В 1956 году происходит неожиданный поворот в истории Казани: часть города затапливается, и Казань превращается в столицу на Волге. Эта тема эмоционально очень тяжелая. Особенно для тех, кто пережил эти события.
Появление Куйбышевского водохранилища повлияло и до сих пор влияет на всю страну, не только на Татарстан, татарские деревни… Это наша общая история, и в большинстве эпизодов это история трагическая.
Фото автора
Казанку можно было перейти пешком
Если помните, в этом году в мае из-за снижения уровня воды на Волге открылась когда-то затопленная дорога. Молодежь, да не только молодые, сотни людей стали ходить на эту мостовую, чтобы посмотреть на нее, в соцсетях распространились множество фотографий. Возникли вопросы, откуда и куда шла эта дорога. Все это связано с пятидесятыми годами прошлого столетия.
После строительства Куйбышевской гидроэлектростанции и образования гигантского водохранилища в Казани была затоплена территория, равная площади Кировского и Московского районов вместе взятых. Чтобы понять масштаб, представьте — с этих затопленных территорий в город были перенесены 58 предприятий.
Казань раньше не располагалась на Волге, она находилась в 13 километрах от реки. Вышедшая из-под воды мощеная дорога вела к Волжскому берегу, к складам, совхозам, грузовому порту. Там были десятки учреждений.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 и 1943 годах немецкие самолеты-разведчики фотографировали Казань. Когда смотришь эти снимки, начинаешь понимать, каким был город до Куйбышевской ГЭС. Казанка, которая нам сегодня кажется широкой, на самом деле была небольшой речушкой, ее даже можно было перейти пешком вброд. И Волга не была большой рекой, она была по ширине как Казанка сейчас.
Куйбышевское водохранилище должны были построить раньше, но помешала Великая Отечественная война. С началом строительства, как это было принято в сталинском СССР, был организован концлагерь — Кунеевский ИТЛ, или Кунеевлаг, в нынешнем городе Тольятти. Там на пике строительства были 46 тысяч заключенных: убийцы, воры, растратчики казенных денег, интеллигенция, просто антисоветчики. Что интересно, в этом лагере сидел великолепный русский актер и будущая заезда фильма «Вечный зов» Петр Вельяминов. Он тоже участвовал в строительстве водохранилища.
Заключенные выполняли самую тяжелую работу: строительство дорог, рытье котлована для фундамента станции, проводку линий ЛЭП.
«Через год здесь будет море, вы незамедлительно должны переселиться!»
Я столкнулся с темой гидроэлектростанции, когда мне было всего тринадцать лет. В начале 1990-х годов мы любили отдыхать семьей на острове Свияжск, часто там бывали. В Свияжске уже была закрыта и заброшена психиатрическая больница. Мы с братом туда заходили. Как-то проникли в бывший кабинет главного врача. На полу лежала в беспорядке куча документов. Они бы погибли, были бы сожжены или просто потерялись. Особой ценности в них никто не видел. Кроме нас. Мы выкинули вещи из своих рюкзаков и набили этими документами. Часть только забрали – то, что представлялось нам интересным. Спустя 20 лет я отдал всё, что мы тогда увезли, Артему Николаевичу Силкину, директору Свияжского музея. Сейчас любой интересующийся может запросить их из архива и почитать.
Там была интересная история, связанная со строительством «психушки». Первый главврач больницы по фамилии Лазарев описывает, в каком состоянии он увидел Свияжск в первый раз, когда приехал учреждать на острове психиатрическую колонию (больницей она стала позже). Это было уже после ввода в строй ГЭС, и Свияжск, который никогда островом не был, превратился в остров.
Лазарев увидел заброшенные дома, полуразрушенные монастыри. Он подробно описывал, что людей на острове почти не осталось — они были насильно переселены, их жилища разрушены. Дома разрушали специально — чтобы люди в них никогда не вернулись.
Представьте себе: человек или семья живет в своей деревне много-много лет. Внезапно появляются специальные люди и говорят: «Через год здесь будет море! Вы должны незамедлительно переехать!» Кто-то соглашается и переезжает, кто-то не соглашается. Таких выселяют насильно, приходит бульдозер и всё ломает. Вообще всё. Что люди нажили годами, своим трудом, всё их имущество, их память, даже кладбища сравнивают с землей. Затем приходят «зондеркоманды» — санитарная обработка, они должны обеззараживать местность. Я много копался в страницах истории: случаев переноса могил родственниками на другие кладбища не было. Значит, тысячи захоронений рядом с сотнями населенных пунктов уходят под воду. Представьте себе, какое насилие над психикой сотен тысяч ни в чем не повинных людей.
Дома, мечети, церкви, кладбища, земля, леса – всё было оставлено и уничтожено. Таким образом, ГЭС строится за рекордно короткие сроки. Хотя есть официальные цифры, они не соответствуют действительности, никто не может в точных цифрах сказать площадь затопленных территорий. В одних источниках говорится, что под воду ушло полмиллиона гектаров, в других – четыре миллиона. Если посчитать всю площадь водохранилища, получается как территория Швейцарии.
«Люди даже сходили с ума»
Татарстан принял на себя половину территории водохранилища. В начале 50-х годов Совет Министров СССР учреждает в ТАССР структуру с мерзким названием “Татспецлесзаг”. Она должна вырубить все леса в районе будущего водохранилища на территории Татарстана, чтобы они не мешали судоходству. Поначалу площадь лесов под вырубку составляет 38 тысяч гектаров, на следующий год ее изменяют на 60 гектаров, потом снова меняют – 120 тысяч. Еще через год опять изменение – 170 тысяч гектаров! Представьте себе, сколько леса надо было уничтожить. Стоит деревня у леса сотни лет, и вдруг лес начинают уничтожать. А жители смотрят на это и догадываются, что сразу после вырубки они будут выселены. Некоторые даже сходили с ума. Несколько таких случаев было. Для людей это был настоящий апокалипсис.
Меня спрашивали, была ли компенсация Татарстану за эти потери? Нет! Союзный центр сам принимал решение по строительству, вплоть до каждой запятой. Конечно, переселенцам давали льготные кредиты на жилье, для них строили новые дома, но по качеству эти дома были просто ужасные.
«Вода в Волге превратилась в техногенный бульон»
В Татарстане самый большой ущерб от затопления был нанесен Спасскому району. Там под водой остались больше сотни деревень и один город — Спасск. Кроме Спасска затопило полностью еще один город — Ставрополь-на-Волге, нынешний Тольятти. В Спасском районе большой водой были уничтожены половина памятников, относящихся к периоду Булгар и Казанского ханства, еще треть пострадали частично. В общей сложности были потеряны примерно 2/3 памятников. Это ужасающие цифры.
От затопления пострадал и Казанский кремль. Уровень Казанки поднялся на 11 метров. На старых фотографиях отчетливо видно, что под кремлем была пологая земля. Также был окружен водой храм-памятник павшим воинам Ивана Грозного. Были затоплены города Чистополь, Лаишево, Зеленодольск, частично Васильево и Юдино и так далее.
Когда строили ГЭС, обещали две вещи – дешевую электроэнергию и обильное рыбное производство. Но нет ни того, ни другого.
С повышением уровня воды уже много десятилетий вымывается почва. Я читал научный доклад одного эколога – к сожалению, не помню его имени. Он пишет: «Волга превратилась в искусственный водоем озерного типа, вода которого представляет собой техногенный бульон». Преодолеть результаты экологической катастрофы очень тяжело, почти невозможно.
Еще одно важное и катастрофическое последствие строительства ГЭС – сейсмоактивность. Огромные массы воды давят на литосферную плиту и заставляют ее «играть». Я изучил много документов, после ввода ГЭС в эксплуатацию участились землетрясения в Башкортостане и на востоке Татарстана. В Казани за последние четыре года мы дважды переживали легкие подземные толчки. Говорят, что это отголоски землетрясений на других концах планеты. Возможно.
Я не энергетик, но говорят, что Куйбышевская ГЭС дает лишь 4 процента от всей электроэнергии, вырабатываемой в России. Один исследователь даже сказал: «Катастрофу, которую принесло Куйбышевское водохранилище, можно поставить на второе место после взрыва на Чернобыле».
Источник: Телеграм-канал «Архитектурасы»
Каково будущее Куйбышевского водохранилища?
Понятно, водохранилище изнашивается. Приложит ли силы государство к его модернизации или его закроют? Если водохранилище закроют, воду придется спускать очень медленными темпами, этот процесс затянется на десятилетия. Водохранилище способствовало за полвека появлению новых экосистем. Современная Казань спроектирована под Куйбышевское водохранилище на 53-й отметке. Если действительно воду опустят, мы увидим сотни гектаров провонявшей земли, над городом будут пылевые облака. В некоторых странах, например в США, водохранилища закрывают, восстанавливают прежние русла рек. Если у нас закроют, это займет очень много времени.
Тема действительно тяжелая. Строительство Куйбышевского водохранилища – большая трагедия в истории Татарстана, такой катастрофы еще не было в нашей истории, и дай бог, чтобы она никогда не повторилась.
Нет комментариев-