Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Дневник XXXVI Шаляпинского фестиваля: 5 ярких страниц

Дневник XXXVI Шаляпинского фестиваля: 5 ярких страниц
В 36-й раз Казань на три недели была погружена в атмосфыеру высокого искусства оперы. Не каждый город может себе позволить фестиваль такой продолжительности: спектакли шли почти каждый день, приезжали и уезжали знаменитости, а зрители съезжались на представления со всей России. Чем запомнился фестиваль этого года – в обзоре корреспондента «Татар-информ».
Премьера

Традиционно открыла фестиваль премьерная постановка. В этом году организаторы решили остановиться на опере Верди «Набукко». Она впервые была поставлена на казанской сцене в 2003 году, однако исполнитель главной роли ассирийского царя Навуходоносора этого года Борис Стаценко отметил, что играет эту партию уже 24 года. Для новой постановки были изготовлены уникальные декорации, для каждого артиста сшиты богатые костюмы. Как призналась исполнительница роли Фенены, младшей дочери Набукко, артистка Красноярского театра оперы и балета Дарья Рябинко, только для нее было сшито три костюма по индивидуальным меркам.

Что касается декораций, исполнитель роли Захарии, заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий высказал предположение, что в Европу их не повезешь. «Теперь заграничным гостям придется пожаловать в гости в Казань, чтобы увидеть столь грандиозную постановку “Набукко”», – отметил он.

Оперу повторили 2 февраля уже другим актерским составом. Несмотря на то, что в прессе возникало недоумение: «Зачем снова ставить оперу?», знатоки музыкального искусства отметили высокий класс новой постановки и отменную игру актеров. Просто любители были в восторге от масштабности и красоты происходящего на сцене.

Казанские метели и чернокожие артисты

Накануне дня исполнения оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в Казани было объявлено штормовое предупреждение. Ветер, сбивавший с ног с обильным снегопадом, не стал препятствием, чтобы зал театра оперы и балета им. М. Джалиля был заполнен. Тем более не каждый день к нам приезжают американские оперные певцы. Напомним, что исполнение было концертным, то есть без декораций и костюмов, по завещанию композитора. Гершвин написал его именно для чернокожих артистов, в знак протеста против расизма. Теперь играть полноценный спектакль, по завещанию автора, может только полностью афроамериканский актерский состав. Так что в Казани, как и в прошлые годы, артисты выходили на сцену в вечерних платьях и костюмах, музыканты оркестра находились здесь же. Единственное, что менялось, – задний фон, обозначающий, где именно происходит действие, днем или ночью, в каком настроение находится герой оперы.



«Невиданная метель вызвала у меня просто шок! Мне действительно холодно здесь. Хотя я был готов к зимним испытаниям. В 2005 году я впервые приехал в Казань, и тогда температура была -30 градусов. Из отеля выходить не захотелось», – рассказал Деррик Лоуренс, исполнявший в этом году роль Порги. Он был поражен отношением самих казанцев к такой непогоде. «Вы говорите, что ничего страшного, просто ветерок немного сильнее обычного. Отважные люди», – сделал он комплимент жителям нашего города. 

Бесс, которую исполняла Кирстен Пипер Браун, была подготовлена к российским реалиям. В прошлом году она уже приезжала в Казань, поэтому в этот раз экипировалась по погоде. Однако открытие певица сделала и для себя: как всякая женщина, она обратила внимание на разнообразие верхней одежды на улицах Казани. «Так много всего разного! Я живу в Нью-Йорке, и у нас тоже бывает снег. Но носят в основном куртки. Мне будет чем украсить свой гардероб дома», – пообещала она.

Споры о будущем фестиваля

В этом году была насыщена внеконцертная программа. Ее назвали «параллельной». Так¸ знатоки музыкального оперного искусства, критики и театральные деятели собрались за «круглым столом» обсудить будущее фестиваля. Предложений было немало: кто-то доволен выбранным маршрутом (классика и только классика), кто-то жаждет нового (современной оперы, оперы татарских композиторов, выход на новые площадки). Однако это был только обмен мнениями. Что нас ждет в 2019 году – пока неизвестно.

«Необходимо включать в фестивальную программу больше авторов хотя бы XX века, Шостаковича, например», – предложил театральный и музыкальный критик Дмитрий Морозов. Профессор Казанской консерватории и КФУ Вадим Дулат-Алеев парировал, что оперы с диссонансной мелодикой, как и барочные оперы, которых не пел Шаляпин, не впишутся в концепцию фестиваля.

Можно использовать опыт одного из музыкальных фестивалей Екатеринбурга. Артисты там выходят к зрителю сразу после спектакля. Это подпитывает интерес к самому мероприятию и не требует дополнительных финансовых затрат. Кстати, фойе казанского театра вполне подойдет для такого общения», – уверена музыкальный и арт-критик Гюляра Садых-заде.


Однако организаторы Шаляпинского фестиваля предвосхитили ее предложение. Впервые в истории казанского оперного события по инициативе руководителя литературной части театра Жанны Мельниковой в дни, свободные от спектаклей, в Доме актера им. М. Салимжанова проходили встречи со звездами оперной сцены.



Живые звезды

Четыре февральских вечера в Доме актера собирались самые преданные поклонники оперы. Пообщаться вживую с легендами было лестно, правда, немногим: зрительный зал был наполовину пуст. А между тем эксклюзивные встречи с артистами Борисом Стаценко, Михаилом Светловым, певицами Венерой Протасовой и Гульнорой Гатиной, режиссером Ефимом Майзелем были совершенно бесплатны! Так что давки не наблюдалось, зато уж все четыре вечера любимцев по нескольку часов не отпускали. Слушателей интересовало всё – от высокого искусства до личных предпочтений и привычек гостей фестиваля.

«Я делю свою жизнь на два периода. Первый – советское время, работа в Большом театре, гастроли с ним. Потом наступили 90-е – полный провал, в творчестве, карьере. Во всем. Нам, певцам, было легче, чем актерам. Тем вообще приходилось водку в ларьках продавать. Уже позже меня пригласили работать за границу, давали такие партии, которые не предложили бы здесь еще долгие годы», – поделился воспоминаниями Светлов.



Стаценко рассказал, как начинал свое певческую карьеру: «В четыре года я исполнял частушки, стоя на стуле. На вырученные средства покупал мороженое. В городе был клуб, в нем – гитара и пианино, но играть на их никто не умел. Я убегал в цыганский табор иногда, где меня и научили игре на гитаре». Ефим Майзель же признался, что живет только пропагандой оперы, которую считает необходимой основой духовного состояния. 

Четырехчасовой гала-концерт

Даже те, кто не считает себя фанатом оперы, с легкостью слушают четырехчасовой гала-концерт, которым ежегодно оканчивается фестиваль. Как и открывающую премьеру, его повторяют дважды. И каждый раз слушатели признаются, что оперный вечер пролетел как одно мгновение.
Конечно, до конца фестиваля остаются далеко не все участники. Многие ждали американских гостей, подаривших нам исполнение главных ролей в «Аиде» и «Порги и Бесс», однако их в Казани уже не было. Зато неоднократно на сцену поднимался тенор Ахмет Агади, который исполнил не только арии из опер, но и итальянские песни вместе с коллегами Нурланом Бекмухамбетовым и Сергеем Семишкуром.



Особой приглашенной звездой стал пианист Даниил Крамер. Вместе с музыкантами  театра он исполнил Второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. Казанские таланты тоже не остались в долгу. Куплетами Мефистофиля из произведения Гуно «Фауст» зрителей порадовал Михаил Казаков – нечастый, но по-прежнему желанный гость театра имени Джалиля. И, конечно же, чудесное сопрано Гульноры Гатиной словно создано для сложнейших романсов Сергея Рахманинова «Весенние воды» и «Здесь хорошо».

После небольшой передышки коллектив театра оперы и балета начнет готовиться к новому грандиозному действу – фестивалю имени Рудольфа Нуриева.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев