Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Экскурсионный переполох: на гидов религиозных и нерелигиозных рассчитайсь?

Экскурсионный переполох: на гидов религиозных и нерелигиозных рассчитайсь?
На минувшей неделе в соцсетях получил распространение и стал бурно обсуждаться пост одного из казанских экскурсоводов. Автор сообщала о спецкурсах по основам православия при Казанской епархии, куда якобы сначала не допустили представителей туротрасли, которые не посещают службу в церкви, а потом им же якобы сообщили, что без сертификатов с этих курсов не допустят до проведения экскурсий в церквях и монастырях Татарстана.
Корреспондент «Татар-информ» выяснила, действительно ли имела место быть оказия, когда, как пишет автор поста, «нас начали делить на христиан и нехристиан…».

Если немного сократить крик о несправедливости гида Раушании Миннуллиной, явно настаивающей на равенстве конфессий и национальностей, то суть его сводится к следующему:

В прошлом году в октябре Казанская епархия начала проводить уроки по основам православия только для тех экскурсоводов, которые ходят на службу в церковь. Татар вообще не пустили туда. Вчера сообщили о том, что в монастырях проводить экскурсии могут только те, кто получил эти сертификаты. Пусть будет так, я могу туристам рассказать о храме и по ту сторону от монастыря, за его пределами. Если они захотят, смогут приобрести спецэкскурсии в храм, а там их могут обслужить как раз те экскурсоводы, которые посещали курсы. Не в этом дело, а в том, что нас начали делить на христиан и нехристиан…».


Оргинал поста звучит так: «Бездә мондый яңалыклар әле. Былтыр октябрь аенда Казан епархиясе чиркәүгә службага йөрүче экскурсоводларга гына (!!!) христиан дине нигезләре дәресләрен үткәрә башлады. Татарларны бөтенләй кертмәделәр ул укуларга. Кичә шул курсларга килгәннәр дә, монастырьларда епархия сертификаты булган экскурсоводлар гына йөртә ала, дигәннәр. Ярар, шулай булсын, мин туристларыма монастырь диварларының бу ягында да сөйли алам, теләгән кеше бушка кереп карый ала. Әгәр бик кирәк дисәләр, монастырьда аерым акчага экскурсия алырга була (курсларда укыган теге экскурсоводлар шунда эшли бит). Хикмәт бит анда түгел! Хикмәт менә шулай христианга- түгелгә бүлүдә! Ягъни мәсәлән, теге заманнар ( әгәр христиан диненә күчмәсәң... әстәгъфирулла, әстәгъфирулла, әйттем исә кайттым) сәясәте кабатлана что ли? Әлбәттә, безнең мөфтият бервакытта да мондый адымга бармаячак (Кол Шәриф, Мәрҗани мәчетләрен күрсәттек һәм күрсәтәчәкбез дә, динебез турында сөйләдек тә, сөйлиячәкбез дә), кирәк тә түгел. Әмма безнең дә бит һаман теге толерант дигән сүзне әйтәсебез килмәячәк бит. Фатих Хабиб, Расим Хабибуллин абыйлар, нәрсә әйтерсез? Кадерле журналистларыбыз, профессиональ эзләнүләрегезне эшкә җигегез. Бу рәсми белдерү түгел әле, ә менә 1 марттан Зөя утравында шундый канун булачак, диләр. ЮНЕСКО әгъзасы Успенье монастыре турында сүз бара!».



Как сообщалось еще в августе 2016 года на официальном сайте Татарстанской митрополии, «с сентября 2016 года в Казанской православной духовной семинарии начинает работу отделение дополнительного образования. На базе данного отделения будут организованы курсы подготовки миссионеров и катехизаторов».

Заведующий отделением преподаватель Казанской православной духовной семинарии иерей Александр Махов в интервью «Татар-информ» подчеркнул, что информация о том, что на курсах для экскурсоводов учат только тех, кто ходит на службу, некорректна.

«Эти курсы являются частью образовательного процесса семинарии, а семинария является учебным религиозным заведением со своим уставом. Исходя из этого устава, мы предъявляем требования к своим абитуриентам, которые поступают. Начнем с того, что, во-первых, у нас эти курсы только начали действовать, а они двухгодичные. Во-вторых, реализация полученных знаний лежит в области других людей – мне сказали готовить, я готовлю. А работать с ними буду не я. На каких условиях – тоже не знаю», – пояснил Александр Махов.

При этом он подчеркнул, что никакого запрета не пускать кого бы то ни было в религиозные православные сооружения нет. Наоборот, Казанская епархия, как и Татарстанская митрополия в целом, сами заинтересованы в привлечении туристов разного «жанра», а потому не возражают, чтобы в храмах и монастырях экскурсии проводили гиды независимо от национальности и вероисповедания.



«Я такого вообще не слышал! У нас работают разные экскурсоводы. И я не думаю, что кому-то будут запрещать, потому что Казань является туристическим городом и тут вносить какой-то разлад и раздор будет неправильно. Не думаю, что наше руководство к этому стремится – и республиканское, и городское, и епархиальное. Пускают. К нам в храм заходят разные экскурсии: я не спрашиваю, откуда они, кто они, есть ли у них какой-то допуск, аккредитация. Это не входит в сферу моих обязанностей и интересов. Когда туристы приходят, спрашивают, смотрят, им что-то рассказывают, если у них остаются вопросы, они и ко мне обращаются», – сказал собеседник.

Он также акцентировал на том, что «ставить в каждую церковь человека, который будет проверять наличие какого-либо сертификата, – неправильно».

«Мне кажется, просто люди эту информацию неправильно поняли и потом также неправильно передают. Понятно, что это является средством их заработка, средством жизни и люди переживают. Это вполне объяснимо. Но я не думаю, что с ними так поступят», – заверил иерей Александр Махов.

Информация, что, в частности, в Свияжске на территории монастырей будет можно проводить экскурсии только закончившим православные курсы, подтвердила казанский экскурсовод Анна Пьянова, действительно, одно время будоражила сообщество гидов. Однако слухи не подтвердились – оказалось, что это будет касаться только паломнических групп, а никак не светских.

Информация недостоверная абсолютно. И связана она только с тем, что в монастырях формируются свои собственные паломнические службы. Как, например, у нас уже есть опыт такой работы в Раифе, где монастырь давно имеет  свою собственную службу, которая работает успешно, и никогда таких вопросов там не возникало. Вся суть ситуации в том, что на православных курсах было объявлено о наборе персонала для работы в паломнической службе монастыря. Назначение у нас по уставу прежде всего – работа с паломниками. Это основной вид деятельности монастыря, поэтому обратились к семинарским курсам, которые проходят на базе семинарии. Сейчас все это как раз только формируется, и в связи с этим, как я понимаю, и пошли эти кривотолки. Но, по благословению митрополита Феофана, к обслуживанию туристов в целом будут допускаться все», – разъяснила координатор создаваемого паломнического направления Татарстанской митрополии Оксана Артеменко.


Она также напомнила, что и в Свияжске некогда была такая паломническая служба. Заново структура сейчас формируется в связи с последними нововведениями, сменой наместника, статусом объекта ЮНЕСКО.



«Речь идет только об этом – о создании паломнической службы Свияжского монастыря. Набираются руководители, штатный состав. И тут все эти слухи пошли в сеть, что кто-то допускаться не будет… Я не знаю, кто разжигает этот вопрос, но сразу же нам был поставлен в пику вопрос, почему мы набираем среди православных для работы с паломниками? А среди кого мы должны набирать, простите?.. Это работа с паломниками, продвинутыми в вере людьми. Кто, лучше, чем православный человек, который сейчас проходит эти курсы, может это объяснить?» – риторически сказала Оксана Артеменко.

К слову, подобные паломнические службы и, соответственно, экскурсии существуют по всему миру. Например, можно поехать в Рим в романтическое путешествие через турагентство, автостопом в поисках приключений или через такую службу, которая организует экскурсии в Рим как оплот католической церкви. Множество паломников разных конфессий ежегодно посещают и Иерусалим. Однако этот город можно увидеть и тем, кто предпочитает пляжный отдых по соседству в Египте или курорты Мертвого моря. В конце концов никто и никому не мешает из любопытства или по деловой необходимости отправиться в Мекку, в то же время именно паломнические туры приверженцев ислама в этот город буквально гремят на весь мир.

К слову, развитие религиозного туризма в Татарстане анонсировала недавно мэрия Казани.  Комитет по развитию туризма исполкома столицы РТ ведет переговоры с крупнейшим мужским монастырем Русской православной церкви – Свято-Троицкой Сергиевой лаврой – об обмене опытом в области паломнического туризма, в том числе в связи с воссозданием собора Казанской иконы Божией Матери.

«Мы будем сотрудничать по линии туризма однозначно. Мы хотим предложить некий механизм обмена паломническими группами, которого раньше не было. Мы ждем приток паломников в Собор и уже начали  работу по формированию паломнической службы. Работа сложная. Первым делом хотим понять поток и будем его привлекать, потому что у нас паломнический сектор по России в целом очень большой. Конечно, мы хотели бы, чтобы паломники посещали Татарстан, потому что икона у нас значимая для всей России (Казанская икона Божией Матери – Ред.) и даже место обретения значимо. Тем более, что храм который будет открыт, пещерный храм, – уникальный. Он достоин гордости Татарстана. В этом вопросе активно помогает Фонд «Возрождение» –  огромное спасибо, что есть понимание того, что теперь и паломники будут посещать нас», – детально прокомментировала перспективы паломнического туризма в РТ координатор направления.

При этом она подчеркнула, что митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, наоборот, очень приветствует межрелигиозный диалог, и даже предлагает сделать маршрут, посвященный исключительно межрелигиозному миру в Татарстане.

Так что по мусульманам неправильно трактовали абсолютно. Это неверная информация, которую кто-то выложил в сеть. Вы понимаете, в чем проблема: каждый слышит так, как он хочет. Как мы могли кого-то не впускать, мусульман и т.д.. А то, что паломники – православные люди это логично, и что рассказывать о православной культуре будут православные люди – это тоже правильно абсолютно», – заключила Оксана Артеменко.


Автор поста в социальной сети, экскурсовод Раушания Миннуллина, призывающая в своем сообщении обратить внимание на «проблему», пояснила «Татар-информ», что в последние несколько дней находилась в санатории, поэтому перестала следить за ситуацией. Но, по ее словам, изначально встревожившая сообщество гидов информация промелькнула в их профессиональном чате.

«Ребята, которые ходят на эти курсы, есть в чате у нас. Они сообщили, что на одном из собраний были представители епархии и Свияжска, которые сказали, что с 1 марта в Свияжске будут новые требования – начнут принимать только тех экскурсоводов. Я понимаю, нужны грамотные экскурсоводы. Епархия, видимо, добивается этого – чтобы людям давали грамотную информацию, потому что всякие есть экскурсоводы. Но надо быть грамотным, тем более для туристов. И это тоже можно понять, но почему турист должен платить деньги лишние? Многие хотели попасть в епархию на эти курсы, но девочек, даже православных, не пустили. Если так, у нас будет два выхода: снаружи рассказываю, а потом отправляю туриста, чтобы он ознакомился самостоятельно или передаю в руки аккредитованного экскурсовода, который закончил курсы при епархии, но там уже туристам надо будет еще и им платить», – пояснила свою позицию Раушания Миннуллина.

Более того, по ее словам, от имени Гильдии экскурсоводов Казани в лице ее председателя Надежды Секретовой было составлено протестное письмо в адрес Казанской епархии и Комитета по развитию туризма исполкома столицы РТ. Как настаивает Миннуллина, на следующий год, когда первые сертифицированные епархией экскурсоводы закончат обучение, светским гидам все-таки нельзя будет водить экскурсии по территории Богородицкого монастыря в Казани и Свияжска как объекта ЮНЕСКО (что, к слову, абсурдно, так как противоречит принципам ЮНЕСКО, которое доступность Всемирного наследия прописывает отдельным пунктом включения в перечень – Ред.).



Как категорично заявила глава Гильдии экскурсоводов Казани Надежда Секретова, никакого запрета ни для кого вводиться не будет: все, кто аккредитован, как работали, так и будут работать.

«Могу сказать одно: это из серии слышали звон, но не знают, где он. Объявление было о том, что создается епархиальная служба, которая будет обслуживать паломников. Экскурсоводы, которые присутствовали на этом собрании, все не так поняли и понеслось. Церковь в нашем государстве отделена, поэтому это их внутренние дела, мы не имеем права в них вмешиваться. Когда начались эти разговоры, я была очень удивлена: при этом ссылались на меня, что якобы я в этом участвую. Гильдия участвует в этом только одним боком – консультацией. К нам обратились организаторы помочь создать полноценную экскурсию. Больше никакого участия – ни от Гильдии, ни от других светских органов. И лично я ничего не писала и не подписывала никаких обращений по этому поводу. Кто это запустил, с какой целью? Честно говорю: мне  это кажется очень подозрительным. Это просто разжигание на религиозной почве противостояния. Это зачем нужно?!. Кому это нужно?! Это чистой воды экстремизм. Никаких запретов церковь не представляет никому: вход в храмы свободный, вход на посещение свободный. И нигде никогда об этом речи даже не было», – однозначно высказалась Надежда Секретова.

«Ребятами, которые ходят на эти курсы, и есть у нас в чате» и от которых взяли начало провокационные слухи, со слов Раушании Миннуллиной, оказался некто экскурсовод Игорь.

«Я по третьим лицам говорю. Игорь писал в чате об этом, но потом даже удалился. Наверное, почувствовал себя не очень-то – вроде как лишнее ляпнул… Ну, и конечно, толерантность. Мы очень гордимся этим словом, мы все время говорим туристам, что у нас нет никакого раздора», – заключила Раушания Миннуллина, пост которой находился в соцсети все время ее пребывания в санатории, наделал много шума и по-прежнему доступен пользователям.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев