Эту страшную новость маме челнинца сообщил женский голос по телефону. Говорила собеседница по-русски плохо, с сильным акцентом. Она рассказала, что в Таиланде Виталий вместе с 14 другими аквалангистами поехал на острова Пхи-Пхи, где собирался заняться подводным плаванием. После завершения прогулки на поверхности воды Виталий так и не появился. Он утонул. Скорее всего, под водой он потерял сознание и не смог вынырнуть. Как впоследствии установили таиландские медики, причиной трагедии могла стать остановка сердца.
Пенсионерке сообщили, что тело ее сына находится в морге. Но поскольку у Виталия не было страховки, то его транспортировка на родину будет платной. Примерная стоимость возвращения была оценена в 10 тыс. долларов. Из этой суммы нужно было оплатить и время хранения тела в морге: 160 долларов за сутки, а пролежало оно там чуть ли не две недели.
Таких денег у челнинских пенсионеров не было. Суточное пребывание покойного в таиландском морге почти равняется месячной пенсии одного из супругов. Отчаяние и чувство страшной беспомощности, охватившие родителей, мать погибшего охарактеризовала потом одной фразой: «Мы оказались как на Луне. Вокруг пустота, темнота и никакого просвета!»
Как рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» знакомая семьи Сиз Любовь Садыкова, родители Виталия – простые труженики.
«Я их прекрасно знаю. Я вместе с отцом Виталия, Василием Николаевичем, работала на ремонтно-инструментальном заводе ПАО "КАМАЗ". Василий Сиз отдал заводу 40 лет жизни. И он, и его жена – порядочные люди. Мы вместе жили в малосемейке, потом квартиры получили в одном доме. Дружим до сих пор. Люди исключительно положительные. И детей воспитали такими же. У них двое было – сын, теперь уже покойный, и дочь, которая живет в Нижнекамске, воспитывает двоих детей. Сестре Виталия крепко досталось в этой ситуации, многие заботы легли на ее плечи», – рассказала челнинка.
Садыкова вспомнила, каким был Виталий Сиз: «Виталий всегда дружил с моим сыном. Я считала, что моему повезло с другом. Такой Виталий был правильный, трудолюбивый, умный. Настоящий мужчина. Кстати, свой трудовой путь он тоже начинал на РИЗе. После школы пришел на завод, работал учеником шлифовальщика. Ничего про него плохого сказать не могу. Был старательным, сообразительным. Потом поступил в Санкт-Петербургский университет. Знаю, что недавно он пережил личную драму, после чего уехал в США на заработки».
По словам Садыковой, заводчане, когда узнали о беде в семье Сизов, собрали кое-какие деньги. «Сумма получилась небольшая. Но, как говорится, чем богаты, – поведала женщина. – Пошли к руководству за матпомощью. Там сказали, выделят похоронные 1200 рублей, но прежде надо предоставить справки. А откуда Сизам взять справки? Это сколько надо еще времени и сил на сборы потратить!»
По словам знакомой, Людмила Сиз из-за невозможности вернуть тело сына впала в настоящее отчаяние. «Приходила ко мне, плакала. Я просто не находила слов, чтобы ее утешить. Не приведи Господь попасть в такую ситуацию», – сказала Садыкова.
Как пояснил корреспонденту ИА «Татар-информ» отец погибшего Василий Сиз, изначальную сумму, которую у них запросили за транспортировку, позже подкорректировали. Они снизилась до 7 тыс. долларов. Если тело кремировать, выходило всего 4 тыс. долларов. Но и этой суммы пенсионерам неоткуда было взять.
По словам отца, в дело вмешались сотрудники посольства России в Таиланде. Нашли похоронное бюро в азиатской стране, которое сумму за услуги снизило до 2 тыс. долларов. «Мы туда отправили 1900 долларов. Пока деньги до адресата не дошли, прах не отправляли. Ну, теперь уже должны привезти. Сколько еще надо будет доплатить – даже не знаю», – сказал отец погибшего.
Как пояснила мама Виталия Сиза, сын два года назад развелся с женой. «Семья у них была хорошая. Оба достойные люди, но обстоятельства так сложились, что развод стал неминуем. Он сильно переживал. Решил на полгода уехать в США. Работал там. Копил деньги. Потом отправился путешествовать. Посетил несколько стран. По его словам, открыл для себя новые горизонты и ощущения. В основном посещал азиатские страны. Путешествовал дикарем. Он мне рассказывал, как за доллар мог пообедать, за несколько долларов снять номер в гостинице, а потом на прокат взять скутер и отправиться осматривать достопримечательности страны. Таиланд был седьмым в его списке. 4 мая он должен был вернуться в Набережные Челны», – рассказала мать погибшего челнинца.
По словам Людмилы Сиз, она не одобряла его увлечение путешествиями. «Я говорила ему – хватит ездить. Возвращайся. Тебе деньги еще пригодятся. Жилье ведь надо покупать. Он свою квартиру при разводе оставил бывшей жене и детям. Так что надо было устраиваться как-то», – вспомнила пенсионерка.
Но, по словам женщины, сын придерживался другого мнения. «Он даже видео записал такое, призывное. Там он говорит: "Друзья, не копите на квартиры и машины. Лучше тратьте свои сбережения на путешествия – познавайте красоту природы, народные культуры. Иначе придет такой день, когда деньги вам не понадобятся, а вспомнить будет уже нечего», – добавила собеседница агентства.
В жизни же все получилось немного по-другому. «Поначалу, когда мне сказали, сколько будет стоить возвращение тела домой, я была просто ошарашена. Куда только не обращалась. Все телефоны ведомств и министерств обзвонила. В итоге мне сказали: "Езжайте в Таиланд и сами привозите тело сына"», – поделилась женщина.
Потом, по словам Людмилы Сиз, семья создала интернет-петицию с обращением о помощи. Пенсионерка в обращении написала: «Если бы здоровье мне позволило, я бы ползла на коленях в этот Таиланд за сыночком, просто уже еле держусь на ногах». О ситуации, в которой оказалась родители погибшего челнинца, стали писать и рассказывать СМИ. И семье начали помогать совершенно посторонние люди.
«Родственники подключились, совершенно незнакомые люди, даже из Крыма прислали деньги. В магазине ко мне подходили горожане – совали сто рублей в руки. Говорили, передачу о вас по телевидению видели – возьмите, копейка к копейке, может, и соберется нужная сумма. Так 1100 долларов собрали, свои добавили, – рассказала Людмила Сиз. – Конечно, в долги залезли. Будем выкручиваться. А что делать? Надо возвращать сына домой».
Отдельную благодарность пенсионеры выразили бывшей невестке, которая взяла на себе многие организационные моменты. «Без нее я бы не справилась. Ей очень трудно. Шестнадцатилетней дочери уже сказали, что отца нет в живых. А восьмилетнему сыну никак не решаемся. Он в папе души не чаял, – со вздохом говорит челнинка. – Виталия в храме мы уже отпели. Батюшка сказал, что можно отпеть и без тела. Теперь осталось похоронить прах. Хоть в родной земле будет лежать. А то, говорят, в Таиланде нет кладбищ. Они хранят прах в урнах – дома, в специальной комнате. У нас так не принято. Виталий был крещеным, похороним по нашим обычаям».
Сейчас прах Виталия Сиза доставили на родину и уже похоронили.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-