«Это результат 30-летнего игнорирования демократических реформ»
- Амиржан Сагидрахманович, какой вы видите ситуацию, развернувшуюся в Казахстане?
- Ситуация достаточно тревожная, волнения охватили ряд областей. В трех регионах объявлен режим ЧП, что свидетельствует о температуре и размерах конфликта.
Выступления граждан продолжаются на этот час. Наша власть привыкла разговаривать с собственным народом языком силы, поэтому страшно за простых людей, которые могут пострадать. Говорят о погромах, весьма возможно, что среди мирных протестующих могут оказаться провокаторы как от самой власти, так и от «третьих сил», заинтересованных в эскалации напряженности и дестабилизации ситуации.
Главная же ошибка власти в том, что она считает повышение цен на сжиженный газ главной причиной протестных выступлений. Газ, скорее повод, чем причина. В стране дорожает все, люди вынуждены выживать в тяжелейших условиях. Это все результат 30-летней экономической политики, ориентированной на удовлетворение интересов кучки олигархов от нефти и газа, которые близки к действующей власти. Как раз они, монополизировав целые отрасли и диктуют цены, которые стали неподъемными для большинства казахстанцев. Граждане также ставят и требования политического характера, их тоже нельзя игнорировать.
- Что из себя представляет западный Казахстан? Почему разгорелось именно там?
- Казахстан – единая страна, казахи – единая нация. В западном Казахстане как раз добываются нефть и газ. И живущие на грани нищеты люди видят, как обогащаются нефте- и газобароны.
Там, как и во всей стране, идет чудовищное расслоение населения на супербогатых олигархов и миллионов бедных. Есть также и незаживающая рана трагедии в Жанаозене 16 декабря 2011 года, когда средь бела дня были расстреляны мирные жители. Все это побуждает регион быть более активным в проявлении своего протеста.
«Считаю данный конфликт чисто казахстанским, но…»
- Из разных источников можно услышать предположения о тех или иных «интересантах» начавшейся дестабилизации. Как вы считаете, стоит ли искать в происходящем чей-то «след»?
- Считаю данный конфликт чисто казахстанским. В нем отражены все накопившиеся за эти годы проблемы и недовольство граждан. Но зарубежный след исключать вовсе нельзя, ибо в Казахстане и целом в центрально-азиатском регионе имеются интересы сильных держав и геополитических центров влияния.
К тому же за рубежом есть ряд казахских олигархов, которые занимаются личной вендеттой, считая Назарбаева и Токаева своими кровными врагами. Но чтобы утверждать про их след, надо иметь на руках конкретные факты.
- Можно ли считать отставку правительства «зачисткой» клана Назарбаева? И «чьим» является новый премьер-министр?
- Я бы не стал столь однозначно утверждать подобное. Да, Назарбаеву уже за 80 и его преемник, второй президент становится на ноги. Например, недавно он стал лидером правящей партии вместо Назарбаева. Но Назарбаев сохраняет за собой два главных поста – председателя Совета безопасности и председателя совета по управлению фондом «Самрук-Казына», где аккумулированы целые отрасли, все крупнейшие предприятия страны.
И несмотря на некоторое усиление Токаева, Назарбаев все еще остается главным действующим лицом казахстанской политики, непосредственное принимая самые главные решения. К тому же новый премьер еще не утвержден, он пока является исполняющим обязанностей.
«Никому не нужен нестабильный сосед с которым 7,5 тысяч километров общей границы»
- Какими могут быть последствия для российско-казахстанских отношений?
- Обе страны – и Казахстан, и Россия – должны быть заинтересованы в стабильности друг друга. Никому не нужен нестабильный сосед с которым 7,5 тысяч километров общей границы. У нас достаточно тесные экономические отношениях в рамках ЕАЭС. И любые потрясения могут сказаться на состоянии этих связей.
- Каким вы видите дальнейшее развитие событий?
- Все будет зависеть от того, как будет себя вести власть. Если она не будет вести мирный диалог, не будет уважать мнение простых граждан, выставляя их всех исключительно, как погромщиков и мародеров, то эффект может оказаться обратным! И только начало коренных экономических и политических реформ позволит успокоить страсти и вывести страну из сложившегося политического кризиса.