Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Есть такая профессия – людей спасать: о работе на завалах, служебных собаках и поиске пропавших детей рассказали казанские спасатели

Есть такая профессия – людей спасать: о работе на завалах, служебных собаках и поиске пропавших детей рассказали казанские спасатели
Когда дверь в квартиру беспомощного человека стоит ломать, а когда разумнее попасть внутрь через окно? Как ведут себя юные казанцы, которые застревают в конструкциях детских городков? Из-за чего служебную собаку могут «разжаловать» из МЧС? Об этом и многом другом ИА «Татар-информ» рассказал начальник Казанского поисково-спасательного отряда Игорь Кацюруба.

Свой профессиональный праздник российские спасатели отмечают 27 декабря. ИА «Татар-информ» заглянуло в гости в Казанский поисково-спасательный отряд МЧС, чтобы своими глазами увидеть, из чего складывается их рабочий день. 

База Казанского поисково-спасательного отряда расположена на просторной площадке, где есть возможность разместить всю технику, которой, к слову, немало, вольеры для собак и дрессировочную площадку для них же. 

Первым нас встретил самый важный человек в отряде – начальник Игорь Кацюруба. В МЧС он работает уже 35 лет, но стать спасателем для него не было мечтой детства. 

«Я собирался поступать на биологический факультет в 1983 году, но получилось так, что я передумал и подал документы в Ивановское пожарно-техническое училище. Потом меня отправили работать в Бугульму, затем в Альметьевск, и наконец-то я вернулся в Казань и стал преподавать в учебном центре», – рассказывает начальник отряда. 

В 2009 году Игоря Кацюрубу пригласили работать в поисково-спасательный отряд. Тогда здесь работали всего 10 человек, постепенно штат расширялся, и сейчас в отряде 40 человек. 

В зоне ответственности отряда 14 субъектов ПФО – то есть, случись что масштабное в любом из этих регионов, спасатели должны будут незамедлительно туда выехать. 

Как, к примеру, выезжали на помощь своим коллегам в Ижевск в 2017 году, когда там обрушился жилой дом. Из-за утечки газа произошел взрыв, и под завалами оказались люди. 

«В 2015 году 14 наших ребят выезжали в Кировскую область. Там в тайге потерялись двое детей. Их искали десять дней, и не только мы, но и общественники. Работали вместе с собаками, на своей спецтехнике. Детей не нашли до сих пор», – вспоминает спасатель. 

276 выездов в году 

За этот год отряд выезжал к местам происшествия и чрезвычайных ситуаций 276 раз. В основном это дорожные аварии, поиски пропавших людей и пожары. 

Спасатели не всегда выезжают на серьезные катастрофы, но ко всем вызовам без исключения они относятся со всей ответственностью. 

«Был у нас случай, когда бабушка просила о помощи – она вызвала ”Скорую”, но открыть дверь медикам была уже не в силах. Дверь у нее оказалась хорошая, если ее сломать… как бабушка будет потом ее ремонтировать? Поэтому ничего ломать не стали, через окошечко аккуратненько при помощи веревок залезли. То есть хочу сказать – надо с умом подходить. Если бабушка просто не может сама открыть двери, но еще в сознании, лучше потерять лишние две минуты и проникнуть через окошко, чем сломать ее дверь», – делится тонкостями работы Кацюруба. 

Нередко приходится выезжать к любопытным детям, которые то и дело где-то застревают. 

«А не так давно выезд был – ребенок застрял коленкой между прутьев горки на детской площадке. Мы просто немного решеточку разжали и вытащили его. Что самое интересное, после того как его ногу освободили, пока собирали оборудование, он туда уже голову начал совать. Видимо, понравилось», – улыбается спасатель. 


Дети и МЧС 

По словам Игоря Кацюрубы, дети – частые гости спасателей. Они с особым восторгом смотрят на них, словно на героев из фильмов. Малышей катают на спецтехнике, рассказывают им о работе и разрешают поиграть с добродушными служебными собаками. 

«Мы тесно сотрудничаем с интернатом для глухонемых ребятишек, который находится на Кирпичникова. Их частенько к нам приводят. Тут, конечно, детям очень интересно», – делится Игорь Кацюруба. 

Он очень удивляется, когда звонят из школ и спрашивают, сколько будет стоить экскурсия по отряду, ведь все, что они делают для детей, абсолютно бесплатно. 

«Для нас это профилактическая работа. Когда детишки приходят, мы же не просто развлекаем их с собачками или катаем на снегоходах, мы еще проводим беседы по правилам поведения. Рассказываем, как вести себя летом на воде, объясняем, чтобы зимой и осенью не выходили на тонкий лед, чтобы в сугробы глубокие не лазили», – объясняет начальник отряда. 

Четвероногие друзья спасателей 

В отряде все четвероногие с удовольствием играют с малышами. Детям с физиологическими или психологическими заболеваниями общение с собаками особенно идет на пользу. Есть даже такая методика лечения – канистерапия, отмечает Кацюруба. 

«Собака развивает у ребенка социальную адаптацию, особенно это полезно для детей-аутистов. У них общение очень своеобразное, и собака помогает им развивается в лучшую сторону», – рассказывает он. 

Сейчас в отряде несут службу 12 собак, и еще три щенка находятся на обучении. В основном это лабрадоры, бельгийские овчарки и ретриверы. Но есть и представители других пород  – главное, чтобы животное не боялось людей и не проявляло к ним агрессии. 

Кинолог отряда Ирина Федоткина – спасатель первого класса, работает уже 15 лет, имеет множество наград. В 2015 году она была признана лучшим кинологом МЧС России и получила награду лично из рук министра. 

Ирина владелица сразу трех собак – босерона Тиграна, малинуа Фарты и ее дочки Дери. 

«Фарта имеет лучшую награду МЧС в международном конкурсе, то есть даже выше, чем у меня. Это самая опытная собака в отряде, она обучена на три вида службы – поисково-спасательную, горно-лавинную и поиск тел погибших. Причем во всех трех видах она работает максимально качественно», – рассказывает Ирина. 

Фарта используется и как племенная собака – ее щенки показывают отличные результаты и служат по всей стране в МЧС и МВД. 

Самым показательным достижением своего лохматого напарника Ирина называет операцию по поиску тел погибших в Ижевске во время работы на развалинах обрушенного дома. 

«Когда уже начали разбирать завалы с помощью техники, в последний момент решили еще раз запустить собаку. За десять минут она указала на два места, где потом нашли двоих погибших. Этот случай прямого доказательства того, что собака пока еще не заменима ни одной техникой», – вспоминает кинолог. 

Как рассказала Ирина, завалы в тех местах, на которые указала Фарта, разбирали три дня вручную. 

«В первый день я была уверена, что под завалами есть люди. Потом, когда прошло два дня и завалы были разобраны до уровня земли, меня начали мучать сомнения. Только на третий день тела погибших были найдены в подвале дома», – рассказывает она. 

Кинолог отметила, что хозяин несет ответственность за работу своего подопечного, и если бы тогда собака дала ложный сигнал, скорее всего, в МЧС она бы уже не работала. 

«Все спасатели в отряде имеют какое-то хобби, которое используют в работе. Кто-то у нас альпинист, кто-то дайвер, а я вот кинолог», – делится Ирина. 

О профессиональном выгорании 

Как отмечает Игорь Кацюруба, текучки в отряде нет, даже наоборот, много желающих работать здесь. И это несмотря на то, что каждый день спасатели сталкиваются с массой негатива. К слову, профессионального выгорания у спасателей не происходит и за десять лет работы в ПСО не было ни одного случая, когда человека забраковали из-за каких-то психологических факторов. 

«Человек понимает, куда он идет, и психологически к этому готов. А со временем начинаешь чувствовать, что уже работаешь чисто механически. Чтобы не произошло профессионального выгорания, у спасателя не должно быть чувства жалости – должно быть чувство ответственности. Сентиментальность тоже должна отсутствовать. Пострадавший должен видеть в спасателе не такого же, как он, а человека, который может ему помочь», – рассказывает начальник отряда. 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев