Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Меньше бензола и толуола: в Татарстане сократились выбросы на АЗС на 5,5 тыс. тонн в год

Меньше бензола и толуола: в Татарстане сократились выбросы на АЗС на 5,5 тыс. тонн в год
В республике завершилась восьмилетняя программа модернизации АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. В результате сократились вредные выбросы в атмосферу, что сопоставимо с годовым загрязнением воздуха предприятиями в Менделеевском районе.

За восемь лет модернизированы 558 АЗС

Качество атмосферного воздуха – не просто составляющая экологического благополучия страны, региона и граждан. Это фактор общественной и государственной безопасности, считает министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков. В Татарстане проводится комплексная работа, направленная на охрану атмосферного воздуха. Это рекультивация свалок, перевод автомобилей на газ, природоохранные мероприятия на предприятиях Нижнекамского промышленного узла – закупка дополнительных автоматических станций контроля загрязнения атмосферы и передвижных экологических лабораторий. Существенного результата удалось достичь благодаря программе оснащения всех АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. В результате прекратились жалобы татарстанцев на неприятный запах в районе автозаправок. Программа завершилась, но оснащение новых автозаправок аналогичными системами продолжается.

В 2020 году общими усилиями мы завершили знаковый для республики проект по переоснащению АЗС системами рекуперации. Эта программа длилась восемь лет. Все запланированные 558 АЗС переоборудованы, -  министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков

Архив Татар-информ

Программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива стартовала в Татарстане в 2013 году в связи с распоряжением Кабинета министров РТ. Оборудование АЗС проводилось по двум вариантам: рекуперация – оснащение системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива и рециркуляция – внедрение замкнутой системы слива нефтепродуктов со сбором паров бензина из резервуаров и топливораздаточных колонок в бензовозы с дальнейшим вывозом паров и их рекуперацией на нефтебазах.

«Программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива прошла в два этапа. График оснащения АЗС был заранее расписан на несколько лет вперед. На первом этапе в 2013-2015 годах были оснащены более 220 АЗС в крупных городах - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. На втором этапе в 2016-2020 годах были оснащены еще 337 АЗС в населенных пунктах республики», - рассказала начальник отдела атмосферного воздуха Минэкологии РТ Алия Гараева.

Как известно, основными источниками загрязняющих веществ на автозаправках являются резервуары с нефтепродуктами. Испарения нефтепродуктов при сливе моторного топлива в резервуары экологи называют «большим дыханием», а испарения при его хранении – «малым». Также к «малому дыханию» причисляют испарения бензина при заполнении бензобаков автомобилей от раздаточных колонок.

Дорогие системы рекуперации установили крупные АЗС

Основная задача системы улавливания и рекуперации паров моторного топлива заключается в очистке воздуха, обогащенного парами бензина, выходящего из топливного резервуара через дыхательный клапан во время наполнения резервуара топливом из бензовоза. Система обеспечивает улавливание 75-95% паров бензина.

«Оборудование для рекуперации паров позволяет улавливать и возвращать обратно в емкости легкие фракции углеводородов, образующиеся при сливе моторного топлива из автоцистерн», - отметила Гараева.

При системе рециркуляции пары бензина возвращаются в жидкую фазу. Разберем это на конкретном примере. Представим, что подъехал на АЗС бензовоз. Он оборудован специальными шлангами и сливает моторное топливо в подземный резервуар. Пары углеводородов не выбрасываются в атмосферу через дыхательные клапаны, а возвращаются через систему шлангов обратно в бензовоз. Далее бензовоз возвращается на нефтебазу, где происходит рекуперация. Пары бензина возвращаются в жидкую фазу без потерь.

Оснащение автозаправок оборудованием происходило за счет средств владельцев АЗС, которые сами выбирали подходящий тип оборудования. Установка системы рекуперации – дорогое мероприятие, затраты на некоторых АЗС достигали нескольких миллионов рублей. Такое оборудование оказалось под силу только крупным компаниям. По итогам программы подобные системы установили 20% крупных автозаправок. Установка системы рециркуляции проще и дешевле. Ее поставили 80 % автозаправочных сетей, представленных на территории Татарстана.

«Все собственники с пониманием и ответственностью отнеслись к необходимости оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива и выполнили поставленную задачу в полном объеме», - отметила спикер Минэкологии РТ.

Все АЗС, включенные в план-график, завершили в прошлом году в намеченный срок работы по оснащению системами улавливания паров моторного топлива.

Экологическая и экономическая выгода

АЗС являются источниками выбросов в воздух целого ряда загрязняющих веществ - смеси предельных углеводородов С1-С12, бензола, ксилола, сероводорода, толуола, этилбензола и многих других. Внедрение установок по рекуперации паров моторного топлива позволило уловить около 95% выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ.

Эти вещества раньше загрязняли атмосферный воздух. Общий экологический эффект от оснащения 558 АЗС составляет 5,5 тыс. тонн загрязняющих веществ в год, что сопоставимо с выбросами загрязняющих веществ от всех производственных объектов Менделеевского района за год, - Алия Гараева

Поскольку программа была рассчитана на восемь лет и разделена на этапы, каждый владелец АЗС смог подготовиться и выбрать наиболее удобный период для модернизации. В целом эксперты Минэкологии РТ положительно оценивают итоги работы по оснащению автозаправок системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива.

«Автозаправки зачастую находятся в жилой зоне, в непосредственной близости к населению. Раньше к нам часто поступали жалобы на неприятный запах. Уже после завершения первого этапа работ такие жалобы от населения прекратились», - сказала Гараева.

В текущем году в ряде районов республики оснащение новых АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного продолжится. Спикер Минэкологии РТ отметила, что владельцы автозаправок заинтересованы в такой работе, поскольку получают экономическую выгоду из-за устранения потерь топлива. Специалисты природоохранного ведомства будут оказывать информационную поддержку тем, кто планирует установку подобного оборудования. Согласно КОАП РФ, за отсутствие систем для улавливания паров топлива административной ответственности не предусмотрено. Однако если от жителей республики вдруг поступят жалобы на плохой воздух в районе какой-либо АЗС, на место выедет передвижная лаборатория для отбора проб воздуха.   

 

 

 

 

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев