Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Эдуард Вафин, ПФР по РТ: Перерасчет пенсии индивидуален для каждого гражданина

Эдуард Вафин, ПФР по РТ: Перерасчет пенсии индивидуален для каждого гражданина
В интервью ИА «Татар-информ» управляющий отделением Пенсионного фонда России по РТ Эдуард Вафин рассказал о том, кто выйдет на пенсию в 2019 году, кого ждут индексации, а также о том, как быть предпенсионерам.

205 млрд рублей на пенсии татарстанцам

Эдуард Яфасович, подводя итоги прошлого года, расскажите, что удалось реализовать вашему отделению?

— 2018 год был знаковым годом для пенсионной системы нашей страны и очень насыщенным по объему и поставленным перед органами Пенсионного фонда РФ задачам. Мы в полном объеме и установленные законодательством сроки выполнили все обязательства. 

В 2018 году мы без боев осуществили выплату пенсий, пособий и иных социальных выплат более чем 1 млн 151 тыс. татарстанцев. На сегодняшний день бюджет по расходной части составил 205 млрд рублей. 

Традиционно в январе, феврале, апреле и августе осуществили индексацию пенсий, пособий, единовременных денежных выплат и провели традиционную корректировку пенсий работающих пенсионеров. 

Прибавку к пенсии получат льготники, сельчане и безработные 

Что ожидает получателей пенсии в этом году? 

— В текущем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 7,05%. Таких граждан в республике 800 тысяч. Также получается, что стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 году после индексации составит 87,24 рубля, а фиксированной выплаты — 5 тыс. 334,19 рубля.

Отдельно я бы хотел обратить внимание, что перерасчет индивидуален для каждого гражданина. Если гражданин в 2018 году получал пенсию в размере 15 тыс. рублей, то сумма его индексации составит примерно тысячу рублей, если же гражданин получал 10 тысяч, то его ожидает прибавка в размере около 700 рублей.

Для того чтобы неработающим гражданам узнать размер своей прибавки, нужно умножить свою страховую пенсию и фиксированную выплату (без учета дополнительных выплат и льгот) на 1,0705, то есть на 7,05%.

С 1 января этого года дополнительную прибавку получат также граждане, которые являются неработающими, имеют 30-летний стаж работы в сельском хозяйстве и проживают в сельской местности. В Татарстане таких граждан, у которых соблюдены все условия, порядка 50 тыс. человек.

Прибавка составит 25% от фиксированной выплаты, то есть 1 тыс. 333 рубля. Это сумма для получающих страховую пенсию и инвалидов I и II группы. Для инвалидов III группы это 667 рублей.

Специально обращаться в пенсионные органы таким гражданам не нужно. Специалисты Пенсионного фонда ведут этот перерасчет самостоятельно на основании тех данных, которые содержатся в пенсионном деле. Если же у граждан есть дополнительные документы о работе в сельской местности, они могут представить их в территориальное управление Пенсионного фонда по месту получения пенсии.

Повышения также коснутся льготников. Буквально с 1 февраля индексация единовременных денежных выплат (ЕДВ) и набора социальных услуг (НСУ) коснется участников войны, инвалидов, «чернобыльцев» и других федеральных льготников. Такие выплаты получают порядка 340 тыс. татарстанцев.

С 1 апреля будет индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий. Таковых в республике где-то 82 тыс. человек. Прогнозный процент индексации составит 2,4%.

С 1 августа традиционно мы проведем корректировку пенсий работающим пенсионерам на основании тех страховых взносов, которые за них выплачивал работодатель. Данная сумма ограничена тремя пенсионными коэффициентами.


Кто выйдет на пенсию досрочно?

В этом году вступил в силу федеральный закон о повышении пенсионного возраста. Расскажите, кто выйдет на пенсию в 2019 году.

— Повышение пенсионного возраста будет поэтапным и плавным. В этом году возраст выхода на пенсию у женщин, достигших 55-летнего возраста, и мужчин, достигших 60 лет, перемещается на полгода. То есть если женщина буквально в январе отметила свое 55-летие, она выйдет на пенсию в июле 2019 года.

Также должно быть выполнено еще два дополнительных условия: выработан необходимый минимальный стаж и набрано минимальное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов. В 2019 году это 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла. Если гражданин недобирает баллов или стажа, то пенсию он все равно получит, только она будет социальной и назначат ее на 5 лет позже.

На пенсию в 2019 году без изменений выйдут так называемые досрочники. Лица, которых повышение пенсионного возраста не коснулось, работавшие с опасными и вредными условиями труда, а также представители коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Появились и новые льготные категории для досрочного выхода на пенсию. Это женщины, родившие трех и четырех детей. Женщины и мужчины с большим страховым стажем — 37 лет и 42 года — смогут выйти на пенсию на два года раньше установленного пенсионного возраста. То есть в 2019 году это просто будет без увеличения — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.


