Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ и лично министр Марат Ахметов прогнозы Шайтанова берут на вооружение и отмечают, что многое из того, что прогнозирует сотрудник института, оправдывается.
– Олег Львович, хотелось бы для начала спросить: на основании чего вы делаете свои прогнозы?
– Татарский НИИ сельского хозяйства имеет собственную метеостанцию с современным оборудованием. Заработала она в 2004 году. Ученые института опираются не только на собственные метеонаблюдения, но и на данные метеорологов Татарстана и России. Любые отклонения сразу замечаются. Благодаря нашей метеостанции мы выявили тенденции и на их основании сейчас имеем возможность предсказывать погоду.
В первый раз в 2009 году мы уверенно предсказали, что 2010 год будет засушливым, очень жарким. Мы это твердо знали. Причем знали, что не один год будет таким, а несколько. Но предсказать, как долго эти жара и засуха продолжатся, мы не могли. До сих пор не знаем, может, в этом году закончится, может, в следующем... Многие думали, что с 2017-м засушливые года закончились. Но пока нет гарантии.
– Каким будет лето 2018 года? Что нас ожидает?
– 2018 год ожидается сухой и жаркий.
– Таким же, как 2010 год?
– Я думаю, как 2010 год не будет. Уж слишком он был аномально жаркий. Природной энергии не хватит, но жарким будет. Примерно на уровне 2016 года точно.
Мы считаем, что жара начнется в апреле, продолжится в мае, июне и июле. Пик придется на август и сентябрь.
– Как высоко будет подниматься температура?
– Максимальная температура будет высоко подниматься – до 34-35 градусов. Обычно в жаркие годы такая температура бывает. Для сравнения: в 2016 году максимальная температура воздуха была 31-32 градуса, а в 2010-м она доходила до 40 градусов.
– С дождями как?
– Мало будет дождей. Засушливый будет год. Конкретнее можно будет говорить после апреля, так как существует крепкая связь между апрелем и следующими месяцами. Если апрель будет без дождей, то в мае и июне дождей тоже не будет.
– Ураганы, ливни, грозы будут?
– Это тоже закономерность. Когда идет жаркое лето, мы его называем аномально жаркое лето, когда поднимаются высокие температуры, всегда бывают ураганы и град, сильные грозы и внезапные ливни. Чем выше температура воздуха, тем больше вероятность проявления аномальных явлений.
– Что вы скажете на то, что некоторые ученые прогнозировали волну холодных лет?
– Все испугались, что будет волна холодных лет. Но пока, по нашим прогнозам, этого для нашей республики не ожидается. Потепление уже далеко зашло. В последние годы перед каждой зимой центральный Гидрометцентр прогнозирует, что в Москве будет холодная зима. А зима теплая опять. Вот только март был холодный – это своего рода аномальный случай. Ноябрь, декабрь, январь были теплые. Только вторая декада февраля и март были холодными.
– Складывается впечатление, что идет сдвиг…
– Нет, не сдвигается. Это только субъективно. Когда объективно оцениваешь по графику, по статистике – все в норме. Считается, что в 12-16 лет один раз март бывает холодным. Не каждое поколение это видит.
– В связи с таким прогнозом какие рекомендации вы бы дали аграриям до начала посевной кампании?
– Аграрии знают, когда приступать, когда почва созреет. Мы думаем, что в этом году с посевной все нормально будет.
Начало работ зависит от снежного покрова. А снега около Казани и в западных районах очень много: Лаишевский, Рыбно-Слободский, Пестречинский, Атнинский, Высокогорский, Балтасинский, Арский, Кукморский. Снега много и в Кайбицком, Апастовском, Тетюшском, Сабинском и Тюлячинском районах. Во всех остальных районах республики запасы снега ниже нормы. У нас есть и муниципальные районы, где в течение всей зимы наблюдалась наименьшая высота снежного покрова. Это Актанышский, Азнакаевский, Бугульминский, Муслюмовский, Чистопольский, Буинский и Дрожжановский районы.
Как только тепло пойдет, эти районы быстро выйдут на полевые работы. 20–23 апреля они уже могут начинать полевые работы. А западные районы, думаю, приступят немного позже – 27–28 апреля.
– Такая зима как-то повлияла на озимые?
– На озимые плохо влияет условие, когда снег еще не выпал, а морозы уже ударили. Вот тогда озимые страдают. Прошлой осенью стали ударять несильные морозы и земля начала промерзать до 10 – 15 сантиметров. В это же время по всей республике выпал снег. Таким образом, промерзание почвы и выпадение снега совпали. Снега выпало минимально 10 см, максимально 20. А этот снег любые январские морозы выдержит. Озимые уже не пострадают.
У озимых есть узел кущения, и мы оцениваем температуру на этом узле, из которого вниз идут корешки, а вверх – листики. Он находится примерно на глубине 3-4 см. Мы закладываем термометры на эту глубину и наблюдаем. Если температура на озимой пшеницы опускается ниже 18 градусов мороза, а на ржи – 21–22 градусов, уже есть опасность что они пострадают. Чем дольше температура держится, тем страшнее. А в этом году самая низкая температура в РТ опускалась только в Муслюмовском районе до 7 градусов ниже нуля на узле. На подавляющей территории РТ она составляла 2–4 градуса мороза, никакой опасности не было.
В этом году были лучшие за 10 лет условия для перезимовки озимых!
– На что в первую очередь в таких погодных условиях, которые вы прогнозируете, обратить внимание?
– Аграрии сейчас должны сохранить ту влагу, которая содержится в почве. Если не провести боронование, то каждый гектар почвы в солнечную погоду будет испарять большое количество влаги. Борона вершит великое дело. Как только она сорвет с почвы верхнюю часть уплотненной земли, то сразу же прекратится испарение влаги. Образно говоря, земля покрывается надежным «агрономическим покрывалом». Это сокращает испарение влаги в 8—10 раз. Это – главное.
– Стоит ли в этом году нам ждать рекордный урожай?
– Уже не ожидаем.
– Сколько соберем?
– Не буду таких прогнозов давать.
Большие урожаи нам не нужны. Это же тоже беда для сельского хозяйства. Чтобы собрать большой урожай, затрат требуется больше: и удобрения покупали, и солярки сколько израсходовали. Такой урожай в 2017 году получили благодаря оптимальной погоде и хорошим дождям, но от этого же аграрии меньше труда не затратили?
А что получили в итоге? Продукцию некуда девать, нечем зарплату платить. Сельчанам плакать остается…
У нас в институте в этом году остались непроданными элитные семена, которые мы производим. Давно такого не было. Люди товар не продали, денег не получили, им покупать не на что.
– Что посоветуете садоводам, когда пересаживать рассады?
– Рано прогнозировать. У садоводов урожай будет зависеть от того, как и когда придет весна. Если будут поздние заморозки, то вишни, яблони, смородина, земляника могут пострадать. Урожая будет мало. Считается, что последние заморозки на почве могут быть еще и в первую декаду июня. Такая вероятность существует на северо-востоке республики. Поэтому не стоит торопиться. Настоятельно рекомендую садоводам не выходить с рассадой до 25 мая.
Нет комментариев-