В Детской музыкальной школе № 20 Приволжского района Казани пять лет базировалась капелла мальчиков под руководством Дмитрия Железнова. Однако в марте руководитель коллектива написал заявление об увольнении по собственному желанию, и капелла потеряла почти половину участников – из 52 человек занятия теперь посещают не больше 30. Дирижер отмечает, что принял решение сгоряча, а заявление подписал под давлением руководства. Директор ДМШ заявляет – увольнение молодого педагога стало громом среди ясного неба, однако возвращать педагога не спешит. Корреспондент ИА «Татар-информ» поговорил с участниками событий и выяснил обстоятельства ссоры музыканта с администрацией.
Увольнение руководителя стало шоком для юных певцов
Об увольнении педагога ДМШ № 20, дирижера капеллы мальчиков Дмитрия Железнова родители узнали в марте – за три месяца до летних каникул. По их словам, администрация школы отказалась давать какие-либо комментарии, отметив только, что Дмитрий сам написал заявление об уходе. Родители юных дарований не верят в это.
«Директор говорит, что она не должна ничего комментировать. Но мы считаем, что это обычная зависть: Дмитрий Игоревич талантливый человек, ему все очень завидуют», – поделилась с корреспондентом мама двух подающих надежды музыкантов Елизавета Шмарова.
«Хоровую нагрузку сократили в 2,5 раза»
После ухода Дмитрия Железнова Галлямова приняла на работу нового преподавателя, который сейчас занимается капеллой. По их словам, директор сократила хоровую нагрузку в 2,5 раза.
«Хоровая нагрузка сокращена. Подумайте только, в неделю мы получали нагрузку хорового музицирования – 8,5 часа в неделю. А сейчас сделали три раза по часу. Это практически в 2,5 раза», – сетует Елизавета Шмарова.
Остальные часы директор отдала еще одному новому педагогу, как утверждают родители, Галлямова устроила на работу свою мать Татьяну Ужакову – бывшего директора ДМШ № 20.
Железнов хотел работать слишком много - даже сторожа жаловались
В свою очередь, директор ДМШ № 20 Мария Галлямова рассказала, что заявление Железнов написал сам, и это стало большой неожиданностью для руководителя.
«Для нас было громом среди ясного неба увидеть его заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон, ст. 77 ТК. У меня есть все доказательства, и я могу это подтвердить. Есть заявление от 18 февраля, где он хочет расторгнуть договор с нашим учреждением. Это очень ответственное заявление, я не подписала его в одночасье. Я собрала родителей, уведомила их в этом», – подчеркнула директор.
Она считает, что, оправдываясь перед родителями, молодой человек обвинил ее в увольнении и выставил не в самом лучшем свете. Однако директор солидарна с родителями юных певцов в части таланта педагога Дмитрия Железнова. Кроме того, она всячески поддерживала его. «Дмитрий Игоревич – прекрасный сотрудник, он очень талантливый музыкант», – считает Мария. В последнее время, по словам Галлямовой, педагог начал высказывать недовольство и неудовлетворенность учебным процессом.
«Он всегда имел желание работать сверх учебного плана, на что я не могла пойти как руководитель. У нас есть определенные документы и лимиты согласно правилам внутреннего распорядка. Так как он музыкант талантливый, его всегда признавали как молодого преподавателя, но в последнее время ему, видимо, хотелось большего», – поделилась Галлямова.По словам директора ДМШ, педагог хотел иметь ключи от учебного заведения, заниматься в школе в любое время дня и ночи.
«Ему это по приказу было разрешено до 20.30. Но он, никого не слушая, оставался в школе до двух часов ночи, о чем есть письменные жалобы сторожей гимназии № 6, с кем у нас есть договор безвозмездного использования», – добавила Мария Галлямова. Также на Железнова поступили жалобы со стороны завуча школы об отсутствии документации и расписания.
Вопрос об увольнении рассмотрели коллегиально
Галлямова также отметила, что вопрос об увольнении рассмотрели коллегиально – на совещании с другими преподавателями. «Мы все рукоплещем ему, когда он приглашает нас на концерты, мы признаем его талант. Но есть еще и правила, нормы нахождения в учебном учреждении», – отметила собеседница агентства.
Кроме того, Галлямова опровергла информацию о том, что капелла мальчиков больше не нужна школе. «Никогда такого я не могла себе позволить сказать. Я сама являюсь дирижером-хоровиком, заканчивала так же Казанскую государственную консерваторию. Я работаю в данном учреждении 16 лет. Я предана нашему образованию, знаю традиции школы. Я лишь сказала о том, что капелла у нас всегда была, есть и будет», – заключила Мария.
Она также добавила, что капелла существует в ДМШ № 20 практически с начала образования школы (ДМШ № 20 открылась в 1994 году, – прим. Т-и). Однако в 2014 году с приходом в коллектив Железнова капелла стала носить его имя – ему хотелось выделиться.
Не соблюдал трудовую дисциплину и жаловался на отсутствие поддержки
В пресс-службе мэрии Казани отметили, что Железнов уволился сам.
«На протяжении всей трудовой деятельности в музыкальной школе Дмитрию Железнову оказывалась максимальная поддержка со стороны руководителя Галлямовой М. А. – обеспечение максимального объема учебной нагрузки для занятий по предмету «хор», удобный для преподавателя график работы, материальная поддержка – премии, баллы за качество выполняемых работ и др.», – сказано в сообщении.
Кроме того, коллектив музыкальной школы подготовил ходатайство о награждении преподавателя благодарственным письмом Министерства образования и науки РТ.
В пресс-службе казанского исполкома также подчеркнули, что в последние месяцы Железнов неоднократно жаловался на недостаточную поддержку развития хорового коллектива как со стороны руководства школы, так и Министерства образования. По данным мэрии, преподаватель игнорировал правила внутреннего трудового распорядка школы, а устные напоминания ситуацию не меняли.
«18 февраля 2019 года Железнов написал заявление о расторжении трудового договора… Для администрации музыкальной школы факт подачи заявления о расторжении трудового договора явился неожиданным. Дмитрий Железнов заявил, что работать ему в этом учреждении в дальнейшем не интересно», – подчеркнули в пресс-службе.
В сообщении также говорится, что сейчас на вакантную должность пригласили другого преподавателя, а занятия в капелле мальчиков ДМШ № 20 продолжаются согласно расписанию. Железнов при желании может вернуться на работу в музыкальную школу, но при наличии вакансии.
«Мы были друзьями: я приезжал к ним в гости, мы вместе пили чай»
Дмитрий Железнов рассказал, что отношения с директором ДМШ № 20 Марией Галлямовой начали портится из-за внезапно появившаяся у него дополнительная нагрузка в Казанском музыкальном колледже, где Железнов также начал преподавать. Нагрузка молодого педагога существенно возросла, и он отказался набирать первый класс в ДМШ № 20, что вновь обострило конфликт. Еще одной причиной Дмитрий называет ревность.
«Я делился с ней [с Марией Галлямовой] успехами коллектива, показывал видео, как играет оркестр, рассказывал о проектах творческих. Она всегда опускала голову и говорила: “Вот, Дмитрий Игоревич, вы занимаетесь музыкой, а я здесь с бумагами должна заниматься”».
Что касается работы допоздна Дмитрий, рассказал, что периодически по ночам заменял школьного охранника.
«Мне это тоже было на руку, потому что я не имею возможности дома заниматься, у меня нет фортепиано, а у меня экзамены. Когда я оставался в школе вместо охранника, занимался, чтобы сдавать сессию», – прокомментировал Дмитрий.
«Я молодой, кровь горячая, сгоряча написал заявление»
Дмитрий отметил, что конфликт вновь обострился в феврале 2019 года – начались регулярные замечания со стороны Марии Галлямовой. Он сгоряча написал заявление, но когда опомнился, было уже поздно: директор не дала ему забрать бумагу и под давлением заставила ее подписать.
«К нам приходил фотограф. В связи со своей загруженностью я забыл ее об этом предупредить. Она на меня накричала по телефону из-за этого. Перед этим у нас было собрание с родителями, и мы задержались на полчаса до 20.30. Мальчишки в этот момент насорили в туалете… После этого она [Галлямова] попросила охранницу написать на меня записку», – рассказал дирижер.
Тогда, по словам Дмитрия, он и родители мальчиков заподозрили что-то неладное. Кроме того, преподавателя не пустили в школу на воскресный урок. «Школу нам никто не открыл. Я испугался, что мне потом скажут, что меня в рабочее время нет, что я прогулял работу. Я позвонил Марии Александровне, попросил ключи. Она страшно кричала на меня, что я наглый, что я оборзел, что никто мне школу никогда не будет открывать по воскресеньям. А у меня по расписанию занятия в воскресенье. Что же делать?» – посетовал Дмитрий.
На следующий день между педагогом и директором состоялся разговор. По словам Железнова, ему урезали нагрузку и лишили некоторых привилегий.
«Это, конечно, меня задело. Ладно я, а дети? Я задаю вопрос: «Мария Александровна, вы не хотите оставить все как раньше?» Она сказала, что нет, и добавила: «Если что-то не нравится, уходите в другую школу». А я молодой, кровь горячая, я психанул и сгоряча написал заявление», – добавил он.
После некоторых попыток написать отказную, по словам дирижера, директор стала угрожать: «Я пойду в полицию и скажу, что вы меня ударили». «А ее даже пальцем не трогал! Я перед Богом чист. Я перекрестился перед ней и сказал: «Мария Александровна, побойтесь Бога, какие слова вы говорите! Вы ведь уже угрожаете, чтобы я подписал!» – добавил Железнов.
«Директор Казанского музыкального колледжа протянул нам руку помощи»
Сейчас из-за увольнения Дмитрия Железнова из ДМШ № 20 занятия капеллы перенесли в Казанский музыкальный колледж им. И. В. Аухадеева – с улицы Фучика на улицу Жуковского.
«Часть коллектива мы потеряли. Занятия проходят вечером, в 17.00, а мы практически все живем в районе улицы Дубравной, колледж – на улице Жуковского. У многих детей вторая смена и они просто не успевают. Но в колледже нам создали максимально комфортные условия, чтобы наши дети могли заниматься, и коллектив полностью не разрушился», – рассказала Мария Веслогузова. Изначально в коллективе занимались 52 певца, однако теперь занятия капеллы успевают посещать около 30 мальчиков. По словам Дмитрия, заниматься в Казанском музыкальном колледже коллектив будет до конца учебного года – куда капелла переедет дальше, пока неизвестно.
«Я пока нахожусь сам в прострации и рад, что это решилось на последнем уроке, когда я должен был сказать детям: «До свидания». Я не знал, как я это скажу. Айрат Агзамович (Заппаров, директор Казанского музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева — прим. Т-и) за пять минут до начала нашего урока позвонил мне и предложил помощь. Это сложно для меня, детей и родителей. Нас очень многое связывает», – добавил Железнов.
Дирижер также рассказал, что изначально ему было сложно работать с коллективом в силу возраста. Однако за четыре года мальчикам и преподавателю удалось найти общий язык. «Как поется в песне: “Музыка нас связала”», – пошутил Дмитрий.
«Эти пять лет — это самые крутые моменты в моей жизни. У нас сложился прекрасный тандем. Конечно, возникали, может быть, какие-то разногласия, но они быстро разрешались. В любой семье есть споры, но из них можно выйти и продолжить заниматься», – подчеркнул педагог.
«Покрыть аренду БКЗ сложно, но крылья до конца нам никто не обрежет»
Между тем капелла мальчиков Железнова в этом году отмечает пятилетний юбилей. Коллектив запланировал большой концерт в БКЗ им. С. Сайдашева в двух отделениях, с симфоническим оркестром и органом.
Однако из-за возникшего конфликта планы пришлось поменять – коллектив уменьшился практически наполовину, а покрыть аренду БКЗ родителям не по карману.
«В этом году мы планировали концерт со всеми спецэффектами, которые возможны в большом концертном зале. Но такие непредвиденные обстоятельства ломают планы – все упирается в финансы, а нас стало меньше. Покрыть аренду большого концертного зала сложно. Но все равно никто нам крылья до конца не обрежет, концерт – юбилей капеллы мальчиков должен состояться», – отметил Дмитрий Железнов.
Сейчас коллектив рассматривает различные казанские площадки для проведения мероприятия.
«Дети не виноваты в том, что так случилось. Это, прежде всего, праздник для них, и праздник должен быть. Программа разучена, оркестры, хоры, солисты готовы. Нам осталось найти только прекрасный зал», – заключил дирижер.
Нет комментариев-