Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Есть ли жизнь по ту сторону решетки? – в Казани решали проблемы бывших заключенных

Есть ли жизнь по ту сторону решетки? – в Казани решали проблемы бывших заключенных
Возможна ли обычная жизнь после возвращения из мест лишения свободы? Где живут? Как и где работают бывшие осужденные? Занимается ли ими кто-то? Помогают ли им адаптироваться? Нужны люди кому-то люди с судимостью? Эти и другие вопросы обсуждали в Казани на заседании «круглого стола» по вопросам социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

«Кто и как помогает адаптироваться осужденным в обществе?» — под таким негласным девизом прошло сегодня заседание «круглого стола» по вопросам социализации тех, кто освободился из мест лишения свободы. Как отметила в самом начале обсуждения Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская, проблем с ресоциализацией заключенных очень много, как в республике, так и в России. 

«Проблема ресоциализации очень многогранна и социально значима. Ежегодно из исправительных учреждений нашей республики выходят около 4 000 человек, и каждый из них нуждается в стартовой возможности дальнейшей интеграции в общество. А самое главное – он имеет на это право. Мы должны придумать, как помочь каждому», — отметила Сария Сабурская.

По информации Сабурской, обращения от осужденных постоянно поступают в адрес уполномоченного по правам человека в РТ, федеральных и муниципальных властей, а также в другие органы: «По такому количеству обращений, мы видим, что им очень поддержка».

На заседании сегодня собрались порядка 50 человек — это и представители Аппарата президента РТ, Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, органов исполнительной власти РТ, а также представители судебных органов, органов охраны законности и правопорядка РТ, муниципальных образований Татарстана, общественных организаций и СМИ.

О многочисленных проблемах с трудоустройством бывших заключенных говорил каждый из спикеров. Очень часто бывшим заключенным отказывают в работе только из-за наличия судимости. Причем, узнав о прошлом кандидата, работодатель, чаще всего ссылается на    его недостаточный опыт и профессионализм, а то и вовсе вакансия, вдруг, оказывается закрытой. 

«Отказывают бывшим заключенным в работе даже в таких профессиях, как уборщик и грузчик. А причина — отсутствие профессиональных навыков. Ну какие профессиональные навыки у грузчика должны быть? Вопрос у нас в том, что бывший осужденный должен быть интересен для работодателей. Обучение должно идти в ногу со временем. Опыт обучения оступившихся современным навыкам есть, к примеру, их обучают создавать разные бизнес-проекты, особенностям открытия своего дела», — отметила члена совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Мария Каннабих.

На заседании отметили, что сотрудники центров занятости республики периодически проводят профилактические выезды в места лишения свободы, рассказывают о возможном трудоустройстве.

«Между тем, из 4000 человек, выходящих из колоний, только 700-800 обращаются в центры занятости. Остальные просто не обращаются за трудоустройством. Трудности с трудоустройством — постоянная проблема. Освобожденные иногда даже просто стесняются показать работодателю документ, в котором написано о судимости», – заметила замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова.  

 Участники круглого стола затронули вопросы, касающиеся практически всех сфер жизни бывших заключенных. По словам Марии Каннабих, проблемами ресоциализации заключенных озадачился и Президент России Владимир Путин.

«Наш Президент очень заинтересовался этой темой и сейчас решает вопросы по учреждению закона о социальной реабилитации и адаптации. Чтобы решались вопросы с квартирами. Мы очень давно этим занимаемся. Вообще ресоциализация — дело не новое. Еще в 326 году в первом Вселенском соборе — Никейском — говорили о необходимости поддержки людей, находившихся тогда в местах заключения. Мы просто снова и снова возвращаемся к этому вопросу на протяжении всей нашей длинной истории. Это очень важное дело. Уже появились в свое время различные места, помогающие людям после заключения. Все вопросы, связанные с поддержкой и помощью людям, выходящим из мест заключения, должны решаться. У нас ведь приблизительно 30-40 процентов освободившихся возвращаются обратно в места заключения, а в некоторых регионах и до 50 процентов таких людей. Это же очень плохо! Они должны возвращаться к нормальной жизни. Да, конечно, человек 20-30 не переделать, честно скажем. Но половине заключенных точно можно помочь. Но, к великому сожалению, у нас сейчас нет достаточного количества людей, которые могли бы ими заниматься» — подчеркнула Мария Каннабих.

