Хроника транспортного спора
Транспортные отношения между КАМАЗом и городом остаются напряженными вот уже несколько лет. Все началось с того, что КАМАЗ, освобождаясь от социальной нагрузки, передал трамвай городу. И тут посыпались проблемы.
Весной 2017 года МУП «Электротранспорт» отменило ночные выезды в промзону, чем вызвало возмущение камазовцев. Конфликт решался путем создания рабочей группы в исполкоме. Ночные перевозки восстановили. Однако возник другой спор — по поводу дополнительных доплат, которые делал КАМАЗ за перевозку своих работников. В итоге 30 млн рублей, которые ранее выплачивал автогигант, стали выделятся из городского бюджета.
Затем перевозчик вновь заговорил об уменьшении рейсов в промзону из-за их убыточности, что привело к массовым опозданиям рабочих на заводы. И опять конфликт был урегулирован путем уступок со стороны города.
Нешуточные страсти разгорелись после отзыва КАМАЗом в начале этого года 190 больших автобусов, ранее работавших на городских маршрутах. Автогигант забрал их за долги по лизинговым платежам. И хотя это произошло, вроде бы, по обоюдному согласию, город до сих пор не может прийти в себя после автобусного демарша.
Вопрос «Администрация, когда появятся большие автобусы» остается сегодня самым задаваемым в социальных сетях. Исполком обычно поясняет, что в условиях пандемии приобретение больших автобусов стало проблематичным, но как только ситуация нормализуется, власти вернутся к решению вопроса. «Ведутся переговоры с финансовыми учреждениями, рассматривается возможность участия в федеральных профильных программах», — как правило, отвечает представитель исполкома. Но, судя по комментариям, людей такие пояснения не устраивают.
«Хотим, как в прошлом году»
В непростой обстановке распространения коронавируса транспортная проблема вновь обострилась.
Руководство КАМАЗа попросило город добавить трамваи на заводские маршруты — вернуть общественный транспорт на «докоронавирусный» режим работы. Увеличение числа вагонов, по мнению градообразующего предприятия, позволит камазовцам соблюдать дистанцию во время поездок на работу и обратно.
Поясняя свою просьбу, руководство компании отмечает, что в 2019 году по расписанию движений трамваев у работников не возникало претензий. Не было их и в начале текущего года. Они появились после общероссийского перехода на режим самоизоляции.
В апреле КАМАЗ «отсидел дома» только неделю, после чего возобновил работу. А в полную силу включился в мае. При этом количество трамваев, которые курсируют по заводским маршрутам, по словам представителей автогиганта, осталось «карантинным». Рабочие начали жаловаться на тесноту в трамваях. И проблема, считает руководство ПАО, не только в дискомфорте, но и в отсутствии безопасности. Как можно соблюсти дистанцию, если сосед дышит тебе в затылок?
Предупреждая упреки типа «вы же забрали 190 автобусов у города, вот и возите на них рабочих», администрация предприятия отмечает, что после выхода из режима самоизоляции компания за счет внутренних и других ресурсов увеличила количество автобусов на заводских направлениях на 25%. Однако, по мнению руководства ПАО, трамвай полностью заменить автобусами невозможно.
КАМАЗ отмечает, что пытался решить вопрос по вагонам напрямую с ООО «Электротранспорт». Но там не пошли навстречу, объяснив это отсутствием необходимости. По уверению перевозчика, число вагонов полностью соответствует уровню пассажиропотока.
На автогиганте провели проверку заполняемости трамваев в часы пик. И выяснилось, что, например, на остановке «Узел Хасана Туфана», через который проходит маршрут на автосборочный и прессово-рамный заводы, заполняемость в утренние часы составляет «пятерку» по пятибалльной шкале.
Об этом руководство КАМАЗа сообщило в исполком города, обратив внимание на проблемный трамвай № 2. Этот маршрут, также получивший «пятерку» при тестировании, самый длинный из существующих. На нем едут на заводы с поселков Сидоровка, ГЭС и ЗЯБ. Автобусами маршрут не дублируется. Пассажиры в него «запихиваются» под завязку. Подхватить COVID-19 в такой обстановке — дело времени, считает руководство автогиганта.
Однако исполком изложенные КАМАЗом доводы не впечатлили. Более того, в ответном письме начальник Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков напомнил, что проверка на заполняемость проводилась с участием представителей исполкома. И она, по их мнению, показала: «Движение трамвайных маршрутов в направлении промышленно-коммунальной зоны организовано в соответствии с имеющимся пассажирским потоком». После чего КАМАЗ вынес конфликт на публичное обсуждение.
«За ваши деньги — хоть кабинки для каждого пассажира»
«Татар-информ» попросил прокомментировать происходящее генерального директора МУП «Электротранспорт» Рашида Шамсудинова.
«Никакого конфликта нет, — заявил глава трамвайного управления представителю агентства, — Есть рабочий момент, который нужно урегулировать. К нам действительно с КАМАЗа обращались по поводу увеличения подвижного состава на заводских направлениях. Мы дали разъяснение, что этот вопрос нужно решать при участии исполкома, на балансе которого находится трамвайное хозяйство».
Кроме того, в МУП описали ситуацию, в которой оказались с начала пандемии. «В пик карантина пассажиропоток упал на 75%! В апреле мы возили меньше трети от того числа, которое было у нас на начало года. Из депо выходило всего 42 трамвая. Сейчас ситуация выравнивается — выпускаем по 73 вагона. Но заполняемость остается на треть меньше „докоронавирусного“ показателя», — рассказал Рашид Бадгиевич.
По его словам, мониторинг пассажиропотока в МУП проводится на постоянной основе. «Выходили на проверку и вместе с членами профкома КАМАЗа. Заполняемость в тот день была 3-4 балла по пятибалльной шкале, — уверяет глава предприятия. — Ни одного маршрута с пятибалльной заполняемостью не было. Сейчас трамваи идут „прозрачные“ — кондуктор не продирается сквозь толпу, как это было раньше, а спокойно прохаживается по вагону. Как правило, при проверках занятыми оказываются все сидячие места, „на ногах“ едет меньшая часть пассажиров».
По словам главного трамвайщика Челнов, суть вопроса заключается не в том, что на маршрутах недостаточно вагонов, а в том, что КАМАЗ желает обеспечить социальную дистанцию при перевозках на трамвае. То есть заполняемость каждого вагона должна быть не более двух баллов. «Я как транспортник с 35-летним стажем признаюсь, что не знаю, как обеспечить дистанцию между пассажирами. Общественный транспорт к коронавирусным реалиям конструктивно не приспособлен. Это надо в разы сократить число людей в салоне, что приведет к большим убыткам. А они нас и так душат. Хотя если кто-то готов их компенсировать, то мы хоть отдельные кабинки для каждого пассажира соорудим», — сказал Шамсудинов.
Нет комментариев-