Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Достойный статуса ЮНЕСКО: детали реставрации Петропавловского собора в Казани

Достойный статуса ЮНЕСКО: детали реставрации Петропавловского собора в Казани
Этим летом на объекте культурного наследия федерального значения – соборе Петра и Павла в Казани появились строительные леса. По программе «Культура России» на реставрацию храма с многовековой историей, прямое отношение к которому имеет и император Петр I, выделено 54 млн рублей из федерального бюджета. Репортер «Татар-информ» первым узнал о нюансах проекта и увидел, как преображают реставраторы один из красивейших храмов России.

Как цементируют историю 

Незаметная для обывателя реставрация Петропавловского собора началась несколько лет назад. Как рассказал настоятель храма протоиерей Сергий (Титов), с инициативой, причем, что интересно – еще до назначения нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, выступила церковь. В 2014 году был создан и согласован проект реставрации, затем его стали поэтапно осуществлять. Со сменой архиерея темп работ ощутимо набрал обороты.

Уже второй год генеральным подрядчиком на объекте становится московская компания «Инженерная геология исторических территорий». В прошлом году специалисты начали укрепление фундаментов собора. Это не требовало установки лесов, поэтому осталось незамеченным взгляду. Еще раньше – в 2016 году, была обновлена лестница со стороны главного входа.



Как рассказал «Татар-информ» прораб объекта Валерий Танишев, в этом году будет проведена внешняя реставрация фасадов, кровли, а также строители уже завершили начатое в прошлом году укрепление фундаментов.
 

Каждые 50 см бурили шурфы (скважины – прим.Т-и) глубиной 3,5 м и заливали смесь цемента и ресмекса (укрепляющее вещество – прим. Т-и). Это так называемый инъекционный раствор, который полностью заполняет полость трещины, чтобы она больше никуда не расходилась. Укрепление фундамента проводилось впервые за всю историю собора. Сейчас храм полностью пробурен такими укрепляющими шуфрами по периметру и снаружи, и изнутри», – пояснил Танишев.


Перед тем, как продолжить укрепление фундамента Петропавловского собора в этом году, строители пробурили скважину и опустили в нее эндоскоп. Помимо трещин, которые видны по всей длине скважины, обнаружили и фрагменты залитого в 2017 году раствора – подтверждение того, что вещество из одного шурфа разливается, заполняя на пути все возможные пустоты. 



По словам собеседника агентства, состояние собора таково, что реставрационный проект предусматривал и инъецирование (устранение с помощью заливки скрепляющим раствором – прим. т-и) 64 м трещин в стенах нижнего храма – на первом уровне собора. Однако на деле подрядчик «залечил» даже больше – около 90 м «расколов». Перед инъецированием трещин в стенах в нижнем храме демонтировали 59 икон. Их реставрацией занимаются специалисты Московского научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ).

К настоящему моменту строители уже очистили фасады, произвели дегипсовку и восстановление декоративных элементов (загрязненных или сколотых), укрепили витые арки у лестниц с помощью инъекций с базальтовой арматуры.

 

 

 

 



Уже очищена главка (купол) и предварительно покрыта суриком – абразивным веществом с высокой стойкостью. Это основа под сусальное золото, которым уже вскоре покроют 61,63 м.кв. площади маковки. Идет замена кровли: старые медные листы, которые остались от предыдущих реставрационных, но наспех выполненных к 1000-летию Казани работ, снимают и вместо них будут монтировать новые.

 

 

 

 

 



За свою историю, которую собор ведет с допетровских времен, он не раз реставрировался и даже перестраивался. Только в наше время ремонтно-реставрационные обновления случались в начале 90-х и затем в 2005 году. В кровле строители все же обнаружили элементы царских лет – деревянные балки, кованые элементы и т.д. Они подлежат замене на идентичные реставрационные образцы, хотя частично будут сохранены и подлинные.

 

 

 

 

 



Один из элементов лепнины, как рассказала «Татар-информ» главный архитектор проекта Рания Раимова, может стать экспонатом Национального музея РТ. Его нашли под кровлей в засыпке строительного мусора. По всей видимости, уточнила собеседница, элемент со следами гари – подлинный и остался от реставрации конца XIX века, когда декор собора заменяли после пожара.

Нынешний этап реставрации закончится к лету 2019 года. К этому времени, уже только с возвращением весеннего тепла, фасады будут окрашены и приобретут привычное цветовое звучание. Внешние работы, согласно разрешения на проведение реставрации, должны быть закончены к 31 декабря. Однако из-за приближающейся зимы и ограничений по температурным нормам, пояснил Валерий Танишев, строители фактически вынуждены будут завершить их гораздо раньше.

 

 

 

 

 

На вкус и цвет реставратора

Не только реставрационные работы, но и их финансирование ведется поэтапно. Каждый этап проходит обязательную процедуру государственного тендера. В этой ситуации никто не может гарантировать, во-первых, что подрядчик, начавший работы, их же и завершит, а во-вторых, что финансирование проекта вдруг не остановится на каком-либо этапе. Гипотетически при смене обстоятельств в стране собор может быть отреставрирован лишь частично, без обновления внутреннего убранства, которое также в нем нуждается.

«Проблема тендеров очень актуальна, и она очень плачевна. Мне радостно, что в прошлом году и в этом выигрывала одна и та же фирма ИГИТ. В прошлом году стояла очень сложная задача укрепления фундамента, а у них оборудование, специалисты – они все очень быстро сделали, при этом контракт был довольно долгосрочный. В этом году необходимо выполнить настолько ювелирные работы, разноплановые, разнохарактерные (и кровля, и леса...), а контракт очень короткий. Возможно, заказчик, глядя на то, что они в прошлом году досрочно закрылись, решил сузить временные рамки. Но ведь сейчас совершенно другие работы! И я надеюсь, что на этом этапе реставрация не остановится, потом деньги выделят и на интерьеры. Очень важно, чтобы системы вентиляции и отопления позволяла сохранить внутреннее убранство храма, в том числе уникальный иконостас XVIII века. Пока вентиляция в соборе работает плохо, в результате внутри все сильно закопчено, живопись в том числе», – пояснила Рания Раимова.

 

 

 

 

 



Реставратор пояснила, что весь Петропавловский собор – это редкая для России религиозная архитектура в стиле барокко. Изначально храм был красочным и богато декорированным. Уникальные фасады по дециметру расчищали от краски и штукатурки. К слову, в исторических документах цветовое решение фасада описывается иначе, чем привыкли видеть современные жители Казани и гости.

«Собор всегда был в таком шатком, что ли, состоянии. Ямы, подвижность грунта... Еще у Малова очень хорошо описано, что придел и паперть в ужасном состоянии, сквозные трещины. В итоге в конце XIX века разобрали и восстановили все углы. Честно говоря, из XVIII века только сам храм и трапезная, а вокруг – северная лестница, южная – новодельные, XIX века. Тогда же пытались реставрировать и иконостас. Специалисты хорошо различают подлинные участки от новодельных. А вот палитра храма в описании Малова была более насыщенная. Есть грубо-желтый цвет, светло-желтый, другие его оттенки. Мы восстанавливаем его таким, как он привычен глазу. По описанию, например, кровля была не бело-голубая в шашечку, а зелено-голубая. Мы сделали графическую реконструкцию и поняли, что сильно отличается от того, как люди привыкли видеть собор, и не рискнули кардинально менять цветовое решение», – рассказала архитектор проекта.

 

 

 

 

 



Собор нараспашку

Несмотря на то, что, как подчеркнула Рания Раимова, был разработан общий проект реставрации Петропавловского собора, здание остается недоисследованным. В реставрации во время выполнения работ открываются новые подробности, затем учитывающиеся в работе. В случае с собором Петра и Павла в Казани полностью исследовать храм не удалось из-за позиции церкви о необходимости сохранить его действующим.

«Хотелось бы, конечно, доисследовать, что-нибудь, наверное, поправить... Но пока на нашу работу наложены ограничения», – констатировала архитектор.

 

 

 

 

 



О том, что собор продолжает действовать, извещает огромная вывеска на лесах: «Храм открыт"» По словам его настоятеля протоиерея Сергия (Титова), храм действует в обычном режиме, поскольку его полного закрытия не требуется технологически.

«Это же не просто памятник, это реальный служащий храм. Как его открыли после советских времен – ни разу не закрывался. Вот если начнутся работы внутреннего характера... Но опять же Петропавловски1 собор никогда не закроется – это принципиальная позиция архиерея, и она правильная. Плюс есть такая возможность – храм у нас двухъярусный. Есть верхний и нижний. Периодически, как в последние дни, при необходимости был закрыт нижний храм, но в верхнем служим», – сказал отец Сергий.

 

 

 

 

 



Он также отметил, что на средства из республиканкого бюджета в помощь храму были установлены дорогостоящие леса, хотя по контракту это входило в задачу генподрядчика. Сэкономленные средства вложат непосредственно в отделку собора.

В настоящее время проект реставрации не затрагивает наклонившуюся колокольню собора, а также декоративную ограду. И реставраторы, и церковь надеются, что финансирование реставрации памятника архитектуры 1723-1726 года, связанного с именами купца Михляева и Петра I, будет продолжено в последующие годы. В чем еще солидарны обе стороны – Петропавловский собор достоин того, чтобы пополнить список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

 

Если его довести, вполне возможно, что... Но тут должны все подключиться, не только реставраторы, но и искусствоведы, политики и масса людей, у которых главное – было бы желание».

 

 

 

 

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям