Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Экономика, туризм, медицина и образование: 5 итогов татарстано-иранских переговоров

Экономика, туризм, медицина и образование: 5 итогов татарстано-иранских переговоров
Россия и Иран отмечают некий рекорд в истории российско-иранских отношений. Стратегическое движение друг к другу идет и на уровне регионов.

Примером тому служит дружба, начатая осенью 2016 года, когда в Татарстан в первый раз приехала делегация иранской провинции Хорасан-Резави. С того момента состоялось несколько взаимных визитов на самом высоком уровне, которые уже дают свои плоды, к примеру, МСБ двух республик уже готовят почву для резкого увеличения товарооборота. В Татарстане в течение трех дней пробыла иранская делегация во главе с губернатором провинции Хорасан-Резави Али Резой Рашидияном. Расскажем об основных итогах и векторах этой кооперации.

1. Рынки сбыта, транзит нефтепродуктов и «халяль-кооперация» 

Глава провинции Хорасан-Резави предложил Татарстану поучаствовать в транзите через территорию этого региона, дав возможность использовать Хорасан-Резави как транзитную базу для поставок товаров из России в соседние азиатские страны и Персидский залив. Он сказал, что именно сейчас тот момент, когда можно по максимуму использовать экономический потенциал Ирана. 

«С учетом того, что теперь наши отношения могут развиваться напрямую, Татарстан может пользоваться особым статусом нашей провинции. Ваша республика может от имени всей России транспортировать товары и развивать транзит через нее в соседние страны, такие, как Афганистан и Туркменистан. У нас развиты коммуникации со странами Центральной Азии и Персидского залива. В течение года мы должны будем построить станцию по перекачке нефти в Афганистан. Татарстан и РФ в целом могли бы использовать эту транзитную станцию по перекачке нефтепродуктов. И мы вас приглашаем. Туркменистан и Афганистан также готовы получать нефтепродукты. Вы можете рассмотреть варианты по инвестированию в эти проекты, если вам это будет интересно. Также в Хорасане есть все возможности для реализации халяльной продукции. У нас очень хорошие инвесторы, и они готовы в эту область вкладывать средства», — отметил Али Реза Рашидиян.

Губернатор добавил, что по итогам переговоров, где речь шла о технологичных сферах, машиностроении и переработке нефти, Иран заинтересовался местными научными разработками и технологиями. Глава провинции выразил готовность применять их у себя, при этом создавая совместные производства.

Мы были свидетелями наличия высокого потенциала Татарстана в сфере нефти и газа. К примеру, способы бурения, которые у вас есть, представляют большой интерес для нашей страны. И тот потенциал, которым обладает Республика Татарстан, и те возможности, те очень интересные технологии, которыми вы обладаете, — все это очень интересно для нас. Сейчас нужно, чтобы создавались совместные предприятия и реализовывались общие проекты», — заявил иранский губернатор.

В части рынка халяль-продукции он напомнил, что население провинции превышает 6,4 млн человек, а ее столица, город Мешхед, избрана культурной столицей исламского мира в 2017 году. Там будут проходить крупные выставки халяльной продукции и местным предпринимателям Али Реза Рашидиян пообещал представить все возможности для выхода на среднеазиатский и ближневосточные рынки. 

2.  Рост товарооборота: дешевые товары из Ирана, развитие связей МСБ 

Предприниматели Татарстана и иранской провинции Хорасан-Резави готовят почву для резкого увеличения товарооборота между двумя регионами. На полях татарстано-иранского делового форума, состоявшегося в казанском ИТ-парке, где участвовали порядка 30 руководителей иранских компаний и около 100 местных предприятий, стороны нашли точки соприкосновения, чтобы увеличить товарооборот между регионами не менее чем в полтора раза по итогам 2017 года. Здесь жители республики смогут ощутить положительный эффект от того, что фисташки, кунжут, шафран и овощи из Ирана подешевеют на полках магазинов в среднем на 30–40 процентов.

Мы перешли от слов к делу — как со стороны предпринимателей Ирана, так и со стороны Татарстана. Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы представить свою продукцию на рынке Татарстана и сделать ее более доступной для жителей республики. В частности, наша задача — привезти сюда продукцию наивысшего качества по минимальной цене. Таким образом, мы хотим уменьшить цены на наши продукты для жителей Татарстана на 30–40 процентов относительно того, что сейчас представлено на рынке республики. Мы уже достаточно хорошо изучили местные потребности и предложения по товарам, которые имеются», — сказал руководитель крупного холдинга, который производит продукты питания, пищевые масла, кунжут, оливки и томатную пасту председатель правления фирмы «Паранд» Мохаммад Джавад Хадиюн.

Как отмечают эксперты и участники двухсторонних переговоров к снижению цены приведет обоюдное снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз, а наличие прямых связей с местным бизнес-сообществом. Он отметил, что к снижению цены приведет двухстороннее снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз, а также наличие прямых контактов. 

«Эти прямые контакты будут способствовать расширению торговли, будет снят вопрос о сомнительности качества. Здесь непосредственный производитель будет отвечать за свой товар, который будет проверяться. К примеру, Россельхознадзор сможет проверять их по выездному аудиту. Будут понятны технологии. Кроме того, большую роль в вопросе цены играет посредничество. Дело в том, что когда товары идут через Турцию, Дагестан или других посредников, то происходит наценка, а в данном случае ее не будет, раз есть прямой контакт. Поэтому продукция станет намного дешевле, и качество ее уже ни у кого сомнений не вызовет», — сказал председатель Комитета по стандарту «Халяль» Марат Низамов, после беседы b2b с представителями бизнеса.

Cтоит сказать, что иранские продукты высоко ценятся в мире и в Татарстане на них есть спрос. Их хорошее качество обеспечивается за счет натуральных свойств. «Сырье используется хорошее, поэтому и стандарты у иранских продуктов мировые», — добавил Низамов.

По мнению экспертов постепенные шаги МСБ в части налаживания частного сотрудничества говорят о подготовке прорыва в экономических отношениях. Об этом говорит и взаимный интерес сторон: на базе ТПП в этом году проводили встречу — учебу, как вести бизнес с Ираном, и тогда представители порядка 40 компаний пришли послушать, как это делается. Кроме того, в этом году в ЦУМе открылся магазин ковровых, серебряных и других традиционных иранских изделий. А к сентябрю в Казани построят новый иранский торговый центр, который станет точкой входа продукции оттуда. Там можно будет купить национальные товары и продукты питания, к примеру, продукцию одного из иранских кондитерских заводов. Предварительная сумма инвестиций — 10 миллионов долларов, строить будет иранский застройщик «Заррин Содур Тус».

«Все это демонстрирует заинтересованность бизнеса. Поэтому, я думаю, что такие постепенные шаги в сотрудничестве говорят о подготовке прорыва в экономических отношениях на уровне МСБ», — директор департамента развития и поддержки предпринимательства ТПП РТ Артур Николаев. 

Губернатор иранской провинции Хорасан-Резави Али Реза Рашидиян, говоря о потенциале взаимодействия двух регионов в области сельского хозяйства, растениеводства и животноводства. сказал, что иранцы готовы поделиться в накопленным опытом в части механизации с/х.

«У нас, конечно, есть трудности с водоснабжением и орошением земель, но мы в этой области работаем, используя современные технологии. Мы получаем рекордные урожаи различных видов продукции растениеводства. Мы могли бы обмениваться знаниями в этой области. А также надеемся на рост взаимного импорта и экспорта. Мы производим консервы, фисташки, компоты, все виды сельского хозяйства у нас развиты. Взращиваются лекарственные травы, шафран, сухофрукты, ягоды. Я надеюсь, что после посещения Президентом Татарстана Хорасана и сегодняшнего моего визита товарооборот между нашими регионами получит новый импульс. Теперь бизнесмены и торговцы вашей республики и нашей провинции смогут вместе заключать контракты и реализовывать проекты», – подытожил он.

По данным Министерства промышленности и торговли РТ, сейчас Татарстан не поставляет в Иран нефть и ее продукты. Основная статья сырьевого экспорта в эту страну — древесина и изделия из нее, включая древесный уголь. Но целый ряд татарстанских компаний ранее уже зарекомендовали себя на иранском рынке. В прошлом году товарооборот между Татарстаном и Ираном вырос в 1,6 раза и составил 13,3 млн. долларов. «Цифра небольшая, но динамика позитивная», – сказал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он отметил, что республика заинтересована в поставке Ирану оборудования. Как крупный производитель в нефтехимической, промышленной, машиностроительной, судостроительной, авиационной отраслях, республика заинтересована в поставках продукции транспортного машиностроения, в том числе автомобильной, авиационной техники, продукции судостроения, ПАО «КАМАЗ», АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького», ПАО «Казанский вертолётный завод». Добавим, что руководители иранских предприятий, которые в составе этой делегации занимали львиную долю участников, выразили свою готовность покупать в Татарстане автобусы и зерно.

Министр экономики РТ Артем Здунов заявил, что учитывая, что частный бизнес сторон нашел точки соприкосновения, то смело можно прогнозировать увеличение товарооборота в пределах не меньших, чем в 2016 году. Это означает рост более чем в полтора раза по итогам этого.

«Наш товарооборот показывает хорошую динамику, он будет сохранен, и цифры нужно еще поднимать. Это в первую очередь касается всего валового объема поставок», — резюмировал глава Минэкономики РТ.

3. Туризм: прямые чартеры, инвест-проекты и групповые визы 

Групповые визы и новые чартерные рейсы упростят въезд иранцев в Россию и наоборот. Учитывая, что Татарстан имеет положительный опыт развития туризма и повышения инвестиционной привлекательности региона, республика оказалась интересным партнером для увеличения турпотока из стран исламского мира. Во время этого визита гости из Ирана посетили ряд местных туристических объектов и отметили колоссальный потенциал для развития религиозного туризма в республике, который стимулирует возрождение древнего города Болгара и острова-града Свияжска, а также восстановление собора Казанской иконы Божией Матери в Казани. Губернатор иранской провинции Хорасан-Резави Али Реза Рашидиян привел данные по столице региона Мешхеду. Этот город принимает 27–28 млн паломников и туристов ежегодно. 

В области инвестиций и туризма наши отношения будут однозначно развиваться. Одним из важных моментов для нас является развитие туризма. И здесь очень много общего между нашими народами. Это и религиозная общность, и культурная общность. Мы надеемся, что наш частный сектор сможет предпринять важные шаги, чтобы ваши туристы присутствовали у нас и наши ехали сюда. В этой области мы надеемся на облегчение или отмену виз, что будет способствовать этому процессу», — подчеркнул иранский губернатор.

По словам главы Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, итогом визита иранской делегации стала договоренность, по которой в 2018 году татарстанцы смогут летать в Иран прямыми чартерными рейсами и по групповым визам.

«Мы провели очень эффективную встречу с нашими туристическими компаниями и с представителями туристической отрасли этой провинции и поняли, что есть очень большие перспективы для сотрудничества. Мы наметили план совместных действий, чтобы развивать наши отношения в сфере туризма. Подписано соглашение о групповых визах, как с Китаем. Со следующего года оно вступит в силу, и это сильно упростит въезд иранцев в Россию и наоборот. Кроме того, будут открыты новые рейсы в эту исламскую республику», — рассказал Сергей Иванов на Татарстано-Иранском форуме.

Он также напомнил, что Казань очень удобно связана с двумя другими туристическими центрами страны — Москвой и Санкт-Петербургом. Так, на сегодняшний день стороны уже начали работу по продвижению на рынке Ирана маршрута, который будет включать эти три города. Иванов добавил, что в столицу России из исламской республики в сутки прибывают 15 рейсов, а в город на Неве — два-три, в зависимости от дня недели. Но в столицу Татарстана из этой страны сейчас можно добраться, с пересадкой Москве, Стамбуле или Баку, вылетев из Мешхеда на самолете турецких или азербайджанских авиалиний.

Поэтому очень важно будет улучшить транспортную связность между нашими республиками, между нашими городами. Также мы подготовили предложения для инвестиций в сферу туризма для иранских компаний, для иранских инвестиционных групп. Это проекты по созданию туристических комплексов на берегах Волги и Камы. Мы предлагаем им самые комфортные и льготные условия инвестирования — и по стоимости земли, и по коммуникациям. Поэтому будем рады вступить в переговоры, предложить самые хорошие проекты в туристической сфере, в том числе и кластер „Нариман“», — пояснил глава Госкомитета РТ по туризму.

Групповые визы бывают как туристическими, так и деловыми. Как правило, они формируются при наличии группы туристов не менее пяти человек. Они должны совершить поездку в одно время и по одному и тому же маршруту. По словам и. о. Генконсула Ирана в Казани, дипмиссия сейчас трудится в режиме нон-стоп, чтобы обеспечить все контакты и туристическое сообщение наиболее эффективно развивалось.

«Сегодня в консульстве за самые кратчайшие сроки мы можем помочь татарстанцам в любом вопросе, в любом проекте. И в визовой части через посольство в Москве в том числе. Сейчас мы на таком этапе находимся, когда чудесные возможности созданы для наших контактов в деловой сфере, в сфере частного бизнеса, в сфере туризма. Я уже 25 лет работаю в дипломатии, работал в бывших советских республиках. И мой опыт свидетельствует, что сегодня наивысший пик добрососедских, дружественных связей между нашими странами. На будущей неделе мы тоже проведём ряд очень важных встреч», — заметил Алибеман Экбали Зарч. 

Резюмируя сказанное, консул добавил, что Россия и Иран отмечают некий рекорд в истории российско-иранских отношений. «В 2017 году мы являемся свидетелями значительного увеличения обмена делегациями между государственными группами, между группами частного бизнеса. Каждую неделю мы принимаем ту или иную делегацию из Ирана здесь в Татарстане. Будь то государственные делегации, будь то делегации частного бизнеса. Только за неполный июль мы несколько делегаций из Ирана уже успели здесь принять и помочь им. Конечно, обмен делегациями, обмен вот этими поездками — это важный фактор развития и подъема на новый уровень отношений между нашими странами», — подытожил и. о. Генерального консула. 

4. Медицина: трансплантология, производство медпрепаратов и совместные научные исследования 

Среди делегатов из Ирана в Казань прибыл генеральный директор фармацевтической компании «Наср» Абдарахим Моттахари, проректор по международным вопросам Мешхедского университета медицинских наук доктор Кейхан Гануди и другие. Часть гостей в рамках этой поездки посетили региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр медицинской науки».

Как рассказал министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин в сфере медицины стороны уже успели определить основные векторы и направления взаимодействия. Кооперация предстоит, как в плане научных исследований, так и в производстве медикаментов.

«Сотрудничество уже намечено в фармацевтике и трансплантологии. Сотрудничество предполагает совместные исследования, производство и разработку новых медицинских препаратов, а также медицинский туризм», — обозначил круг взаимных интересов Адель Вафин. 

5. Образование: студенты и профессора поедут в Иран и наоборот 

«Мы договариваемся об обмене студентами, преподавателями и надеемся на сотрудничество в различных областях», — поделился впечатлениями от пребывания в КФУ Али Реза Рашидиян.

Гости побывали в Центре иранистики, ресурсном центре по развитию исламского образования, и музее истории КФУ, где глава делегации посидел за партой Ленина. Нынешний визит иранской делегации в КФУ стал ответным. В апреле делегация Татарстана, в состав которой вошли и представители КФУ, посещала Мешхедский университет иранской провинции Хорасан-Резави, с которым у Казанского университета есть соглашение о взаимопонимании. Ряд вузов Татарстана и Ирана теперь имеют договорные связи, по которым организуются студенческие обмены и выезды на стажировку.

«Основная цель нынешнего визита — установление связей между Российской Федерацией и Ираном, а также на уровне регионов… Активно развиваются отношения между нашими университетами — Казанским университетом и Мешхедским университетом: обмениваемся профессорами и студентами. Все это подводит к тому, что сегодня мы имеем полноценные двусторонние отношения», — отметил Али Реза Рашидиян.

Добавим, что более 100 студентов КФУ сейчас изучают персидский язык и 75 из них — как первый иностранный. Около 40 иранских студентов обучаются в Казанском университете по межгосударственному соглашению по направлениям «Геология», «Медицина», «Филология». Кроме того, ежегодно из Ирана в КФУ, в качестве носителя языка, приезжает профессор для занятий со студентами-востоковедами.

Если раньше для встречи иранских делегаций в КФУ нам приходилось выписывать переводчиков из Москвы, то сейчас выпускники Казанского университета покрывают эту потребность. В начале XXI века Россия и Иран фактически не поддерживали никаких контактов, но сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Руководство Ирана поменяло вектор развития внешней политики, страна стала более открытой», — подытожил тему доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Юзмухаметов.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев