После межведомственного совещания для волжских дебаркадеров, плавучих конструкций середины 60-х годов Министерство транспорта РТ подсчитывает затраты на ремонт. Владелец объектов компания «Татфлот» заявила о намерении использовать их по назначению и далее.
По обращению помощника Президента РТ Олеси Балтусовой на имя Президента РТ Комитету республики по охране объектов культурного наследия было поручено рассмотреть список из 10 волжских дебаркадеров, которые могли бы пополнить перечень памятников архитектуры и истории советской эпохи. О намерении придать особый охранный статус объектам, напомним, Балтусова рассказала в апреле этого года на пресс-конференции в ИА «Татар-информ», идея после публикации получила много одобрительных откликов в соцсетях.
Комитет РТ по охране объектов культурного наследия не нашел оснований для включения волжских дебаркадеров в перечень охраняемых государством памятников эпохи.
Как стало известно «Татар-информ», мотивом стало то, что речные причальные сооружения являются специально оборудованными судами (понтонами) и, соответственно, движимым имуществом. Также Комитет напомнил, что в июне в Зеленодольске по этому вопросу прошло совещание с участием Олеси Балтусовой, специалистов Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, Госкомитета РТ по туризму, компании «Татфлот».
Девять из предложенных объектов сейчас эксплуатируются судоходной компанией по своему прямому назначению, один находится на так называемом холодном отстое. В заявку попали пристани, обслуживавшие несколько десятилетий, с 60-х годов, станции в Кызыл-Байраке, Матюшино, Шеланге (сейчас в речном порту Казани), Печищах, Ташевке, Ключищах, Нижнем (ранее на Садовой) и Верхнем Услоне, Студенце.
Большинство дебаркадеров, как было подчеркнуто помощником Президента РТ, находятся в настоящее время в аварийном состоянии, остро нуждаясь в ремонте. Тем не менее, казанские архитекторы, речники, эксперты в области охраны памятников сошлись во мнении, что в Верхнеуслонском районе дебаркадеры имеют исключительную сохранность, отличную от других пристаней Волжского бассейна.
«Не вызывает сомнения уникальность этих построек», – отмечено в обращении.
Верхнеуслонский район откликнулся на инициативу предложением расширить общественные функции дебаркадеров. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ взяло на себя расчеты по стоимости ремонтных работ объектов. Проработка механизма придания дебаркадерам особого охранного статуса для последующих точечных мер по их сохранению была поручена Комитету РТ по охране объектов культурного наследия.
Известный архитектор, авторитетный исследователь архитектуры и краевед Сергей Саначин, узнав от корреспондента «Татар-информ» о том, что волжским дебаркадерам отказано в статусе объектов культурного наследия, сделал вывод, что «Комитет внутренними своими ресурсами вычеркнул эти объекты», поскольку в течение лета вызовов экспертов на недавно сформированный научно-методический совет при Комитете не было.
«Вопрос этот очень сложный. Я лично скорее был за, чем против того, чтобы придать дебаркадерам статус памятников архитектуры. Конечно, это не коснулось бы всех, а только некоторых – например, Тиньковский хороший. И было бы очень интересно узнать причину отказа. На ближайшем научно-методическом совете нужно поднять этот вопрос», – прокомментировал решение архитектор, член общественного совета при Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.
При этом он отдельно подчеркнул, что в длинном Положении о работе Совета, изобилующем юридическими формулировками, не прописано, что каждый вопрос должен выноситься на коллегиальное обсуждение.
Сохранить дебаркадеры, безусловно, необходимо. Но защитить их можно только в качестве охраняемых государством объектов культурного наследия. Комитет же не может определить, к какой категории памятников следовало бы их отнести. Все зависло, потому что их трудно отнести к какой-либо категории – это нетипичный памятник, который не подходит под это определение по принципу отсутствия земельного участка. Земля является неотъемлемой частью памятника, а дебаркадеры на воде и передвижные, то есть не имеют привязки. Но этот вопрос мы еще поднимем на предстоящей комиссии», – заверила известный архитектор-реставратор, эксперт Минкульта России и заместитель председателя Татарстанского регионального общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) Фарида Забирова.
Он также заметила, что, по ее информации, по вопросу статуса дебаркадеров Комитет РТ по охране наследия продолжает консультироваться со специалистами Москвы.
Член совета при Комитете РТ по охране объектов культурного наследия, архитектор, преподаватель КГАСУ и яхтсмен Павел Тиняев констатировал, что у ведомства просто «нет полномочий наделить охранным статусом дебаркадеры».
«Они занимаются зданиями, а это по сути – транспортное средство. Это дополнительные хлопоты для них, поэтому было отказано, чему я не удивлен. Это так же непросто, как поставить на учет нематериальное наследие», – сказал Тиняев.
Тем не менее, он уверен, что идея не провальная, а правильная и хорошая, над ней лишь нужно работать с точки зрения документооборота.
«Но современное состояние нормативных актов, видимо, не позволяет это сделать. Единственный вариант сейчас – вытащить их на берег, установить на фундаменте, по сути сделав зданиями. Но это будет уже совсем не то, совсем другая песня. Идею я полностью поддерживаю, а сам лично вообще ратую за сохранение нематериального наследия, а это очень много всего. Даже службы на этих дебаркадерах – это нематериальное наследие, которое скоро забудется. Пока решением может быть поиск для каждого дебаркадера спонсора, который бы его в рамках общественного долга или личной инициативы содержал в приличном состоянии», – предложил альтернативу Павел Тиняев, признав при этом, что «проще сжечь объект, чем вменить вместе с ним обязательства по его охране».
Нет комментариев-