Чтобы открыть свой проект, вы ушли с должности замдиректора Кадастровой палаты? Что побудило на такое решение?
— Побудила мечта. Давно хотелось сделать что-то настоящее, качественное и глубокое. Я сама мама — в нашей семье трое детей. В какое-то время мы с мужем поняли, что полезно провести досуг с ребенком, в общем-то, негде. Имею в виду Казань пятилетней давности, так как сейчас город очень изменился, а тогда мы с третьим ребенком по третьему кругу пошли по тем же театрам и музеям, на те же постановки и экспозиции. За развитием приходилось ездить в другие города, а было желание сделать что-то интересное здесь. Так мы с мужем стали об этом мечтать.
Как идею об уходе с хорошей работы восприняли близкие?
— Я поделилась сомнениями и страхами с мамой, и она сказала: «Не бойся. Просто делай свое дело как следует, и тогда все будет хорошо». Друзья и коллеги отнеслись с молчаливым недоумением, но ведь и правда со стороны мой поступок выглядел нелепо — многодетная мать выходит из хорошей такой, крепкой зоны комфорта. Работа в кадастровой палате была отличной школой жизни: дисциплина, клиентоориентированность, субординация, управленческие навыки... Но сейчас, хочется верить, что наш «КидСпейс» — предмет гордости и для моих бывших руководителей тоже.
А знали ли ваши дети, что вы планируете открыть необычный центр?
— Разумеется. Отчасти причина такого поворота событий и в них. Нам хотелось показать пример, рассказать нашим детям, что мы сами делаем свою жизнь. Я хочу, чтобы и они не боялись воплотить свои мечты.
«КидСпейс» — это полностью частный проект, который вы открыли с мужем. Семейный бизнес — это сложно?
— Это очень ответственно. «КидСпейс» — наш с Алексеем «четвертый ребенок», а я бы не подарила троих детей мужчине, которому бы не верила безоговорочно.
Когда вы ощутили, что создали нечто успешное?
— В первый месяц работы осознание нужности нашего дела уже появилось.
Мы стали первым проектом на стадионе «Казань-Арена», что было довольно рискованно — ведь это не торговый центр, и находится стадион не в центре. Но сарафанное радио разнесло новость о новом детском центре по Казани и другим городам.
Так появились наши первые гости. Теперь уже со всей России к нам приезжают и привозят с собой друзей.При этом мы понимаем, что чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Поэтому каждый день работаем над собой, становимся лучше и качественнее. Статус лидера обязывает держать марку.
Можно ли предугадать успех?
— Бизнес — это шаг в неизвестность. Поэтому думать пришлось много — даже не один год, прочитано огромное количество литературы, мотивирующих примеров. Мы понимали, что как минимум год уйдет на теоретическую работу, чтобы все придумать и продумать. Ведь финансы это далеко не все.
Можно пойти по легкому пути — взять все у кого-то, купить франшизу, но мы целенаправленно решили, что «КидСпейс» — особенный. Сейчас понятно, что это была чистая авантюра — делать дело с чистого листа. Но проделана огромная работа шаг за шагом — с начала нас было двое, потом появились единомышленники, команда. Все получилось так, как мы хотели и даже лучше. Как будто такие же родители, как мы, ждали наш «КидСпейс» — он быстро полюбился детям и взрослым.
Успех, к сожалению, нередко сменяется неудачами. Как вы переживаете такие периоды?
— Я философски отношусь к ошибкам, потому что, ошибаясь сегодня, мы знаем, что не промахнемся завтра. Но есть, к сожалению, вещи, которые не зависят от нас. «КидСпейс» не будет работать в самый пиковый сезон — стадион встречает Кубок Конфедерации. Мы ожидали много гостей в это время, а в следующем году будем простаивать два месяца. Это огромные убытки, а еще обязанности перед инвесторами, перед сотрудниками. Это выбивает, конечно, из колеи, и пока не могу спрогнозировать насколько. Очень рассчитываю на мудрое решение руководства республики и поддержку в это сложное для нас время. Это было бы главной оценкой нашего труда.
По-вашему, начинать свой проект лучше с нуля или с опорой на подготовленную базу?
— Вспоминаю слова Эйнштейна: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие». Так вот думается, что если бы мы были суперпедагогами с суперподготовкой, то слились бы с толпой детских проектов. Именно наша, в хорошем смысле, невежественность и огромное желание сделать что-то хорошее стали стимулом для нового и необычного пространства — ведь «КидСпейс» это больше, чем город профессий. Кто знает — тот поймет. И, конечно, это огромное личное развитие. Раньше для меня слова «рентабельность», «брендирование» были вообще из другой оперы, а сейчас я сама могу об этом лекции рассказывать.
Когда собрались открыть свой проект, на что опирались? Изучали подобные проекты?
— Конечно, город профессий — не уникальный формат, аналоги есть и в России, и за рубежом. Но побывавшие в аналогичных центрах, все до одного, отмечают нашу уникальность и самобытность. С января «КидСпейс» есть и в Набережных Челнах — теперь вся закамская зона республики тоже может легко побывать в детском городе. Этот формат полезного и интересного досуга востребован.
По образованию вы юрист. Как считаете, это помогло в работе с «КидСпейс»?
— Юридическое образование — это идеальная база для любого дела. Я очень хотела быть юристом, сама поступила в университет, закончила его с отличием и даже стала Заслуженным юристом Республики Татарстан, но жизнь сделала меня руководителем. Это уже другая профессия.
Компетенции и практика управленца приложились к юридическому образованию. Если ты юрист, то ты умеешь работать с документами, грамотно и логично излагать свою позицию, вести переговоры.
Вместе с вами на стадионе «Казань-Арена» работает похожий проект для детей. Как вы к этому относитесь?
— Не скрою, вызвало недоумение открытие аналогичного по внутреннему устройству центра на одной площадке с нами. Но мы наших гостей не потеряли, а даже, наоборот, приобрели на контрасте.
К слову, конкуренция нужна в любом бизнесе — от этого потребитель только выигрывает, а у конкурентов появляется здоровый азарт. Но, конечно, при условии, если эта конкуренция честная.
Что, по-вашему, следует сделать, чтобы посетители возвращались снова?
— Нужно просто хорошо работать и любить людей, ведь, когда гости от нас уходят, всегда признаются: «Мы никогда такого не видели». Секретного ингредиента не существует — это ежедневный упорный труд каждого из моей команды. Руководитель — это такой партизан, который держит всех в тонусе, потому что может подслушать, подглядеть, расспросить гостей... Это не значит, что все на одном человеке держится, но рука хозяина всегда чувствуется. Особенно в сфере услуг, особенно в детской теме.
В какие профессии могут поиграть ваши посетители?
— В «КидСпейс» более 70 профессий — педиатор, фермер, стоматолог, спасатель, криминалист, кассир, мерчендайзер, консультант оптики, банкир, оптометрист, инкассатор, дизайнер, официант, автомеханик, строитель, флорист, инженер, археолог, кондитер, ветеринар, зоолог, микробиолог... все не перечислить (смеется).
Сейчас дети с малых лет зависают в гаджетах, не зная об активных и коммуникативных играх. Как думаете, есть способ решения проблемы?
— Привычка быть с гаджетом теперь возникает рано. Если к ребенку он попал в два года, то в 12 лет уже сложно отучить. И надо ли? Там уже его мир, поэтому лучше научить его использовать гаджет с пользой. Но есть дети интересующиеся миром. Когда я была маленькая, мама постоянно со мной говорила: «Смотри, какая птица летит, какое дерево! Смотри, как красиво вокруг!». Так что если детям показывать мир, общаться с ними, потом их не придется оттаскивать от экрана планшета или телефона.
На сайте «КидСпейс» есть информация о том, что в детском городе можно отметить дни рождения, выпускные и другие праздники. По таким случаям здесь бывает что-то особенное?
— Наши праздники не похожи на другие проекты. Если мы готовим Новый год, то это не просто Дед Мороз и Снегурочка, а суперсюжет, декорации, команда артистов . Если это выпускные, то это событие, которое мы готовим несколько месяцев. Очень популярен наш городской лагерь «Звездный маршрут», который собирает детей каждые каникулы на интересные мастер-классы, квесты и другие приключения. Плюс ко всему у нас очень вкусное, разнообразное и полезное меню.
Для общего развития и более глубокого погружения детей в профессию мы организовываем встречи ребят с настоящими профессионалами своего дела. Это или формат интервью, или завтраки или что-то другое. Вот совсем недавно совместно с национальным архивом нашей республики мы организовали чтения писем солдат, наших земляков. К нам пришли известные режиссеры, руководители крупных компаний, политики, ученые, спортсмены, артисты. Получилось очень хорошее событие — нужное нам и нашим детям.
Праздники своим детям тоже устраиваете здесь?
— Да, для тех, кто помладше здесь. Я даже не представляю, где можно еще так здорово провести праздник! (смеется). Наши сотрудники, у которых есть дети, говорят, что я их «заразила качеством», потому что теперь вообще никуда не могут ходить — везде видят невидимые мелочи. А ведь в детском центре нет мелочей — важно все.
Наши старшие дети летом работают тут наставниками, это тоже стимулирует. Тут они уже не мои дети, я требую от них еще строже.
А что насчет подарков на праздники?
— Какие-то материальные подарки из разряда нужных дарятся, конечно. Но больше цепляет что-то самодельное, душевное. Например, в ночь перед чьим-то днем рождения мы вместе делаем имениннику стенгазету. Укладываем его спать, собираемся, рисуем, клеим, режем, готовим, надуваем шары. А утром «сюрприз»!
Увы, не все взрослые могут позволить своим детям сходить в «КидСпейс», а у некоторых ребят и вовсе нет родителей. Особенные дети бывают у вас?
— Кстати, миф о нашей недоступности всего лишь миф. Любой ребенок может побывать в «КидСпейс» — мы проводим много акций и розыгрышей, а наши цены по сравнению со многими в городе очень даже демократичны.
Работа с инвалидами — предмет нашей гордости, ведь тут абсолютно инклюзивная среда. Дети счастливы тут и забывают обо всем. Мы стараемся принимать ребят с особенностями здоровья стабильно. Впервые в Казани мы провели новогоднюю редкую елку. Получился праздник для детей с редкими заболеваниями, это, так называемые, орфанные заболевания. В Татарстане всего 20 таких детей, и все они к нам приехали. Хорошо делать такие вещи, и особенно интересно, когда такие дети занимаются с детьми — волонтерами.
Сами дети постоянно обменивают свои заработанные в «КидСпейс» опыты (это наша валюта) на настоящий билет для ребенка, которому в силу каких-то жизненных обстоятельств не смогли купить билет родители. Вот уже 6000 таких детей за два года были в «КидСпейс».
К нам часто обращаются благотворительные фонды, меценаты — в меру своих возможностей мы стараемся помогать. Иногда получается это организоваться вместе с другими компаниями, и тогда дети из дальних городов республики тоже могут к нам приехать.
«КидСпейс» можно трансформировать?
— Это легко — наш проект, как конструктор. За ночь салон красоты превращается в салон оптики, а мыловаренный завод — в отель. Конечно, перед этим несколько недель работы по подготовке. Но для юных жителей мы иногда такие сюрпризы делаем.
А еще у нас всегда разные занятия — мы хотим, чтобы дети были эрудированными и наш формат позволяет дать им в увлекательной форме много информации. Мы часто меняем сценарии, буквально каждые пару месяцев что-то новенькое. Взрослым кажется, что все одинаково, те же стены, а дети понимают, что внутри все иначе.
У вас немало партнеров из разных областей. Поделитесь, как они присоединились к проекту?
— История работы с ведущими компаниями сложилась гармонично. Первые партнеры — сеть супермаркетов и автосалон, а потом руководители компаний стали обращаться к нам сами.
Например, в день открытия к нам пришел руководитель крупного в Казани завода со своими детьми, а на следующий день он уже прислал предложение о сотрудничестве, и мы забрендировали одну из локаций. Теперь рассказываем ребятам об истории этого завода, о продукции и уникальных людях, которые там работают.
Какой плюс партнеру участвовать в «КидСпейс»? Это получается не только их бренды на вывесках?— Конечно, это погружение ребят в профессии этих предприятий, а также в их ценности и миссию. Мы работаем с компаниями, которые развиваются и видят свое будущее. Партнерство с Детским городом «КидСпейс» очень дальновидный шаг — ведь через 5-7 лет дети станут их потенциальными клиентами, сотрудниками, партнерами. Это важно: открывать детям мир реальных профессий и через них побуждать задуматься о будущем.
А какие интересные экскурсии проводят для ребят наши партнеры. Так, как расскажет о своем любимом деле настоящий специалист, нельзя прочитать ни в одной книге. Это незабываемые встречи — причем и для детей, и для взрослых.
Как вы набираете команду — ведь работа с детьми требует особого отношения?
— Наша команда — разная... Если мы говорим про наставников, то это те люди, которые работают с готовым материалом, но от них зависит очень много — именно они напрямую работают с детьми. Они подают все через призму самого себя. И это лучшие молодые люди из всех мною встреченных. Ответственные, с высоким интеллектом, очень добрые и трудолюбивые — любая мама хотела бы, чтобы ее ребенок стал таким. Конечно, за кулисами работает еще целый блок профессионалов, это тоже люди глубокие и понимающие, чувствующие нашу миссию.
Вы стали победителем в номинации «Женщина — бизнес-леди» и получили диплом из рук Мэра Казани Ильсура Метшина? Для вас это было ожидаемо?
— Как должное, конечно, не восприняла. Это огромный почет, хотя мне кажется, что и «побизнесовее» есть (смеется). Я не сама номинировалась, и если люди считают меня успешной и нужной, то это, безусловно, большой почет для «КидСпейс» и для меня лично. Только в нашей республике я вижу поддержку работы с детьми на высоком уровне. Это всегда предмет гордости за нашу республику и за наш город Казань.
Но ведь в стране сейчас непростая экономическая ситуация. Она коснулась и бизнеса, верно?
— В бизнесе никогда не было и не будет легко. Мы это четко осознавали. Но это не значит, что нужно остановиться. Самое сложное — найти и удержать хорошие кадры, а они ведь тоже вчерашние дети, те, которые немного увлеклись легкой жизнью по ту сторону экрана. Сейчас непросто найти людей, которые хотели бы и умели работать и учиться, совершенствовать себя и нести ответственность за результат. С этим сталкиваешься только тогда, когда сам становишься работодателем. Это парадокс, но многие ищут работу, чтобы не работать.
Конечно, сложно людям найти средства на досуг из-за общей экономической ситуации. Стоимость билета в качественный центр, в котором работают люди, а не игровые автоматы, конечно, должна быть гораздо выше для рентабельности, но мы вынуждены пока жить с низкими ценами и выживать. Главное, не терять качество. Никто не говорил, что будет легко. В бизнесе мало предсказуемого.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-