– Айрат Агзамович, расскажите, пожалуйста, о том, как и почему возник этот международный конкурс?
– I Международный конкурс имени Рудольфа Гуммерта мы задумывали давно. Рудольф Августович Гуммерт – основатель Казанского музыкального училища. В далеком 1891 году он приехал как выпускник Санкт-Петербургской консерватории (класс фортепиано Рубинштейна, класс композиции Римского-Корсакова) в Казань, основал частную музыкальную школу. А в 1904 году, приехав от Императорского русского музыкального общества, Римский-Корсаков назначил его первым директором Казанского музыкального училища, созданного на базе этой школы. То есть, это человек, очень много сделавший в целом для профессионального искусства нашего края той поры. Ведь тогда не было симфонических оркестров, консерватории, филармонии. И вся культурная жизнь Казани вертелась вокруг музыкального общества. Плюс ко всему он открывал музыкальные классы для национальных меньшинств. Это и музыкальные классы Елабуги, это и Сарапул. То есть, это человек, очень много сделавший для народов Поволжья в целом. Поэтому мы хотели отдать дань уважения этому великому человеку.
И в этом году наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов поддержал нашу инициативу, и в Татарстане были выделены финансы на проведение конкурса молодых исполнителей имени Рудольфа Августовича Гуммерта. В этом году конкурс будет проходить по струнным инструментам: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Мы планируем в перспективе, что это будет регулярный конкурс. Возможно, будет и фортепиано, возможно, и симфонические духовые инструменты: кларнеты, гобои, фаготы. Поживем – увидим.
– Вы предполагаете проводить конкурс ежегодно или раз в несколько лет?
– Для струнников – раз в несколько лет. А сам конкурс молодых исполнителей – ежегодно. Конечно, сейчас времена финансовой нестабильности, но тем не менее даже в это непростое время нашлась возможность поддержать инициативу Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева, выделить финансы. Мы постараемся эту высокую планку, которую мы задали, удержать и провести конкурс на высоком уровне. Он будет проходить с 26 по 28 мая.
– Сколько уже коллективов заявилось?
– Здесь не коллективы, здесь речь идет именно о солистах. Заявлено 127 участников. Очень большая география. Это города России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Швейцарии. Мероприятие это станет еще и частью масштабного события. Впервые на территории России будет проходить 45-я международная конференция Европейской ассоциации преподавателей струнных инструментов (ESTA). Одно накладывается на другое, и в рамках ESTA у нас пройдет этот конкурс. Учредителями его являются Министерство культуры РТ, Казанская государственная консерватория имени Жиганова, Казанский музыкальный колледж имени Аухадеева. И нет сомнений, без поддержки Президента РТ это мероприятие не состоялось бы. Инициатива же создания и проведения конкурса принадлежит мне, сегодняшнему директору Казанского музыкального колледжа.
– Каков бюджет фестиваля?
– Бюджет предусматривался небольшой. Какая-то часть пойдет на призовой фонд, какая-то часть пойдет на изготовление полиграфической продукции. Надо сказать, что будет очень компетентное жюри. Это и председатель комиссии Саймон Смит – профессор Бирмингемской консерватории по классу скрипки (Англия), сопредседатель Вольфганг Клос – профессор Венской консерватории по классу альта, Улугбек Имамов (Узбекистан, Ташкент) – профессор консерватории по классу виолончели. Это и Светлана Товстуха (Барселона) – Российская академия классической музыки, Сергей Давыдов из Москвы. И наши казанские консерваторцы тоже – Ирина Лаптева и Людмила Левицкая, а также Шамиль Хамитович Монасыпов, Альберт Ахатович Асадуллин. Это профессора нашей Казанской консерватории.
– Как будет проходить конкурс?
– Конкурс проводится по четырем номинациям: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Очень разные возрастные категории – от 12 до 28 лет. То есть, мы охватываем весь образовательный кластер, сюда входят и музыкальные школы (от 12 до 16 лет), и музыкальные училища (от 16 до 20 лет) и консерватории (от 20 до 28 лет). Конечно, надо сказать, что важнейшей задачей конкурса является содействие талантливым музыкантам и их продвижение на каждом этапе профессиональной реализации: поступление в ссуз, в вуз, на работу в творческие коллективы. И в конечном итоге – интеграция детей и талантливой молодежи в эффективную деятельность в Татарстане и России. То есть, цели и задачи наши таковы.
Надо сказать, что будут представлены ученики Эдуарда Давыдовича Грача. Башмет Юрий Абрамович присылает своего ученика по классу альта. Шаховская Наталья Николаевна, виолончелистка номер один в России, тоже присылает своего ученика. Таким образом, достаточно высокая планка исполнительского мастерства задана изначально. И конкурсная программа составлялась достаточно сложная. Мы не гонимся за количеством, лишь бы больше народу приняло участие. У нас участников не очень много, но широкая география. Здесь и Казань, и Москва, и Санкт-Петербург. А также Калининград, Оренбург, Екатеринбург, Симферополь, Тамбов, Петрозаводск, Сарапул, Саратов, Нижнекамск, Елабуга и Чебоксары. Есть и Алматы, Минск, Ташкент. Международный уровень задан не понарошку, а по-настоящему.
– Какие предполагаются призы?
– Третья премия – это 10 тыс. рублей, вторая премия – это 20 тыс., первая премия – это 30 тыс. по всем номинациям. И Гран-при – это 50 тыс. рублей. В наше время, я считаю, это достаточно большой призовой фонд.
– На каких площадках пройдут выступления?
– На площадке нашего колледжа. Открытие состоится 26 мая в 9.00 утра – жеребьевка, открытие. И буквально в 9.30 начнутся конкурсные прослушивания конкурсантов в актовом и в камерном залах. Так как у нас председатель и сопредседатель, будет деление – скрипачи в одном зале, а альтисты, виолончелисты и контрабасисты, которых не очень много, будут в камерном зале. И вечером того же дня, в 17 часов, состоится совершенно уникальный мастер-класс по контрабасу. Его дадут Сергей Давыдов (Москва) со своим учеником, семилетним музыкантом Даниилом Мягковым. Семилетний мальчик и мастер-класс по контрабасу! Можете себе представить, это огромный инструмент. Но у педагога совершенно уникальная методика обучения игре на контрабасе детей школьного возраста. Чего пока, к сожалению, нет в Татарстане. Мы не можем похвастаться, это достаточно дефицитный, скажем так, инструмент. Конкурсные прослушивания продолжатся и 27, и 28 мая.
Кульминацией станет концерт-закрытие. Мы надеемся, что он пройдет в колонном зале Казанской ратуши, есть предварительные договоренности. Примут участие члены жюри конкурса, сам Саймон Смит тоже будет играть как скрипач. Светлана Товстуха и Ирина Лаптева, симфонический оркестр «Новая музыка» под управлением заслуженной артистки Татарстана Анны Гулишамбаровой. Здесь же состоится вручение денежных призов и памятных кубков, изготовленных специально для этого конкурса.
Мы уходили от одинаковости всех конкурсов и специально для конкурса имени Рудольфа Гуммерта разработали логотип. Нам в этом помогла дизайнер Лилия Мухамметзянова, студентка 3-го курса Казанского художественного училища. И на основе этого логотипа изготовлены статуэтки. Здесь тоже эксклюзивный материал, интересный, такого точно ни у кого не было и вряд ли будет. Сам логотип идет как продолжение Гуммерта: первая буква «Г» и некая виолончельная составляющая – скрипичная виолончель. На зеленой платформе надпись: «I Международный конкурс молодых исполнителей имени Рудольфа Гуммерта». Достаточно интересная статуэтка, она изготовлена из латуни (алмазная резка) золотыми руками Эдуарда Равилевича Камалеева.
– Как вам удалось собрать столько участников?
– Мы готовились достаточно давно к этому мероприятию. И в этом году наши искания, наш труд нашли поддержку в лице нашего Министерства культуры. Но без понимания сути вопроса, что событие необходимо проводить именно на таком уровне, без поддержки Рустама Нургалиевича Минниханова мероприятие бы и не удалось. Многие музыканты, около ста зарубежных музыкантов-струнников, приезжают в эти дни в Казань в рамках как раз этой 45-й международной конференции Европейской ассоциации преподавателей струнных инструментов ESTA. Они все будут присутствовать в качестве гостей в зале. Ждем настоящий большой праздник академической музыки, праздник струнной музыки. Надеемся, что все будет достойно.
– Прослушивания будут проходить в закрытом режиме?
– На выступления конкурса можно будет попасть зрителям, причем совершенно бесплатно. Здание Казанского музыкального колледжа – 1886 года постройки. То есть, оно знало и Шаляпина, и Римского-Корсакова, и Танеева. Многие великие музыканты выступали на сцене Казанского музыкального училища. Так что место здесь намоленное. И я думаю, и атмосфера будет соответствующая – как всегда, творческая.
Нет комментариев-