«Коллекция Заусайлова может серьезно дополнить историю нашего края»
Зиля Рахимьяновна, как давно в Татарстане узнали о существовании коллекции Василия Заусайлова?
Впервые казанцы, сначала очень немногие – друзья, знакомые Василия Ивановича Заусайлова, могли узнать о коллекции, побывав у него в гостях. В одной из комнат своего двухэтажного дома, который находился в начале нынешней улицы Баумана, он обустроил частный музей. Позже он даже вошел в список казанских достопримечательностей в изданном профессором Н. П. Загоскиным «Спутнике по Казани».
Есть также сведения, что он представлял свою коллекцию на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года.
Эта коллекция собиралась им с конца 19-го века и в начале 20-го. И с самого начала интерес к ней проявляли ученые, археологи, историки. В свое время, оценивая ее значимость, профессор Н. Катанов отмечал, что в коллекции В. И. Заусайлова число вещей одного только бронзового века по Волжско-Камскому району равнялось в 1907 году числу таких же предметов во всех русских музеях вместе взятых.
И вот сейчас нам представилась хорошая возможность для того, чтобы через эту уникальную коллекцию глубже увидеть и историю нашего края, и вспомнить о незаурядном человеке драматичной судьбы – Василии Ивановиче Заусайлове.
Расскажите, чем известен Василий Иванович. В чем заключается драматичность его судьбы?
Он яркий представитель казанского купечества, потомственный почетный гражданин Казани. Его дед был городским головой в 1824 – 1826 годах.
Начало семейного богатства закладывала его мать, женщина предприимчивая и волевая. Сам Василий Иванович занимался делами скорее по долгу наследника. Он учился химии у самого Бутлерова, посещая университетский курс, а после IV Всероссийского съезда археологов, проходившем в Казани в 1877 году, навсегда заразился археологией.
Стал одним из самых деятельных членов университетского Общества археологии, истории и этнографии, его избрали в городской Думе в состав комиссии по созданию Казанского городского музея.
Учрежденный вместе с партнерами банкирский дом Заусайлова процветал. И давал ему возможность свободно заниматься любимым делом, пополнять, развивать свою коллекцию, принимать участие в решении других вопросов городской жизни. На его средства более семи лет содержалось епархиальное женское училище, которое находилось в здании нынешней гимназии № 18. Это подтверждается благодарственным письмом от митрополита за благие деяния. Он построил часовню в нынешнем Ново-Савиновском районе Казани, помогал восстанавливать Никольскую церковь. И это еще не полные сведения.
Успешно проработав более трех десятков лет, имевший представительства не только в Поволжье, но и Санкт-Петербурге банкирский дом в 1904 году «рухнул», и разорившийся Заусайлов был вынужден платить по векселям. Он очень заботился о том, чтобы дело его жизни – коллекция, которую он собирал около трех десятков лет, – осталось в Казани. Однако ни у города, ни у университета, ни у его друзей тогда не нашлось средств.
Как я уже говорила, коллекция была хорошо известна профессионалам. Встречавшиеся уже в те времена описания коллекции привлекли внимание финского ученого Арне Тальгрена, и он порекомендовал ее для покупки Национальному музею Финляндии, где она и хранится вот уже 110 лет.
Есть интересные публикации, которые показывают, что изучение коллекции продолжалось и в наши дни. Финские коллеги предоставляли такую возможность и ученым из Москвы, Татарстана. Надо сказать, что с этой коллекцией работал и Альфред Хасанович Халиков, в его книге «Культура Биляра» была показана часть этой коллекции.
Чем уникальна его коллекция? Может быть, есть какие-либо редкие экспонаты?
Свою коллекцию Василий Иванович собирал по деревням. Сам признавался, что основная часть была приобретена им именно у крестьян, у жителей нашего края. Заусайлов также проводил раскопы, в том числе и за Казанкой, на уровне нынешнего Ново-Савиновского района, однако, по его собственному признанию, находил в них не так много. Если учесть, что половина коллекции относится к каменному веку, а четверть к бронзовому, то это, безусловно, уникальный предметный ряд, который может дополнить знания и по использованным материалам, и по бытовавшим ремеслам, и по уровню материальной культуры Волжско-Камского региона с древнейших времен и до Биляра, Болгара и Казанского ханства.
Говоря об этой коллекции, невозможно не возвращаться к личности собирателя. Увлечение Заусайлова археологией вывело его далеко за пределы интересов купеческого сословия. Он был связан дружескими узами с представителями казанской интеллигенции, учеными университета. Кто знает, чье сообщение стало для него главным на съезде археологов, может, выступавшего на этом форуме выдающегося татарского ученого Шигабутдина Марджани, который выразил готовность собирать татарские рукописи. Но именно эти сообщения исследователей старины так сильно повлияли на его последующую судьбу.
В рабочей группе проекта представители всех ведущих научных центров, коллеги из других музеев республики. На недавней встрече с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским мы договорились об участии в проекте их реставраторов. Нам предлагают помощь родственники Заусайлова, краеведы, которые занимались этой темой. И мы за то, чтобы этот проект стал еще примером большого заинтересованного партнерства.
«Необходимо наращивать научный обмен и сотрудничество между Финляндией и Россией»
Изучение музейных экспонатов и их подготовка к выставкам, создание каталогов – достаточно непростой и трудоемкий процесс. Как вы оцениваете опыт Татарстана в этом направлении?
Могу сказать без всяких преувеличений, что за последние годы благодаря вниманию к вопросам сохранения наследия нашего Президента Рустама Минниханова и первого Президента Минтимера Шаймиева, у нас ведутся масштабные работы и по реставрации, и по воссозданию памятников, и, что особенно ценно, все работы проводятся на основе глубоких научных исследований.
Если говорить о сотрудничестве с финскими коллегами, тут тоже есть историческая закономерность. Наши ученые из легендарного Общества археологии, истории, этнографии сотрудничали с Тальгреном, он был в курсе всех достижений коллег из Казани.
Нет комментариев-