Как было отмечено, в исправительных учреждениях Татарстана работают всего 27 социальных работников, которые помогают осужденным ресоциализироваться.  

«На протяжении всего срока отбывания наказания проводятся различные мероприятия, направленные на подготовку осужденных к освобождению. Восстанавливаются их утерянные документы, полезные связи.  Проводится работа по приобщению осужденных к духовно-расовым ценностям. Решаются пенсионные и образовательные вопросы, внедрен электронный документооборот. В большинстве случаев ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. Постоянно направляются запросы в органы внутренних дел о возможности проживания освободившегося по указанному ранее адресу. В органы местного самоуправления, федеральную службу занятости населения постоянно направляются запросы о возможностях трудоустройства и предоставления жилья после освобождения», — сообщил на заседании временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по РТ Эдуарда Хиалеев.

Существует еще и проблема, связанная с сопровождением освобожденных до мест их жительства.

«Из-за того, что родственники отказываются приезжать за освободившимися для сопровождения, это приходится делать сотрудникам служб соцзащиты. В данной работе хотелось бы получить поддержку от органов местного самоуправления и внутренних дел», — заметил Хиалеев.

Сегодня в исправительных учреждениях Татарстана отбывают наказание более 500 пенсионеров, ветеранов боевых действий, которые получают пенсии и социальные пособия по месту отбывания наказания.

«Мы приняли участие в масштабной работе по учету пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 1 января 2002 года по имеющимся у них документам. Это позволит в дальнейшем, при возникновении права гражданина на пенсию, осуществлять пенсионное обеспечение по мере обращения за ней, без предоставления многочисленных документов о трудовой деятельности», – рассказал Эдуард Хиалеев.

Руководитель пенитенциарного ведомства республики также отметил, что по итогам 2016 года 271 осужденному была оказана помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. 60 осужденных, которым некуда было ехать после освобождения, были направлены в центры для лиц без определенного места жительства, в Центр социальной реабилитации и адаптации, либо вопрос их бытового устройства решался с комиссией по профилактике правонарушений муниципальных образований республики.

Только для оплаты проезда к месту жительства осужденным, освободившимся из мест лишения свободы республики, и единовременных денежных пособий в 2016 году израсходовано более 5 миллионов рублей из бюджетных денежных средств. В 2016 году также было оформлено более 3 тысяч полисов СНИЛС.

Большая работа ведется по обеспечению осужденных инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, совместно с республиканской специальной библиотекой для слепых и слабовидящих исправительные учреждения обеспечиваются книгами рельефно-точечного шрифта по системе Брайля, а также книгами с укрупненным шрифтом.

Также, в своем выступлении Эдуард Хиалеев отметил, что в исправительных учреждениях республики отбывают наказание 72 осужденных – воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ними ведется работа по обеспечению их после освобождения жильем.

Много говорили и о том, что нередко заключенные просто не работают на протяжении всего срока. Как вариант, было предложено в исправительные учреждения направлять госзаказы.  

«Государство должно давать какие-то заказы, чтобы осужденные в местах заключения их выполняли. Сейчас ведь заключенные безработные сидят. Они, здоровые мужчины, восемь лет из угла в угол ходят. Они за это время-то работать разучиваются. Сейчас 50, да даже 70 процентов заключенных не работают в этих ваших колониях. Этот вопрос о возможности госзаказов для осужденных нужно донести до Президента России. Должен быть закон, позволяющий давать эти заказы, чтобы создавались новые рабочие места», — подчеркнул заместитель председателя Комитета Государственного Совета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов.

 Участники круглого стола договорились сформировать мнения и предложения по решению проблем, связанных с трудоустройством, медицинским, социальным обеспечением и адаптацией. В ближайшие дни эти предложения должны быть отправлены в письменном виде Уполномоченному по правам человека в Татарстане Сарие Сабурской. Окончательно сформированный документ уйдет во все заинтересованные в ресоциализации осужденных органы.


 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев