Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Елена Тихонова, «КидСпейс»: «Бизнес — это шаг в неизвестность»

Елена Тихонова, «КидСпейс»: «Бизнес — это шаг в неизвестность»
Руководитель детского города профессий рассказала ИА «Татар-информ» о том, как решиться открыть свое дело.
Елена Тихонова не побоялась оставить стабильную работу ради собственного проекта. Оглядываясь назад, она поняла, что сделала верный шаг, ведь детский город профессий «КидСпейс» оказался нужным городу. Кроме того, именно за этот проект Тихонова получила дипломы из рук Президента Татарстана и Мэра Казани, как «Руководитель 2016 года» и «Женщина — бизнес-леди». Корреспондент «Татар-информ» узнала, как Елене удается совмещать работу директора и материнство, какие трудности испытывают российские бизнесмены и как справиться со страхами, создавая свое дело.

Чтобы открыть свой проект, вы ушли с должности замдиректора Кадастровой палаты? Что побудило на такое решение?

— Побудила мечта. Давно хотелось сделать что-то настоящее, качественное и глубокое. Я сама мама — в нашей семье трое детей. В какое-то время мы с мужем поняли, что полезно провести досуг с ребенком, в общем-то, негде. Имею в виду Казань пятилетней давности, так как сейчас город очень изменился, а тогда мы с третьим ребенком по третьему кругу пошли по тем же театрам и музеям, на те же постановки и экспозиции. За развитием приходилось ездить в другие города, а было желание сделать что-то интересное здесь. Так мы с мужем стали об этом мечтать.

Как идею об уходе с хорошей работы восприняли близкие?

— Я поделилась сомнениями и страхами с мамой, и она сказала: «Не бойся. Просто делай свое дело как следует, и тогда все будет хорошо». Друзья и коллеги отнеслись с молчаливым недоумением, но ведь и правда со стороны мой поступок выглядел нелепо — многодетная мать выходит из хорошей такой, крепкой зоны комфорта. Работа в кадастровой палате была отличной школой жизни: дисциплина, клиентоориентированность, субординация, управленческие навыки... Но сейчас, хочется верить, что наш «КидСпейс» — предмет гордости и для моих бывших руководителей тоже.

А знали ли ваши дети, что вы планируете открыть необычный центр?

— Разумеется. Отчасти причина такого поворота событий и в них. Нам хотелось показать пример, рассказать нашим детям, что мы сами делаем свою жизнь. Я хочу, чтобы и они не боялись воплотить свои мечты.

«КидСпейс» — это полностью частный проект, который вы открыли с мужем. Семейный бизнес — это сложно?

— Это очень ответственно. «КидСпейс» — наш с Алексеем «четвертый ребенок», а я бы не подарила троих детей мужчине, которому бы не верила безоговорочно.

Когда вы ощутили, что создали нечто успешное?

— В первый месяц работы осознание нужности нашего дела уже появилось.

Мы стали первым проектом на стадионе «Казань-Арена», что было довольно рискованно — ведь это не торговый центр, и находится стадион не в центре. Но сарафанное радио разнесло новость о новом детском центре по Казани и другим городам. 

Так появились наши первые гости. Теперь уже со всей России к нам приезжают и привозят с собой друзей.

При этом мы понимаем, что чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Поэтому каждый день работаем над собой, становимся лучше и качественнее. Статус лидера обязывает держать марку.

Можно ли предугадать успех?

— Бизнес — это шаг в неизвестность. Поэтому думать пришлось много — даже не один год, прочитано огромное количество литературы, мотивирующих примеров. Мы понимали, что как минимум год уйдет на теоретическую работу, чтобы все придумать и продумать. Ведь финансы это далеко не все.

Можно пойти по легкому пути — взять все у кого-то, купить франшизу, но мы целенаправленно решили, что «КидСпейс» — особенный. Сейчас понятно, что это была чистая авантюра — делать дело с чистого листа. Но проделана огромная работа шаг за шагом — с начала нас было двое, потом появились единомышленники, команда. Все получилось так, как мы хотели и даже лучше. Как будто такие же родители, как мы, ждали наш «КидСпейс» — он быстро полюбился детям и взрослым.


Успех, к сожалению, нередко сменяется неудачами. Как вы переживаете такие периоды?

— Я философски отношусь к ошибкам, потому что, ошибаясь сегодня, мы знаем, что не промахнемся завтра. Но есть, к сожалению, вещи, которые не зависят от нас. «КидСпейс» не будет работать в самый пиковый сезон — стадион встречает Кубок Конфедерации. Мы ожидали много гостей в это время, а в следующем году будем простаивать два месяца. Это огромные убытки, а еще обязанности перед инвесторами, перед сотрудниками. Это выбивает, конечно, из колеи, и пока не могу спрогнозировать насколько. Очень рассчитываю на мудрое решение руководства республики и поддержку в это сложное для нас время. Это было бы главной оценкой нашего труда.

По-вашему, начинать свой проект лучше с нуля или с опорой на подготовленную базу?

— Вспоминаю слова Эйнштейна: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие». Так вот думается, что если бы мы были суперпедагогами с суперподготовкой, то слились бы с толпой детских проектов. Именно наша, в хорошем смысле, невежественность и огромное желание сделать что-то хорошее стали стимулом для нового и необычного пространства — ведь «КидСпейс» это больше, чем город профессий. Кто знает — тот поймет. И, конечно, это огромное личное развитие. Раньше для меня слова «рентабельность», «брендирование» были вообще из другой оперы, а сейчас я сама могу об этом лекции рассказывать.

Когда собрались открыть свой проект, на что опирались? Изучали подобные проекты?

— Конечно, город профессий — не уникальный формат, аналоги есть и в России, и за рубежом. Но побывавшие в аналогичных центрах, все до одного, отмечают нашу уникальность и самобытность. С января «КидСпейс» есть и в Набережных Челнах — теперь вся закамская зона республики тоже может легко побывать в детском городе. Этот формат полезного и интересного досуга востребован.

По образованию вы юрист. Как считаете, это помогло в работе с «КидСпейс»?

— Юридическое образование — это идеальная база для любого дела. Я очень хотела быть юристом, сама поступила в университет, закончила его с отличием и даже стала Заслуженным юристом Республики Татарстан, но жизнь сделала меня руководителем. Это уже другая профессия.

Компетенции и практика управленца приложились к юридическому образованию. Если ты юрист, то ты умеешь работать с документами, грамотно и логично излагать свою позицию, вести переговоры.


Вместе с вами на стадионе «Казань-Арена» работает похожий проект для детей. Как вы к этому относитесь?

— Не скрою, вызвало недоумение открытие аналогичного по внутреннему устройству центра на одной площадке с нами. Но мы наших гостей не потеряли, а даже, наоборот, приобрели на контрасте.

К слову, конкуренция нужна в любом бизнесе — от этого потребитель только выигрывает, а у конкурентов появляется здоровый азарт. Но, конечно, при условии, если эта конкуренция честная.

Что, по-вашему, следует сделать, чтобы посетители возвращались снова?

— Нужно просто хорошо работать и любить людей, ведь, когда гости от нас уходят, всегда признаются: «Мы никогда такого не видели». Секретного ингредиента не существует — это ежедневный упорный труд каждого из моей команды. Руководитель — это такой партизан, который держит всех в тонусе, потому что может подслушать, подглядеть, расспросить гостей... Это не значит, что все на одном человеке держится, но рука хозяина всегда чувствуется. Особенно в сфере услуг, особенно в детской теме.

В какие профессии могут поиграть ваши посетители?

— В «КидСпейс» более 70 профессий — педиатор, фермер, стоматолог, спасатель, криминалист, кассир, мерчендайзер, консультант оптики, банкир, оптометрист, инкассатор, дизайнер, официант, автомеханик, строитель, флорист, инженер, археолог, кондитер, ветеринар, зоолог, микробиолог... все не перечислить (смеется).

Сейчас дети с малых лет зависают в гаджетах, не зная об активных и коммуникативных играх. Как думаете, есть способ решения проблемы?

— Привычка быть с гаджетом теперь возникает рано. Если к ребенку он попал в два года, то в 12 лет уже сложно отучить. И надо ли? Там уже его мир, поэтому лучше научить его использовать гаджет с пользой. Но есть дети интересующиеся миром. Когда я была маленькая, мама постоянно со мной говорила: «Смотри, какая птица летит, какое дерево! Смотри, как красиво вокруг!». Так что если детям показывать мир, общаться с ними, потом их не придется оттаскивать от экрана планшета или телефона.

На сайте «КидСпейс» есть информация о том, что в детском городе можно отметить дни рождения, выпускные и другие праздники. По таким случаям здесь бывает что-то особенное?

— Наши праздники не похожи на другие проекты. Если мы готовим Новый год, то это не просто Дед Мороз и Снегурочка, а суперсюжет, декорации, команда артистов . Если это выпускные, то это событие, которое мы готовим несколько месяцев. Очень популярен наш городской лагерь «Звездный маршрут», который собирает детей каждые каникулы на интересные мастер-классы, квесты и другие приключения. Плюс ко всему у нас очень вкусное, разнообразное и полезное меню.

Для общего развития и более глубокого погружения детей в профессию мы организовываем встречи ребят с настоящими профессионалами своего дела. Это или формат интервью, или завтраки или что-то другое. Вот совсем недавно совместно с национальным архивом нашей республики мы организовали чтения писем солдат, наших земляков. К нам пришли известные режиссеры, руководители крупных компаний, политики, ученые, спортсмены, артисты. Получилось очень хорошее событие — нужное нам и нашим детям.

Праздники своим детям тоже устраиваете здесь?

— Да, для тех, кто помладше здесь. Я даже не представляю, где можно еще так здорово провести праздник! (смеется). Наши сотрудники, у которых есть дети, говорят, что я их «заразила качеством», потому что теперь вообще никуда не могут ходить — везде видят невидимые мелочи. А ведь в детском центре нет мелочей — важно все.

Наши старшие дети летом работают тут наставниками, это тоже стимулирует. Тут они уже не мои дети, я требую от них еще строже.

А что насчет подарков на праздники?

— Какие-то материальные подарки из разряда нужных дарятся, конечно. Но больше цепляет что-то самодельное, душевное. Например, в ночь перед чьим-то днем рождения мы вместе делаем имениннику стенгазету. Укладываем его спать, собираемся, рисуем, клеим, режем, готовим, надуваем шары. А утром «сюрприз»!

Увы, не все взрослые могут позволить своим детям сходить в «КидСпейс», а у некоторых ребят и вовсе нет родителей. Особенные дети бывают у вас?

— Кстати, миф о нашей недоступности всего лишь миф. Любой ребенок может побывать в «КидСпейс» — мы проводим много акций и розыгрышей, а наши цены по сравнению со многими в городе очень даже демократичны.
Работа с инвалидами — предмет нашей гордости, ведь тут абсолютно инклюзивная среда. Дети счастливы тут и забывают обо всем. Мы стараемся принимать ребят с особенностями здоровья стабильно. Впервые в Казани мы провели новогоднюю редкую елку. Получился праздник для детей с редкими заболеваниями, это, так называемые, орфанные заболевания. В Татарстане всего 20 таких детей, и все они к нам приехали. Хорошо делать такие вещи, и особенно интересно, когда такие дети занимаются с детьми — волонтерами.

Сами дети постоянно обменивают свои заработанные в «КидСпейс» опыты (это наша валюта) на настоящий билет для ребенка, которому в силу каких-то жизненных обстоятельств не смогли купить билет родители. Вот уже 6000 таких детей за два года были в «КидСпейс».

К нам часто обращаются благотворительные фонды, меценаты — в меру своих возможностей мы стараемся помогать. Иногда получается это организоваться вместе с другими компаниями, и тогда дети из дальних городов республики тоже могут к нам приехать. 

«КидСпейс» можно трансформировать?

— Это легко — наш проект, как конструктор. За ночь салон красоты превращается в салон оптики, а мыловаренный завод — в отель. Конечно, перед этим несколько недель работы по подготовке. Но для юных жителей мы иногда такие сюрпризы делаем.

А еще у нас всегда разные занятия — мы хотим, чтобы дети были эрудированными и наш формат позволяет дать им в увлекательной форме много информации. Мы часто меняем сценарии, буквально каждые пару месяцев что-то новенькое. Взрослым кажется, что все одинаково, те же стены, а дети понимают, что внутри все иначе.

У вас немало партнеров из разных областей. Поделитесь, как они присоединились к проекту?

— История работы с ведущими компаниями сложилась гармонично. Первые партнеры — сеть супермаркетов и автосалон, а потом руководители компаний стали обращаться к нам сами. 

Например, в день открытия к нам пришел руководитель крупного в Казани завода со своими детьми, а на следующий день он уже прислал предложение о сотрудничестве, и мы забрендировали одну из локаций. Теперь рассказываем ребятам об истории этого завода, о продукции и уникальных людях, которые там работают.

Какой плюс партнеру участвовать в «КидСпейс»? Это получается не только их бренды на вывесках?

— Конечно, это погружение ребят в профессии этих предприятий, а также в их ценности и миссию. Мы работаем с компаниями, которые развиваются и видят свое будущее. Партнерство с Детским городом «КидСпейс» очень дальновидный шаг — ведь через 5-7 лет дети станут их потенциальными клиентами, сотрудниками, партнерами. Это важно: открывать детям мир реальных профессий и через них побуждать задуматься о будущем.

А какие интересные экскурсии проводят для ребят наши партнеры. Так, как расскажет о своем любимом деле настоящий специалист, нельзя прочитать ни в одной книге. Это незабываемые встречи — причем и для детей, и для взрослых.

Как вы набираете команду — ведь работа с детьми требует особого отношения?

— Наша команда — разная... Если мы говорим про наставников, то это те люди, которые работают с готовым материалом, но от них зависит очень много — именно они напрямую работают с детьми. Они подают все через призму самого себя. И это лучшие молодые люди из всех мною встреченных. Ответственные, с высоким интеллектом, очень добрые и трудолюбивые — любая мама хотела бы, чтобы ее ребенок стал таким. Конечно, за кулисами работает еще целый блок профессионалов, это тоже люди глубокие и понимающие, чувствующие нашу миссию.

Вы стали победителем в номинации «Женщина — бизнес-леди» и получили диплом из рук Мэра Казани Ильсура Метшина? Для вас это было ожидаемо?

— Как должное, конечно, не восприняла. Это огромный почет, хотя мне кажется, что и «побизнесовее» есть (смеется). Я не сама номинировалась, и если люди считают меня успешной и нужной, то это, безусловно, большой почет для «КидСпейс» и для меня лично. Только в нашей республике я вижу поддержку работы с детьми на высоком уровне. Это всегда предмет гордости за нашу республику и за наш город Казань.


Но ведь в стране сейчас непростая экономическая ситуация. Она коснулась и бизнеса, верно?

— В бизнесе никогда не было и не будет легко. Мы это четко осознавали. Но это не значит, что нужно остановиться. Самое сложное — найти и удержать хорошие кадры, а они ведь тоже вчерашние дети, те, которые немного увлеклись легкой жизнью по ту сторону экрана. Сейчас непросто найти людей, которые хотели бы и умели работать и учиться, совершенствовать себя и нести ответственность за результат. С этим сталкиваешься только тогда, когда сам становишься работодателем. Это парадокс, но многие ищут работу, чтобы не работать.

Конечно, сложно людям найти средства на досуг из-за общей экономической ситуации. Стоимость билета в качественный центр, в котором работают люди, а не игровые автоматы, конечно, должна быть гораздо выше для рентабельности, но мы вынуждены пока жить с низкими ценами и выживать. Главное, не терять качество. Никто не говорил, что будет легко. В бизнесе мало предсказуемого.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев