Добрый день, Марат Мансурович! В последние дни в СМИ активизировалось обсуждение вейпов, кальянов и других новомодных способов курения из-за возможности их уравнивания с обычными сигаретами. Вы уже давно занимаетесь этой темой и стали одним из авторов соответствующего законопроекта. Что с ним сейчас и почему вейпы до сих пор никак не регулируются в российском законодательстве?
Несколько лет назад в молодежной среде стало быстро набирать популярность использование вейпов и других разновидностей электронных сигарет вдобавок к уже распространившимся везде кальянам. Примерно три года назад явление приобрело массовый характер, особенно это касается кальянщиков.
В Москве, Казани и других городах они использовали общественные пространства для массового курения. Например, в столице Татарстана такими местами вдруг стали знаменитая «Сковородка» возле университета, парк у НКЦ, площадка возле «Чаши» — вечерами там собирались целые толпы дымящей молодежи.
На все это очень быстро отреагировала торговля — во всех торговых центрах на самых видных местах появились привлекательные прилавки с вейпами, кальянами, курительными жидкостями и смесями для них. И очень много подростков, молодежи стали пользоваться этими «новинками», причем в самых неожиданных общественных местах.
При этом в антитабачном законодательстве такие электронные устройства никак не прописаны, то есть со стороны закона не было никакой регуляции. Это продолжается и сейчас. На встречах с избирателями, на личных приемах граждан поступали жалобы от родителей, общественных организаций, жителей республики — везде дымят, на остановках, в транспорте, в парках. А ведь есть еще и медицинский аспект. Мы обратились к медикам и получили информацию о том, что новые способы курения не менее опасны, чем традиционные сигареты.
Мы с коллегами обсуждали эту проблему и в Госсовете РТ с представителями министерств и ведомств, в Госдуме проводили круглые столы и так далее. В итоге создали законопроект, регулирующий эту тему.
В чем его суть?
Во-первых, он вводит в законодательство само понятие вейпов и других «электронных» способов курения. Мы приравняли их к обычным табачным изделиям, а значит, на них распространяются и ограничения, как для обычных сигарет. Это и место продажи, и ограничения по возрасту покупателя, и по разрешенным местам для курения и по рекламе. То есть запрет «парить» в общественных местах, в заведениях, на мероприятиях и так далее.
Что помешало еще тогда принять этот законопроект?
Мы думали, что он быстро пройдет, вроде бы все его поддерживали. Но тут в процесс включилось табачное лобби. И вот уже более полутора лет этот закон никак не выносился на рассмотрение на пленарном заседании. Почему не выносился — потому что не было заключения правительства. В правительстве говорят — мы ждем заключение от Минздрава и Роспотребнадзора. В итоге резонанс начал затихать, и закон так и остался в проекте.
Почему к этой проблеме вернулись именно сейчас?
Потому что сейчас на рынке появились «айкосы» — электронные системы нагревания табака. Потому что наши оппоненты не дремлют, вкладывают огромные средства и придумали новый хитрый способ обойти наше законодательство через курение табака без дыма.
И сейчас идет очень быстрое распространение этого «айкоса» — опять среди подростков и молодежи. Эти устройства и сменные «картриджи» к ним уже можно купить в любом торговом центре, в продуктовых магазинах, в различных точках продажи, идет активная реклама в интернете. Этот процесс никак не регулируется и ничем не ограничен. Общественность и родители снова забили тревогу, вновь стали обращаться. Благодаря этому в повестку вернулся вопрос регулирования рынка электронных сигарет.
Уже на прошлой неделе в правительстве собиралась комиссия, на ней приняли решение о срочном обновлении антитабачного законодательства. Мы напомнили, что есть наш законопроект, который как раз решает эту проблему.
Предполагается ли введение акциза на вейпы?
В нашем законопроекте этого нет. Пока речь идет о решении первостепенной задачи — ограничить распространение всего этого среди молодежи и подростков.
На какой стадии законопроект находится в настоящее время?
Будет собираться комиссия из представителей различных ведомств и депутатов-авторов законопроекта. Мы все это будем обсуждать. Уже есть реакция от противников регулирования, которые говорят о некоем «ударе по экономике». Очевидно, что не по экономике государства, возможно, по чьей-то личной экономике. Например, по прибылям табачных компаний, которые активно продвигают электронные средства курения.
Но сохранение здоровья людей, тем более молодежи и детей, несоизмеримо ценнее, чем благополучие отдельных лиц и компаний. К тому же буквально неделю назад Президент РФ Владимир Путин проводил заседание Госсовета по развитию физкультуры и спорта. И отдельно он уделил внимание формированию здорового образа жизни, подразумевающему отказ от таких пагубных привычек, как курение.
На днях на правительственном часе в Госдуме выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Накануне у нас с ней была встреча на уровне фракции. И там ее спросили о проблеме курения вейпов. Она подтвердила, что все это будет регулироваться и вопрос, наконец, будет решен.
Спасибо за интервью.
Нет комментариев-