Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Единственный в Марий Эл мастер по изготовлению гуслей Гарай Магсумзянов: «Мари популяризируют гусли, а мы, татары, их утеряли»

Единственный в Марий Эл мастер по изготовлению гуслей Гарай Магсумзянов: «Мари популяризируют гусли, а мы, татары, их утеряли»
Житель Йошкар-Олы Гарай Магсумзянов – профессиональный музыкант, последние четыре года активно популяризирует татарские и марийские гусли. По данным телерадиокомпании Марий Эл, он единственный в республике мастер по изготовлению этого старинного народного инструмента. С Гараем Магсумзяновым мы встретились в его мастерской в Национально-культурном центре татар в Йошкар-Оле.

– Изготовление гуслей – редкое ремесло. Как вы пришли к этому, как начинали? 

Я сам музыкант. Каждый год в Казани проводится Всероссийский фестиваль татарского фольклора «Тугэрэк уен». И каждый регион привозит на этот конкурс песни, мелодии, музыкальные инструменты своего края. В нашей Марийской республике в Мари-Турекском районе есть кряшенская деревня Малые Нослы. В годы моего детства в этой деревне было много музыкантов-гусляров, женщины играли. Как-то я вспомнил это, захотелось вернуть наши традиционные татарские гусли, и я поехал в эту деревню с экспедицией. Приехал, но тех тетушек уже не застал – кто-то уехал жить к детям, кто-то уже умер. Но все же удалось отыскать одну женщину, но уже в Татарстане, в селе Сердебаш Арского района. Смотрел, как она играет, записал на видео. Дома по видео учился: как извлекать звук из струн, как настраивать инструмент. Так начал играть. Первые мои гусли мне изготовил Геннадий Михайлович Макаров (известный музыковед-фольклорист, педагог. – Ред.). Потом, во время экспедиций, в кладовой одной тетушки в селе Нослы нашел старые гусли. Это оказались не простые гусли, а двусторонние. То есть на них играют два человека, сидя с двух сторон, в четыре руки. Привез эти гусли, отреставрировал, натянул новые струны, и стали играть. 

И дети стали интересоваться гуслями, многие спрашивали – что, как. А гусли нигде нельзя было найти – их никто не делал. Тогда решил попробовать сделать сам. Вот с этого и началось. Сначала было сложно, потому что нет образцов. Гусли у Геннадия Михайловича особенные, но я решил, что сделаю не так, у меня будут немного другие. Получаться стало не сразу: только сделаю – детали не склеиваются, собрать не могу, все расходится… По ночам не спал, думал – как же сделать? Наконец, смог собрать корпус. Вот так. Этой работой занимаюсь уже четыре года. 

Сколько инструментов изготовили за это время? 

Больше тридцати. С марийскими гуслями – около сорока. 

Часто у вас покупают гусли и,если не секрет, сколько они стоят? 

Большую часть сделал для своего ансамбля. Был заказ из Арска. Многие интересуются. Изготовил пять гуслей для ансамбля «Орчык» («Веретено») из Балтасей. Два моих инструмента – в Сабинском районе. Один – в оркестре народных инструментов «Йатаган». Еще одни гусли изготовил специально в подарок для фестиваля «Тугэрэк уен». 

Стоимость одних гуслей – 27 – 28 тысяч рублей. 

Сколько времени уходит на одни гусли? 

По-разному. Я делаю их только в свободное время, после работы. 

И все же… 

Бывает, два месяца, бывает больше. Если в неделе выходных больше, то удается сделать быстрее. А уж отпуск, можно сказать, весь уходит на это.

Сейчас вот мастерю татарские гусли. Эксклюзив, так скажем. Сейчас наши татарские гусли изготавливаются 12-струнными, с диатонической пентатоникой. А в эти гусли хочу поставить 22 струны. Тогда получается много октав, и думаю сделать в диатоническом строе. Форма остается та же. Здесь просто струн – 22. 

Вот эти гусли уже готовы. Остается нанести узор и после покраски натянуть струны. 

Недавно решил попробовать сделать и марийские гусли. Они побольше размером, 36 струн. Марийцы молодцы. Сколько себя знаю, играют на своих гуслях и популяризируют марийские народные мелодии. И композиторы у них пишут произведения для гуслей, игре на гуслях обучают и в музыкальной школе, и в училище. А мы, татары, утеряли это. В 60-х, 70-х, 80-х годах гусли у кряшенских татар были очень популярны. 


Вы ведь еще организовали ансамбль татарских гусляров, который считается уникальным не только в Марий Эл, но и в татарском мире. Татарские гусли в школах не преподают, а как вам удалось набрать музыкантов в ансамбль, научить их? 

Сначала нас было всего два человека. Играли по очереди на одних гуслях. В 2011 году стали играть на двусторонних гуслях. Тогда и люди стали интересоваться. Я руковожу вокальной студией в татарском национально-культурном центре. Гуслями в первую очередь стали интересоваться мои вокалисты, попросили меня их научить. Вот так вместе стали осваивать и играть. 

В 2015 году в Йошкар-Оле проходил фестиваль «Тугэрэк уен». Когда готовились к фестивалю, я обучил свою супругу. И дочка научилась. Они обе музыканты, поэтому работать с ними было легко. Потом уже обучил девочек в вокальном ансамбле, кто-то пришел со стороны, им было интересно. У нас в ансамбле гусляров играют не только татары, но и русские. На данный момент в ансамбле играют моя супруга, наша дочь, зять, также присоединились двое внуковучащиеся шестого и седьмого класса. 

Интересуется и молодежь, студенты. Одно неудобно: только научишь –уезжают. Один в этом году уехал учиться в Казань, другой в Санкт-Петербург. Только начали играть уверенно, брать красивые, богатые мелодии они покидают ансамбль. Что делать – приходится воспитывать музыкантов заново. Мы их готовим. Желающие есть. 

Где мы только не бывали – везде встречаем восторженные отклики. Людям очень нравится слушать гусли, они говорят, что звук у этого инструмента волшебный, сказочный. Многие хотят потрогать, спрашивают, можно ли им попробовать поиграть. Конечно можно. Ведь наши предки играли на этих музыкальных инструментах. 

У вас есть глобальная цель в татарской национальной культуре? Как бы вы ее обозначили? 

Все мои старания направлены на то, чтобы гусли не остались всего лишь фольклорным музыкальным инструментом. Мне хочется усовершенствовать его: я уже экспериментировал и с размерами, и количеством струн. Мне кажется, если увеличить число струн, наши татарские гусли можно использовать в качестве профессионального инструмента. Спрашивал у специалистов, они говорят – тогда уж играй на марийских гуслях. А я с этим не могу согласиться. У мари тоже раньше гусли были такие же маленькие, а сейчас они главный музыкальный инструмент. И наши татарские гусли могут стать такими же.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев