вынуждает казанских студентов бросать учебу, больше подрабатывать и ездить зайцем
Рост цен на проездные и отмена билета на 50 поездок вызвали негодование у жителей Казани. Первыми о проблеме заговорили студенты — они просят льгот, как в Самаре и Москве.

В Казани с 1 февраля в несколько раз поднимутся цены на проездные. Особенно жители столицы РТ возмутились отмене проездных на 50 поездок за 750 рублей — сейчас же безлимитная транспортная карта на все виды городского транспорта (в том числе максимум 50 поездок на метро) обойдется в 2,5 тыс. рублей. Студенческое сообщество республики уже выступило против изменений и заявило о необходимости введения льготных студенческих проездных. В Министерстве по делам молодежи Татарстана инициативу не спешат поддерживать, так как она требует серьезных бюджетных вливаний. 

«Думаю, нужно будет больше подрабатывать, потому что стипендии не всегда хватает»

Айназ приехала в Казань из Ютазов два года назад. Чтобы позволить себе поездки на общественном транспорте, ей приходится подрабатывать по ночам официанткой в одном из ресторанов. Сейчас она спешит от своего общежития в Деревне Универсиады на автобусную остановку, однако в теплое время года Айназ предпочитает ходить по 3 – 5 км пешком или на своем скейте.

«У нас пары в разных точках города проходят, и почти каждый день нам нужно ездить на общественном транспорте. Если цены повысятся, то это будет проблемой. Думаю, нужно будет больше подрабатывать, потому что стипендии не всегда хватает», — рассказывает Айназ.

Девушка одета достаточно просто и слишком легко: на улице около минус 10, а на ней легкая спортивная куртка, джинсы, шапка, шарф и кроссовки. Айназ говорит, что несмотря на финансовые сложности, родителей, просьбами о деньгах, она обременять не хочет.

С 1 февраля проездные на общественный транспорт подорожают почти в 2,5 раза, что очень сильно ударит по студентке при стипендии в 2700 рублей (у отличников 5400), ее проездной подорожает до 2,5 тысячи.

«До тренировки мне идти 3,5 км, я просто выхожу пораньше, летом катаюсь на скейте, как минимум 50 рублей экономлю», – поделилась она с ИА «Татар-информ». Но сегодня девушка вынуждена поехать на экзамен на автобусе, так как на улице холодно и на экзамен опаздывать нельзя, рассказывает Айназ.

Подходим к остановке, на которой стоят еще несколько студентов — Мария и Алия. Они делятся, что многие их однокурсники тоже подрабатывают, потому стипендии не хватает, а из-за постоянных подработок ее вообще может не быть.

«Бесплатные проездные — это, наверное, нереально, слишком хорошо будет, а вот льготы возможны, во многих городах есть льготы для студентов, вот только почему-то в Казани нет», — рассказывает Мария.

Большая часть из числа пассажиров подъехавшего автобуса  студенты, работники казанского общественно транспорта даже называют маршруты, которые связывают вузы, «студенческими».

 Данил со своим другом Айнуром приехал в Казань из Оренбургской области. Как и Айназ, они спешат на экзамен. На вопрос о повышении стоимости проездных рассказывают, как можно проехать зайцем.

«Когда в автобусе много народу, как можно плотнее встаешь к людям у окна и делаешь вид, что в окне очень интересное что-то»

Также ребята поделились довольно распространенными способами — предложить крупную купюру или показать старый билет.

Кондуктор Фанис довольно скептично отнесся к подобным способам экономии на проезде, однако перспектива введения льгот для студентов его не очень радует, а работает он как раз на «студенческом маршруте».

«У нас основной доход от студентов, а когда я сам был студентом, я ездил на своей машине, поэтому у меня проблем не было», — говорит кондуктор.

Автобус тем временем подъезжает к остановке, и Айназ спешит на свой экзамен. Корреспондент ИА «Татар-информ» отправляется в редакцию с мыслью, что, возможно, скоро Айназе придется ходить пешком не только летом, но и всегда.

«... Вся наша и без того скромная стипендия будет уходить на проезд»

Печально сложившаяся ситуация вынудила студентов татарстанских вузов обратиться к властям республики просьбой вернуть им льготный проезд по городу. Петиция создана на площадке change.org. В ней авторы отмечают, что во многих городах России существуют транспортные льготы для студентов: в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Самаре.

«Казань часто называют столицей студенчества, однако возможности пользоваться общественным транспортом на льготных условиях у студентов Казани нет. Нет такой возможности и у студентов Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и других городов нашей республики», — говорится в обращении.

Студенты подчеркивают, что раньше в Казани существовал выгодный тариф на общественном транспорте. И хотя 50 поездок за 750 рублей на один вид транспорта было не всегда достаточно, это позволяло существенно экономить на проезде.

«Сегодня этот тариф в процессе отмены, и мы уже предвидим, как вся наша и без того скромная стипендия будет уходит на проезд», — мрачно подытоживают авторы.

Автор петиции: «Больнее всего это бьет по приезжим студентам»

Корреспонденты ИА «Татар-информ» созвонились с инициатором интернет-петиции Максимом Мухаметзяновым. По его словам, основной причиной для старта сбора подписей стали финансовые проблемы, которые коснулись не только Максима, но и многих его одногруппников.

Два года назад Максим приехал в Казань для учебы в КФУ из Ульяновска. Основной источник его дохода — ежемесячная стипендия в 1,7 тыс. рублей, которой едва хватает на покрытие транспортных расходов. Раньше проблема стояла не так остро — Максим, как и многие студенты, использовал льготный проездной на 50 поездок (правда, и их не всегда хватало). Но с его отменой траты на ежедневный проезд, по мнению Максима, увеличатся двукратно.

Он добавил, что занимается этой темой через фейковый аккаунт в соцсетях, поскольку боится проблем с учебой в университете. В то же время второкурсник подчеркнул — никакого давления на себе он не испытывает. В решении проблемы студенческих транспортных льгот Максим предлагает ориентироваться на опыт другого приволжского города — Самары. Напомним, что власти РТ уже предлагали администрации Казани изучить опыт Самары в организации регулярных пассажирских перевозок.

«В Казани вообще нет студенческих льгот, в отличие от других регионов. Есть транспортный грант, его получают раз в полгода 3 тыс. студентов со всей республики. При этом только в Казани учится 100 тыс. студентов. Мы берем пример в первую очередь с Самары. У них там везде есть такой проездной, по 13 рублей за поездку на любом виде транспорта по студенческому проездному», — отметил активист.

При этом он добавил, что сам по себе рост стоимости проезда не так сильно задел бы студентов, если бы сохранилась возможность покупать проездной на 50 поездок. Именно отмена последнего и вызвала основное недовольство среди учащихся вузов, считает активист, который ежедневно использует главный студенческий маршрут города — 47-й автобус.

«Поездка обходилась в 15 рублей, все пользовались проездным. Теперь в месяц нам это будет обходится примерно в 1,5 тыс. рублей, то есть рост в два раза. Больнее всего это бьет по приезжим студентам, но и мои казанские одногруппники тоже все пользовались проездными на 50 поездок», — сообщил Мухаметзянов.

Минмолодежи РТ не поддерживает инициативу казанских студентов

Петиция Максима была адресована в том числе и министру по делам молодежи РТ Дамиру Фаттахову. В министерстве отметили, что еще в 2016 году Лига студентов РТ совместно с Центром экономических и социальных исследований проводила исследование, в ходе которого оказалось, что больше половины студентов Казани готовы купить студенческий проездной, но только если он будет стоить 650 – 750 рублей.

«Остальная часть расходов на проезд студента должна покрываться в этом случае либо за счет самих перевозчиков, либо за счет бюджета Республики Татарстан. В этом случае студенческий проездной — это нагрузка на бюджет, которая по расчетам 2016 года может обходиться более чем в 200 млн рублей ежегодно и требует конкретный источник финансирования», — говорится в сообщении пресс-службы.

Отвечая на вопрос о том, рассматривает ли Минмолодежи РТ какие-то меры поддержки студентов из-за увеличения цен на проезд, в ведомстве лишь напомнили об уже существующем — транспортном гранте. Это ежемесячная компенсация транспортных расходов, которую ежегодно на конкурсной основе получают 6 тысяч студентов по всей республике.

Отметим, что, по данным министерства, в РТ более 200 тыс. студентов. То есть помощь государства получает лишь 3% избранных студентов республики.

«Главным условием получения гранта является отсутствие академической задолженности и активное участие в творческой, научной, спортивной, общественной деятельности. Транспортный грант — это ежемесячная выплата в размере 1000 рублей. Бюджет Татарстана выделяет на реализацию проекта 30 миллионов рублей ежегодно», — отметили в пресс-службе.

Новые проездные «по конским ценам» и отмена полюбившегося билета на 50 поездок

Одними из первых на прошедших выходных на эти изменения стоимости проездных обратил внимание один из Telegram-каналов.

«Со вчерашнего дня сильно подорожал общественный транспорт в г. Казани. Отменили 50 поездок за 750 р. Взамен ввели безлимиты по конским ценам», — говорится в сообщении.

Стоимость транспортной карты на все виды городского транспорта (в том числе максимум 50 поездок на метро) выросла до 2500 рублей.

Безлимитный проездной на все автобусные маршруты теперь будет стоить 2300 рублей, неограниченное число поездок на наземном электротранспорте можно будет купить за 1600 рублей. Электронно-проездной билет на один вид трамвая или троллейбуса стоит 1500 рублей, на один маршрут автобуса — 1300 рублей.

Ударом для жителей столицы Татарстана стала отмена проездного билета на 50 поездок, который стоил 750 рублей (стоимость одной поездки таким образом составляла всего 15 рублей). Вместо них планируется ввести билеты длительного пользования на 100 поездок, где одна поездка будет стоить 18 рублей, — такая карта обойдется в 1,8 тыс. рублей.

Еще в прошлом году, когда шли споры об изменениях тарифов, вызывала сомнение практичность такой карты. Чтобы она приносила выгоду, человек должен каждый день как минимум три раза пользоваться общественным транспортом, включая выходные.

Представители исполкома города на заседании согласительной комиссии Госкомитета Татарстана по тарифам уверяли, что решение будет пользоваться популярностью. «Если взять по пенсионным проездным билетам, 3,5 – 4 тыс. людей ездят по социальным проездным 100 и более раз. Это немаленькое количество людей. И это ведь не активное население. У активного населения, я думаю, будет востребован этот проездной», — пояснял журналистам председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.


«...Что это за структура, куда идут эти деньги?»

На этом же заседании заместитель председателя Общественной палаты РТ Тимур Халиков поднял вопрос об этих транспортных картах и отметил непрозрачность деятельности ОАО «Транспортная карта».

«Когда закидываешь деньги, то безналом нельзя, можно только наличными. Если это касается проезда в том числе, то мы проанализируем, что это за структура, куда идут эти деньги, почему нельзя безналично расплачиваться? С 2016 года всё так и осталось», — возмутился спикер.

Как выяснилось, ОАО «Транспортная карта» на 51% принадлежит АО «Социальная карта» (100% общества владеет «Ак Барс» Банк), и на 49% — комитету земельных и имущественных отношений исполкома Казани.

Отметим, что в совет директоров компании входят глава транспортного комитета Айдар Абдулхаков, заместитель председателя комитета земельных и имущественных отношений Казани, заместитель исполкома Ильдар Шакиров, а также представители «Ак Барса». Генеральным директором компании является Рамиль Якупов, следует из годового отчета предприятия за 2017 год.

Согласно документу, в 2008 году компания брала кредит в «Ак Барс» Банке на 80 млн рублей и должна была ее погасить в октябре прошлого года. Тем не менее в банке, который, напомним, через свои структуры владеет контрольным пакетом акций «Транспортной карты», заявили, что не располагают информацией о ее деятельности.

В пресс-службе банка агентство направили в саму компанию. В «Транспортной карте» посоветовали обратиться в мэрию.

Госкомитет РТ по тарифам открестился от транспортных карт

В пресс-службе мэрии Казани не смогли дать оперативного комментария по поводу причин резкого роста цен на «безлимитки», а также схемы распределения денежных средств с карт.

В Госкомитете Татарстана по тарифам заявили, что этот вопрос находится вне их компетенции — они могут установить лишь предельную стоимость одной поездки. Так, в прошлом декабре ведомство закрепило рост стоимости на перевозку пассажиров в общественном транспорте Казани при наличном расчете на уровне 27 рублей, безналичном — 25 рублей.

Таким образом жители республики столкнулись с ситуацией, когда регулятор не может контролировать деятельность частной компании, взвинчивающей в два раза цены на общественно значимую услугу. Между тем «Транспортная карта» фиксирует годовые обороты почти в 2 млрд рублей. О том, как распределяются эти деньги, мало что известно, кроме того что компания более чем прибыльная – в 2017 году, несмотря на весь «плач Ярославны», ТК заработала более 50 млн рублей.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев