– Ирина Валерьевна, почему вы выбрали именно эту профессию? И каково это женщине управлять судном?
– Мне не приходилось пробовать себя в другой профессии. Есть только опыт преподавания в колледже, тоже в своей сфере. Почему ее выбрала? Потому что папа был капитаном пассажирского теплохода. Я все время ходила с ним, можно сказать, выросла на реке. Поэтому даже представить себя в другой области не могу.
– Чем запомнился ваш первый выход на воду, уже будучи в профессии?
– В 1988 году пришла на теплоход «Киселев» проходить практику как рулевой. Тогда впервые с реки Белой вышла на Каму, затем на Волгу. Это был рейс продолжительностью в три-четыре дня.
– Как распределяют капитанов по суднам?
– У каждой компании или пароходства есть свой штат сотрудников. Допустим, практикант хочет на следующий год прийти, например, третьим штурманом. Если у компании есть интерес, то она дает ему возможность пройти практику и заботиться о дальнейшем трудоустройстве. Если компании нужен именно этот специалист, то она позаботится и об учебе, и о практике, и о заработной плате специалиста.
– Как получилось, что вы с одного теплохода перешли на другой?
– Я начинала работать еще при Советском Союзе, тогда была немного другая система. В первом пароходстве я проработала до его закрытия. А на теплоходе «Борис Полевой» я работаю только первый год.
– Как проходит рабочий день капитана?
– На теплоходе работают три смены. На вахте стоим по четыре часа. Рабочее время капитана с двенадцати до четырех, с четырех до восьми на вахте стоит второй помощник капитана, а с восьми до двенадцати – старший помощник капитана со своей командой. После ночной смены отдых. Потом, надо ведь вести работу по судну, есть и организационные работы.
– На теплоходе всё находится под вашим управлением?
– Нет. По трудовому уставу судовая деятельность и вообще экипаж являются обязанностью старшего помощника капитана. На данный момент наш экипаж, включая сотрудников ресторана, состоит из 32 человек. Есть люди даже важнее нас – это диспетчеры. Безопасность нашего движения, своевременное прибытие, получение правильной информации – это всё зависит от них.
– Что входит в обязанности капитана?
– Управление теплоходом и обеспечение безопасности движения судна. Если что-то случится, ответственность в первую очередь возлагается на капитана. Я за всё отвечаю.
– Приходилось сталкиваться с опасными ситуациями?
– В моей личной практике аварий не случалось. Лишь один случай запомнился. Тогда я только начинала работать. Мы столкнулись с грузовым судном «Волга-Дон». Там пострадали люди.
– Самым безопасным считается воздушный транспорт. Как вы оцениваете безопасность речного транспорта?
– Я бы не сказала, что речной транспорт опасен. Мне кажется, этот вид транспорта самый приятный. Это ведь еще и отдых. Все зависит от состояния судна. Также большую роль играет уровень подготовки экипажа.
– Кто управляет теплоходом? То есть насколько задействован ручной труд?
– Управление судном производится из рубки капитана. Есть два вида телеграфа. Первый называется «ручной телеграф». Допустим, мы даем команду «вперед» или «назад», а внизу в машине все регулируют вручную. Второй – автоматический телеграф. Когда я даю те же команды «вперед, назад», двигатель в машине все регулирует сам. Это основные маневры, производимые в управлении судном. Их мы больше используем при подходе к порту.
Есть также навигационные приборы. В их число входит электронная карта. Используется система автоматической идентификации, она нам помогает быть на связи со спутником и сообщает о нас ближайшему диспетчерскому пункту. Где бы мы ни проходили, нас всегда ведут диспетчеры. Ручной труд у нас касается больше матросов, они ведь еще и палубу моют.
– Если теплоход из-за погодных условий опоздает, его оштрафуют?
– Нам отправляют информацию о погодных условиях. Допустим, пришло сообщение о возможном шторме. Если средняя скорость ветра нам позволяет продолжить движение, несмотря на предупреждение, мы продолжаем ход. Как-то ночью при выходе из шлюза поднялся встречный ветер, 26 – 27 м/с. Если скорость движения теплохода обычно не менее 16 км/ч, в тот момент она опустилась до 13 км/ч. То есть наш ход существенно замедлился.
Иногда довольно долгое время занимает прохождение шлюза. Некоторым судам не хватает уровня воды. Им приходится ждать, по реке выстраивается очередь из судов. Если вдобавок и ветер сильный, то их разбрасывает по реке. Приходится их обходить, чтобы добраться до шлюза. Значит, опять теряется время.
Если прибываешь в порт с опозданием, на теплоход накладывается штраф. Размер зависит от времени опоздания. За остановки теплоход тоже платит (к примеру, час остановки в Чебоксарах – 7 тыс. рублей, в Казани – 10 тыс. рублей. – Ред.).
– Как долго длится сезон?
– Обычно он открывается в начале июня и завершается в конце августа. Потому что потом уже начинается учебный год, отпуска заканчиваются.
– Экипаж все лето находится на теплоходе?
– Да. Кто-то может сойти, например, если заболеет. А так экипаж находится на судне все лето. Конечно, это создает некоторые трудности, особенно семейным. Но мы стараемся все уладить.
– Кажется, у вас тут много практикантов.
– Да, мы их с удовольствием принимаем. На данный момент у нас работают шестнадцать практикантов. Их и в штат берут. Потом, не подумайте, что матросы у нас только палубу моют. Они еще и швартуются на причале, также ручной труд. Рядом со мной вот стоит учащийся колледжа речного транспорта, он рулевой. Если мне куда-то надо отлучиться, то я со спокойной душой все передаю ему. Я им доверяю.
– Сколько примерно рейсов выходит за сезон?
– В этом году сделали уже двенадцать рейсов. Маршруты тоже разные. Самый дальний – до Волгограда.
– Запасы продуктов пополняются на остановках?
– В каждом городе, где мы останавливаемся, закупаются продукты. Непортящиеся приобретаются в больших объемах, а все остальное – на каждой остановке. Все зависит от количества остановок, с этого вычисляется необходимый объем.
– Откуда берете питьевую воду?
– На теплоходе работает специальная система. Воду мы берем из реки. Потом она проходит несколько этапов очистки. Но все же я бы не советовала пить воду из крана, потому что на теплоходе есть специальные места, где можно взять питьевую воду.
– В какую сумму обходится один круиз?
– Вот на этот вопрос не могу ответить. Коммерческие вопросы меня не касаются.
Нет комментариев-