ПФР придумал специальные льготы для предпенсионеров

Еще одно нововведение этого года — новая категория льготников: предпенсионеры. У пенсионеров сейчас на руках есть удостоверение или справка, а как быть предпенсионерам?

— Льготный период для предпенсионеров наступит за пять лет до нового пенсионного возраста. Для получения льгот данной категории татарстанцам не придется обращаться за справкой в Пенсионный фонд о подтверждении своего статуса предпенсионера, так как между фондом и ведомствами существует электронное взаимодействие.

Также ПФР разработал пилотный проект — это цифровая социальная карта, благодаря которой социально ответственный бизнес сможет идентифицировать человека как пенсионера или предпенсионера. Проект реализован через мобильное приложение ПФР и содержит информацию о статусе гражданина в виде уникального QR-кода.

Считывание кода с экрана смартфона позволяет определить право гражданина как пенсионера или человека предпенсионного возраста на положенные ему льготы, скидки и другие формы социальной поддержки, предоставляемые не только государством, но и коммерческими организациями.

Также планируется внедрить технологию сканирования QR-кода для предоставления скидок на товары и персонализированных предложений покупателям пенсионного и предпенсионного возраста.


Благодаря маткапиталу в Татарстане на 20% выросла рождаемость

Прошлый год также был ознаменован новшествами в использовании материнского капитала. Много ли татарстанцев оформили ежемесячные выплаты?

— В июне мы вручили юбилейный 250-тысячный сертификат на материнский семейный капитал. А вообще у нас в прошлом году появилось еще и два новых направления использования средств материнского капитала. Это возможность направить средства материнского капитала на ежемесячную выплату при рождении второго ребенка, а также на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми, в том числе частных.

В нашей республике порядка 4 тысяч семей воспользовались новой возможностью и оплатили материнским капиталом детский сад и ясли. Это говорит о том, что возможность оплачивать ясли и детсад из маткапитала оказалась достаточно востребованной. Если же говорить о ежемесячных выплатах из маткапитала, то желающих оказалось более 350.

Всего с начала действия программы материнского капитала число выданных семьям сертификатов в Республике Татарстан превысило 264 тысячи, полностью распорядились средствами почти 210 тысяч семей. Это колоссальная цифра. Между прочим, с момента реализации программы рождаемость вторых и последующих детей в Республике Татарстан увеличилась на 20%, и она продолжает расти.

Я отмечу, что программа государственной поддержки семей, имеющих детей, продлена до 2021 года. Следующая индексация размера материнского капитала будет в 2020 году. После этого маткапитал составит 470 тыс. 241 рубль. Так что у тех семей, которые ждут второго ребенка, есть вся вероятность успеть реализовать его в рамках этой программы.


Приоритет ПФР – электронные госуслуги

Сейчас все индексации и перерасчеты делаются автоматически и услуги Пенсионного фонда можно получить не выходя из дома. Как ваше ведомство вовлекает граждан в электронное взаимодействие?

— Действительно, в условиях стремительного развития интернет-технологий, цифровизации и искусственного интеллекта приоритетом клиентоориентированности становится форма взаимодействия с населением, предполагающая заочное, дистанционное и интерактивное взаимодействие, которое удобно гражданам и исключает финансовые, временные и транспортные затраты. Наш приоритет сегодня — это электронные госуслуги.

Открытие центров обслуживания единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) было правильной и актуальной задачей. Без них достижение показателей 70% госуслуг в электронном виде для любых услуг госвласти было бы, наверное, неподъемной задачей.

У нас за 2,5 года в органах Пенсионного фонда получили подтверждение учетной записи более 550 тыс. граждан — это свыше 35% от общей численности жителей республики, имеющих подтвержденную ученую запись.

Татарстанское отделение ПФР делает все возможное, чтобы оказывать услуги дистанционно, без визита в органы Пенсионного фонда еще с 2013 года. С этого времени работодатели предоставляют пакет документов на всех работающих граждан еще за год до наступления календарной даты их выхода на пенсию. Это позволяет нам своевременно вносить корректировки в базу данных персонифицированного учета.

Мы участвовали в пилотном проекте по назначению пенсий по данным персонифицированного учета, когда вы в личном кабинете видите информацию о своих местах работы и согласны с тем, что там все отражено, — этого достаточно. В таком случае зачем подавать за вас пакет документов? Использование этих технологий и отказ от бумажных носителей привело к тому, что у нас в республике 93% заявлений по назначению и доставке пенсий подается в электронном виде.

Также для удобства граждан в РТ мы открыли консультационные пункты в органах медико-социальной экспертизы, оборудовали их центрами обслуживания ЕСИА, чтобы там же можно было подтвердить личность. Это позволит нам получать практически 87% заявлений граждан на единовременную денежную выплату в электронном виде без их личного участия.

В прошлом году мы усовершенствовали терминалы виртуальной клиентской службы, создали последнюю, можно сказать, флагманскую версию 4.0 с функцией идентификации граждан через ЕСИА с зеркальным отображением экрана клиента оператору контакт-центра. Это очень удобно и позволяет в режиме онлайн консультировать граждан даже на том же самом сайте Пенсионного фонда РФ.

Из самых популярных — это мобильное приложение Пенсионного фонда. Сегодня его можно скачать на самых популярных операционных системах — Android и iOS. В приложении можно узнать состояние своего персонифицированного счета, информацию об индивидуальных коэффициентах, пенсионных баллах, стаже и полагающихся выплатах. Там же есть история обращений и калькулятор. С момента его активизации это мобильное приложение скачали 600 тыс. раз.

Граждане могут обратиться в любой МФЦ по нескольким вопросам

Сохранилась ли возможность личного приема?

— Да, с учетом специфики личный прием всех желающих остается актуальным. Наш прием — до последнего клиента. Допустим, в прошлом году у нас было зарегистрировано миллион обращений граждан. Из них 470 тыс. — за госуслугами, 123 тыс. — за справками и документами, 174 тыс. — за консультацией и где-то 240 тыс. по другим вопросам.

2018 год был ознаменован новыми принципами клиентоориентированности — экстерриториальностью и жизненной ситуацией. То есть с 1 февраля 2018 года граждане могут обращаться в любой территориальный орган ПФР, в любой МФЦ независимо от места проживания и пребывания. В территориальных органах ПФР организован прием в одно окно по нескольким вопросам по принципу жизненной ситуации.

Мы не допускаем превышения нормативного времени приема в 15 минут. Этого удается достигать путем использования предварительной записи, а также заказа справок и документов с их последующей выдачей вне очереди. По итогам 2018 года услугой предварительной записи на прием и заказа справок и документов воспользовались 550 тыс. граждан.

Согласно системе «Ваш контроль» отделение ПФР по РТ стабильно занимают высокие показатели по уровню удовлетворенности граждан. По итогам прошлого года уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг в Татарстане составил 98,43%.

Наша задача полностью исключить бумажный документооборот

В стране продолжается активная реализация программы «Цифровая экономика РФ». Расскажите, как вы внедряетесь в эту работу?

— Для программы «Цифровая экономика» определены цели, задачи, направления и основные мероприятия государственной политики по созданию в России условий для развития именно цифровой экономики, в которой цифровые данные становятся ключевым фактором для развития в любой сфере социально-экономического развития. Пенсионный фонд не может оставаться в стороне.

Отмечу два наиболее знаковых проекта, реализованных в данном направлении. Это государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов (ФГИС ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). В том году на основании данных федерального реестра инвалидов назначено 87% пенсий. Наша задача, конечно, полностью исключить бумажный документооборот.

В рамках пилотного проекта апробируется возможность еще и получения данных об инвалидах путем широкоформатной рассылки результатов освидетельствования в органах медико-социальных экспертиз. В прошлом году расширился перечень поставщиков информации, объем передаваемых сведений в реестр. Расширился и личный кабинет путем тематических форумов, произошла интеграция ФРИ и ЕГИССО.

ЕГИССО вступило в промышленную эксплуатацию 1 января 2018 года. На портале открыт личный кабинет, который позволяет пользователю видеть меры социальной поддержки и права на их реализацию. А для власти всех уровней — видеть унифицированную информацию о них в электронном виде.

Помимо этого, на сайте ЕГИССО открылся новый сервис, так называемый социальный калькулятор. Он позволяет гражданам на основании индивидуальной информации и уже присвоенных системе социальных статусов определить право на различные социальные льготы и услуги. Сама по себе реализация этих проектов — это наглядная информация того, что Пенсионный фонд способен решать широкомасштабные проекты.

Напомните, пожалуйста, куда можно обратиться для получения консультации.

— Номер контактного центра отделения — 27-9-27-27. Он востребован жителями Казани и республики. В том году он обслужил более 160 тысяч граждан Казани.

Для тех граждан, которые по тем или иным причинам не смогли дозвониться, у нас действует обратная связь. Даже если вы позвонили не в рабочее время или не дождались ответа, оператор сделает обратный дозвон и ответит на все интересующие вопросы.

Также у нас функционирует автоматическая голосовая система самообслуживания, которая позволяет гражданам с помощью голоса самим выбрать интересующую тематику, найти ответы на типовые вопросы, узнать о местоположении, графике и времени работы территориальных управлений. Разумеется, мы представлены в социальных сетях. Всегда можно узнать о любых изменениях в законодательстве. Еще можно задать вопрос и получить ответ онлайн.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев