– Изготовление гуслей – редкое ремесло. Как вы пришли к этому, как начинали?
– Я сам музыкант. Каждый год в Казани проводится Всероссийский фестиваль татарского фольклора «Тугэрэк уен». И каждый регион привозит на этот конкурс песни, мелодии, музыкальные инструменты своего края. В нашей Марийской республике в Мари-Турекском районе есть кряшенская деревня Малые Нослы. В годы моего детства в этой деревне было много музыкантов-гусляров, женщины играли. Как-то я вспомнил это, захотелось вернуть наши традиционные татарские гусли, и я поехал в эту деревню с экспедицией. Приехал, но тех тетушек уже не застал – кто-то уехал жить к детям, кто-то уже умер. Но все же удалось отыскать одну женщину, но уже в Татарстане, в селе Сердебаш Арского района. Смотрел, как она играет, записал на видео. Дома по видео учился: как извлекать звук из струн, как настраивать инструмент. Так начал играть. Первые мои гусли мне изготовил Геннадий Михайлович Макаров (известный музыковед-фольклорист, педагог. – Ред.). Потом, во время экспедиций, в кладовой одной тетушки в селе Нослы нашел старые гусли. Это оказались не простые гусли, а двусторонние. То есть на них играют два человека, сидя с двух сторон, в четыре руки. Привез эти гусли, отреставрировал, натянул новые струны, и стали играть.
И дети стали интересоваться гуслями, многие спрашивали – что, как. А гусли нигде нельзя было найти – их никто не делал. Тогда решил попробовать сделать сам. Вот с этого и началось. Сначала было сложно, потому что нет образцов. Гусли у Геннадия Михайловича особенные, но я решил, что сделаю не так, у меня будут немного другие. Получаться стало не сразу: только сделаю – детали не склеиваются, собрать не могу, все расходится… По ночам не спал, думал – как же сделать? Наконец, смог собрать корпус. Вот так. Этой работой занимаюсь уже четыре года.
– Сколько инструментов изготовили за это время?
– Больше тридцати. С марийскими гуслями – около сорока.
– Часто у вас покупают гусли и,если не секрет, сколько они стоят?
– Большую часть сделал для своего ансамбля. Был заказ из Арска. Многие интересуются. Изготовил пять гуслей для ансамбля «Орчык» («Веретено») из Балтасей. Два моих инструмента – в Сабинском районе. Один – в оркестре народных инструментов «Йатаган». Еще одни гусли изготовил специально в подарок для фестиваля «Тугэрэк уен».
Стоимость одних гуслей – 27 – 28 тысяч рублей.
– Сколько времени уходит на одни гусли?
– По-разному. Я делаю их только в свободное время, после работы.
– И все же…
– Бывает, два месяца, бывает больше. Если в неделе выходных больше, то удается сделать быстрее. А уж отпуск, можно сказать, весь уходит на это.
Сейчас вот мастерю татарские гусли. Эксклюзив, так скажем. Сейчас наши татарские гусли изготавливаются 12-струнными, с диатонической пентатоникой. А в эти гусли хочу поставить 22 струны. Тогда получается много октав, и думаю сделать в диатоническом строе. Форма остается та же. Здесь просто струн – 22.
Вот эти гусли уже готовы. Остается нанести узор и после покраски натянуть струны.
Недавно решил попробовать сделать и марийские гусли. Они побольше размером, 36 струн. Марийцы молодцы. Сколько себя знаю, играют на своих гуслях и популяризируют марийские народные мелодии. И композиторы у них пишут произведения для гуслей, игре на гуслях обучают и в музыкальной школе, и в училище. А мы, татары, утеряли это. В 60-х, 70-х, 80-х годах гусли у кряшенских татар были очень популярны.
– Вы ведь еще организовали ансамбль татарских гусляров, который считается уникальным не только в Марий Эл, но и в татарском мире. Татарские гусли в школах не преподают, а как вам удалось набрать музыкантов в ансамбль, научить их?
– Сначала нас было всего два человека. Играли по очереди на одних гуслях. В 2011 году стали играть на двусторонних гуслях. Тогда и люди стали интересоваться. Я руковожу вокальной студией в татарском национально-культурном центре. Гуслями в первую очередь стали интересоваться мои вокалисты, попросили меня их научить. Вот так вместе стали осваивать и играть.
В 2015 году в Йошкар-Оле проходил фестиваль «Тугэрэк уен». Когда готовились к фестивалю, я обучил свою супругу. И дочка научилась. Они обе музыканты, поэтому работать с ними было легко. Потом уже обучил девочек в вокальном ансамбле, кто-то пришел со стороны, им было интересно. У нас в ансамбле гусляров играют не только татары, но и русские. На данный момент в ансамбле играют моя супруга, наша дочь, зять, также присоединились двое внуков – учащиеся шестого и седьмого класса.
Интересуется и молодежь, студенты. Одно неудобно: только научишь –уезжают. Один в этом году уехал учиться в Казань, другой в Санкт-Петербург. Только начали играть уверенно, брать красивые, богатые мелодии – они покидают ансамбль. Что делать – приходится воспитывать музыкантов заново. Мы их готовим. Желающие есть.
Где мы только не бывали – везде встречаем восторженные отклики. Людям очень нравится слушать гусли, они говорят, что звук у этого инструмента волшебный, сказочный. Многие хотят потрогать, спрашивают, можно ли им попробовать поиграть. Конечно можно. Ведь наши предки играли на этих музыкальных инструментах.
– У вас есть глобальная цель в татарской национальной культуре? Как бы вы ее обозначили?
– Все мои старания направлены на то, чтобы гусли не остались всего лишь фольклорным музыкальным инструментом. Мне хочется усовершенствовать его: я уже экспериментировал и с размерами, и количеством струн. Мне кажется, если увеличить число струн, наши татарские гусли можно использовать в качестве профессионального инструмента. Спрашивал у специалистов, они говорят – тогда уж играй на марийских гуслях. А я с этим не могу согласиться. У мари тоже раньше гусли были такие же маленькие, а сейчас они главный музыкальный инструмент. И наши татарские гусли могут стать такими же.
Нет комментариев-