Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Никаких диоксинов и нулевое захоронение: 10 ответов на главные вопросы о заводе в Осиново

Никаких диоксинов и нулевое захоронение: 10 ответов на главные вопросы о заводе в Осиново
О будущем предприятии рассказали исполнительный директор АГК-2 Рамиль Нигматуллин и директор по экологии АГК-1 Елена Ямщикова.

Когда начнется строительство завода?

Завод по термической переработке отходов в зеленодольском Осиново начнут строить в первой половине 2020 года. Но инвестор ждет получения всех заключений зарубежных экспертов, о которых было заявлено ранее. Такой прогноз на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» дал исполнительный директор ООО «АГК-2» (входит в «РТ-Инвест» — инвестора предприятия) Рамиль Нигматуллин.

«На данный момент завершены все предусмотренные законодательством России экспертизы. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Это (начало строительства — прим. Т-и) может быть начало 2020 года, первая его половина», — отметил он.

В заключении Главгосэкспертизы отмечается, что результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям, закрепленным действующими нормативными правовыми актами.

Ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что для анализа проектной документации завода планируется привлечь научных экспертов из Германии.

Кто станет подрядчиком строительства?

Инвестор проводит конкурентные процедуры по выбору подрядной организации, которая будет возводить завод, добавил Нигматуллин. Называть конкретные компании он не стал.

Среди участников конкурса есть зарубежные, российские и татарстанские предприятия. «В первую очередь, конечно, обращаем внимание на компетенции подрядчика и его опыт. В республике достаточно предприятий, которые реализовывали высокотехнологичные производства в химии, нефтехимии, переработке, энергетике», — уточнил Нигматуллин.

Инвестиции в проект составят около 25 млрд рублей — большая часть средств уйдет на оборудование. Планируется применение технологий японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova – мирового лидера в данной области. На объекте будет создано около 100 рабочих мест.

Будут ли сортировать мусор перед сжиганием?

Да, в обязательном порядке. Завод — лишь один из элементов создаваемой в республике комплексной системы обращения с отходами. На энергоутилизацию будут направляться только предварительно отсортированные отходы. Регоператоры заранее выберут из него опасные фракции, а также все отходы, пригодные для вторичной переработки, включая органику, из которой можно производить компост.

На заводе отходы пропустят через радиационный контроль, а потом еще раз осмотрят. Если оператор заметит случайно попавший в кучу крупногабаритный мусор, то его измельчат.

«На заводе будут приходить отходы после предварительной сортировки. Хотя мы в принципе исключаем возможность попадания крупногабаритного мусора,в любом случае предусмотрен специальный измельчитель отходов», — сказала директор по экологии АГК-1 Елена Ямщикова.

Будут ли образовываться диоксины и другие вредные вещества?

На заводе под Казанью отсортированный мусор будут уничтожать на колосниковой решетке при очень высоких температурах — более 1 тыс. градусов, что исключает возможность образования вредных соединений, тех же диоксинов.

«Население опасается, что при сжигании отходов, полиэтилена, пластика будут образовываться полихлорированные дибензодиоксины, дибензофураны, которые принято называть диоксинами и фуранами. Это очень сложные соединения, они легко образуются при сжигании отходов при температурах до 850°С. Но температура 1260°С позволяет исключить рекомбинацию и вторичного образования диоксинов не происходит», — объяснила Ямщикова.

Эксперты АГК-1 изучали мусор казанцев в течение целого года, чтобы оценить будет ли сжигание отходов МСЗ оптимальным решением.

«Исследование морфологического состава отходов населения Казани проходило в течение года, отбор производился в различных местах. Рассматривалась теплотворная способность отходов, и в итоге была выбрана именно эта технология», — рассказала эколог.

Как будет работать система очистки на заводе?

Применяемая «РТ-Инвест» система очистки – самая современная. Расхожее мнение о количестве ступеней – что лучше, пять или три, – специалисты также пояснили.

Наука не стоит на месте, и сегодня технологии позволяют достичь нужного результата за три шага, а не за пять. Главное – итог и то, что «РТ-Инвест» закупает последнюю линейку оборудования мирового лидера в этом вопросе – Hitachi Zosen Inova.

Говоря о возможных вредных выбросах, специалисты пояснили следующее. Первая проблема, которая существовала в старых МСЗ, – это возможное образование полиядерной канцерогенной ароматики. Она разрушается уже при температуре 850 градусов на 100%. Вторую проблему – образование диоксинов, как уже отмечено, – снимает температура 1200 градусов и тем более 1260. Третья возможная проблема – образование хлористого водорода, который в системе очистки нейтрализует гидроксид кальция.

«Непосредственно в котле будет производиться впрыск 33-процентного раствора мочевины, который снижает образование оксидов и диоксидов азота. В реактор впрыскивают активированный уголь и известь, чтобы убрать тяжелые металлы, кислотные соединения. И последняя ступень — осаждение данных веществ на рукавах фильтров. Технология есть в справочнике наилучших доступных технологий. Если мы говорим о выбросе загрязняющих веществ из трубы, то концентрация загрязняющих веществ полностью соответствует ИТС 9-2015 – обезвреживание отходов термическим способом», — отметила Ямщикова.

Гарантийный срок работы фильтра — 2 года, но он может продлеваться. И за этим параметром – особый контроль. Завод работает 24/7, но останавливается для технологических проверок раз в полгода, в том числе за это время проверяются фильтры. «Если посмотреть на аналоги в Евросоюза, то видно, что срок службы фильтров продлевается и достигает 5-6 лет», — подчеркнула собеседник агентства.

Что будут делать с золой и шлаком?

В результате термической переработки остается шлак — это несжигаемый остаток, относящийся к 4-му классу опасности. Его можно использовать в строительстве, при подсыпке дорог, при полигонном захоронении и при перестилании слоев на существующих полигонах. После очистки фильтров также остается зола — пыль 3-го класса опасности.

«Мы стремимся к нулевому захоронению. Мы можем получать различные продукты из золы и шлаков и сейчас занимаемся изучением технологий. Это не будет полигонное захоронение. Мы планируем обезвреживать и создавать продукт. Это большая и длительная работа, и мы прекрасно понимаем, что ввод объекта в эксплуатацию — это получение комплексного экологического разрешения, в котором говорится, куда отправляются отходы с объекта, который планируется ввести в эксплуатацию», — рассказала Ямщикова.

Технологий много: это и спекание, и плазменная газификация, и добавление детоксиканта с последующим спеканием. Инвестор рассматривает только опытно-промышленные технологии, которые получили применение на территории Евросоюза.

Почему выбрали площадку в Осиново?

Площадка в Зеленодольском районе оптимальная для строительства завода как с точки зрения доставки твердых коммунальных отходов, так и с точки зрения привязки к электрическим сетям. Об этом рассказал глава АГК-2 Рамиль Нигматуллин.

«Завод сам по себе не живет, он существует и привязан к сетям. Отнести его в сторону на 30 – 50 км – мы должны понимать, что это 30 – 50 км дополнительных сетей либо создание инфраструктуры для автономности — дополнительные вложения», — пояснил он.

Правильность и безвредность завода и его расположения подтвердили экспертизы и санитарно-эпидемиологические заключения, подчеркнул спикер.

В Татарстане создана система сводного тома предельно допустимых выбросов, то есть детально известно, какие загрязняющие вещества и в каких концентрациях выделяют предприятия. «Вклад нашего объекта в ту территорию с точки зрения выбросов составляет всего лишь 2%, а переживающих гораздо больше», — добавила Елена Ямщикова.

Учитывали ли мнение людей при утверждении проекта завода?

Общественная приемная по проекту завода работала до 27 июня 2018 года. 660 человек пришли и ознакомились с оценкой воздействия завода на окружающую среду. Они оставили около 1 тыс. отзывов и замечаний.

«Были просьбы организовать точку мониторинга в ЖК „Салават Купере“» или обязательно соответствовать директиве 2010 года, которая есть на территории Евросоюза. Такие замечания мы, безусловно, учитывали», — сказала Ямщикова.

Все замечания были учтены и попали на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор в Нижнем Новгороде. Так что мнение населения было должным способом учтено.

Как инвестор наладит работу с населением?

«РТ-Инвест» информирует людей о проекте «Энергия из отходов» в соцсетях и популярных мессенджерах. Кроме того, будет работать информационный центр. Он будет либо стационарным (на стройплощадке объекта), либо мобильным. Принять решение могут сами жители республики.

«В центре мы будем знакомить всех желающих с проектной документацией. Любой человек сможет ее изучить, задать вопрос. Помимо этого, наш посыл был – создать рабочую группу. Мы готовы устраивать разъясняющие пресс-конференции, обучающие семинары, более подробно рассказывать о нашем проекте. Мы всегда готовы объяснить, как действует та или иная технологическая цепочка», — отметила эколог.

На встрече активистов с представителями республиканских властей была проговорена возможность создания таких рабочих групп, добавил Рамиль Нигматуллин. «Мы готовы ответить на все вопросы, которые будут заданы по заводу. Если такие рабочие группы будут организованы, мы в них обязательно примем участие», — добавил он.

Как в республике будут сортировать и перерабатывать мусор?

В Татарстане планируется использовать «иерархическую лесенку» обращения с отходами. Республика будет стремиться к сокращению образования мусора, раздельному сбору, вторичному использованию отходов, обезвреживанию отходов на МСЗ, а если это невозможно — захоронению мусора на полигонах.

«Мы прекрасно понимаем, что для России реформирование системы обращения с отходами — это сложный путь. Мы не привыкли к раздельному сбору или минимизации образования отходов. Всплеск негатива, мне кажется, связан скорее с тем, что люди не хотят слышать, что завод и термическая переработка отходов — это одна из принципиально важных возможностей сокращения полигонного захоронения», — директор по экологии АГК-1 Елена Ямщикова.

Кроме того, граждан предстоит научить по-новому смотреть на мусор, вводить уроки сортировки в школах, как это ранее сделали в Финляндии.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев