Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Директор музея Джалиля: «Муса, хоть и был депутатом, жил в коммуналке»

Директор музея Джалиля: «Муса, хоть и был депутатом, жил в коммуналке»
Каким был Муса Джалиль в жизни? Каким был час поэта до смерти? Что пели джалиловцы перед казнью? Существует ли третья Моабитская тетрадь? Какова судьба родных поэта-героя? Попытались ответить на эти вопросы в нашем материале.

Музей Мусы Джалиля в Казани — квартира, в которой он жил перед войной, отсюда ушел на фронт. Здесь хранятся личные вещи поэта — его чемодан, шарф, ремень. Директор музея Мусы Джалиля в Казани Назира Фаттахова провела для журналиста «Татар-информа» экскурсию по музею.

«Его сильно огорчила бы судьба татарского народа»

Как вы думаете, каким был Джалиль? Какой у него был характер?

Как бы это сказать… Мне кажется, человек он был позитивный, с чувством юмора. Ведь даже в условиях концлагеря он находил в себе силы писать шутливые стихи. Уверена, что Джалиль очень любил жизнь! Всегда стремился к новому, не любил стоять на месте. Все время узнавал новое, получал какие-то знания.

Ну а сказать точно — каким он был, наверное, сейчас никто не смог бы. Но по письмам его современников, воспоминаниям о нем можно сказать, что в целом Джалиль был хорошим человеком. 

Если бы он сейчас был жив, что бы вы лично сказали ему? Хотели бы спросить его о чем-либо, может быть, предложить что-то?

Я бы спросила его о нынешнем положении татарского народа. Не думаю, что спрашивала бы о его судьбе, или творчестве. Их я изучила достаточно. А вот что бы он сказал о судьбе народа, что сейчас с татарами происходит? Осудил бы, посмеялся бы над нашим положением? Или ему было бы так горько, до слез… Мне кажется, второе. Ему было бы больно видеть все это, очень больно…

Думаете, он переживал бы по этому поводу?

Конечно. Он всю жизнь писал только на родном языке. То, что сейчас в исконно татарских селах дети общаются на русском — это бы ему не понравилось, я уверена.

«На войну ушел по собственному желанию»

Считаете, что он был храбрым человеком?

А вы как думаете? Мне кажется, он был мужественным и сильным.

Наверняка он мог остаться в тылу? Ведь он человек не рядовой, занимал должности.

Конечно, у него была возможность не идти на войну. Он был депутатом городского совета Казани, председателем Союза писателей. Мог воспользоваться положением и избежать участия в войне. И, возможно, в этом случае жизнь его сложилась бы совсем иначе. Согласитесь, судьба у него трагическая! А он сам вызвался на фронт. Он не остался в тылу, вошел в самое пекло. Уже на второй день [войны] он пришел в военкомат и попросил отправить его на фронт.

Почему он так сделал? Были же и такие, что любыми способами старались остаться в тылу.

Ну как же Муса останется? Все идут, а он тихо засядет где-нибудь? Вместо того, чтобы сражаться за Отчизну, будет отсиживаться в своем теплом уголке? Такое невозможно даже представить. Это значит, что он не отделял себя от своего народа, считал, что обязан сражаться за родину.

Но есть и другое мнение по этому поводу… Кто-то считает, что его служение Родине было неискренним.

На каких же официальных документах основаны такие предположения? Мы, сотрудники музея, все работаем на научной основе. Если у нас на руках нет документа, никакая информация не будет доведена до людей. Я лично также работаю только с официальными, основанными на архивах документами. Поэтому о том, что вы говорите, я со своей стороны ничего сказать не могу.

Он ведь писал стихи, полные огня, ярости, борьбы! Чувства никогда не обманут. Откуда идет творчество? Если бы он предал Родину, то не мог писать такие пламенные стихи.

Говорят, он писал доносы. Многое зависит от времени, в котором живешь. После войны репрессии продолжались. Мой папа тоже, вернувшись с войны, попал под репрессию. К сожалению, при жизни папы я почему-то не посчитала нужным поискать его документы в архивах КГБ. Но когда отец ушел, мне своими глазами захотелось увидеть эти документы. Почему отца арестовали, за что? Кто донёс на него? Вопросов было много.

Представь: ты сидишь в маленькой комнатушке, перед тобой кладут толстую папку. В комнате я была одна, до сих пор помню, как колотилось мое сердце. Перед тем, как взять документы в руки, некоторое время просто стояла. В те годы допрашивали всех. Могли бы животные говорить, ей-богу, допросили бы их. Времена такие. Среди людей были агенты. У нас говорят: молва убивает человека. Тут буквально — донос мог привести к смерти, эта поговорка очень хорошо описывает то время.

Отца реабилитировали?

После смерти Сталина, да, его оправдали. После этого вновь начались допросы. И только один человек остался при своем мнении. И с Джалилем так же. Ему ведь героя дали не сразу после войны. Его вообще убрали из учебников. В 1946 году появляется информация, что якобы Джалиль жив. Открывается дело, его ищут, разнюхивают… Шесть лет его пытаются найти, не верят, что он погиб. Дело было закрыто в 1952 году.

Через полгода впервые были опубликованы стихи из Моабитской тетради. То, что стихи были опубликованы, можно рассматривать как реабилитацию Джалиля. Стихи сначала вышли на русском языке. Хотя это очень обидно, потому что Муса писал только на родном татарском языке и служил татарской нации. Но в то же время первый его большой сборник был издан на татарском.

«Других документов о бракосочетании я не видела»

Говорят, что Муса очень любил женщин.

А кто не любил?

Слишком…

Пушкин не любил? Есенин? Почему мы только к нему цепляемся? Красоту любят все, только увидеть ее не могут. А он видел, восхищался. Ему как поэту эти чувства даже были необходимы. Словами Тукая: «Где же взять поэту вдохновения, если нет у него вдохновителя?»

Хорошо, если это просто мгновенная влюбленность, от которой рожаются прекрасные строки. Но измена — другое. А если после ночи страсти на свет появится и плод этой любви…

Я не думаю, что у него было время на «грязную» жизнь, например, злоупотребление спиртным. Когда человек растрачивает себя на все подряд, у него обычно дела не складываются, жизнь наперекосяк. А что касается измены, то жена у него была одна. Это Амина ханум. Других документов о заключении брака я не видела.

Думаете, он совсем не пил?

Мне кажется, он особо этим не увлекался. По воспоминаниям знаем, что отец у него любил выпивать. К тому же он рано ушел. Забота о младших легла на плечи матери, старших сыновей Мусы и Ибрагима. Поэтому, на мой взгляд, Муса не мог вести плохой образ жизни.

Вам известны какие-либо странные его качества?

Он был немного рассеянным, часто опаздывал. Но это даже не странность наверное, такая черта характера. Еще был случай — к композитору Борису Асафьеву, автору музыки к опере «Алтынчеч» Муса как-то пришел в домашних тапочках. Такие странности, думаю, происходили из-за увлеченности работой.

Официально у Джалиля одна дочь — Чулпан. Но известно и о других детях поэта…

Да, он знал о существовании других своих детей. В 1935 году родился сын Альберт, 1936 году — дочь Люция.

А Чулпан родилась позже?

Да, с женой Аминой они познакомились в 1935 году, в 1936 расписались. Чулпан родилась в 1937 году.

Получается, отношения у него были… Дети родились практически в одно время…

Я не говорила, что Джалиль не любил женщин. Но законная супруга у него была одна! Мы не знаем, жил ли он с другими, хотел ли жениться. Но в этих отношениях тоже появились дети. В музее мы рассказываем только о союзе Мусы с его женой Аминой, их совместной жизни, судьбе. Если по окончании экскурсии меня спросят об этом, я отвечаю.

Что могу добавить: в 1956 году Мусе Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. И в тот год остальные дети Джалиля взяли себе фамилию отца. Обратите внимание! Даже Ленинская премия была разделена на четыре.

Получается, Амина ханум как женщина была сильнее?

Амина апа была очень сильным человеком. Когда я начала здесь работать, я была молоденькой девушкой, а Амина апа была старше меня на 43 года. И почему-то она всегда держала между нами дистанцию. Но однажды мы ехали в Свердловскую область в одном купе. В таких поездках люди раскрываются… И вот там мы уже общались наравне.

Она открылась мне совсем с другой стороны, стала даже близкой как мама. А вот с Чулпан, дочерью Джалиля, у нас никогда дистанции не было. Понимаю, что вы имеете ввиду, когда говорите, что Амина ханум была сильной. Но точно ответить не могу, так как у меня нет своей семьи. И не могу сказать, как относилась Амина ханум к другим детям Джалиля. Знаю лишь, что Муса в меру свих сил помогал этим детям. Я сама видела квитанции, подтверждающие это.

Получается, с остальными девушками он встречался без намерения жениться?

Наверняка любая женщина заводит отношения в надежде на брак, но последнее слово все равно за мужчиной. Возможно, они в какой-то степени завидовали Амине ханум, но в самые трудные времена рядом с Джалилем была именно она. Когда на поэта завели уголовное дело, Амина ханум тоже подверглась преследованию. Ее вызывали, допрашивали. А те девушки избежали этого. Амину апа спрашивали о ее связях с уже погибшим Мусой. Читали их любовные письма.

А почему Амина ханум не стала Джалиловой?

Амина апа не взяла фамилию мужа. Всю жизнь прожила с девичьей фамилией. Джалиль это знал, потому что в Моабитской тетради есть строки: «Сафиуллиной Нине Константиновне (Амине)».

Почему Нина Константиновна?

Амина ханум родилась в Казани. Но ее семья перебралась в Москву. При получении паспорта ей сказали: «Вы живете в Москве, есть возможность поменять имя и отчество». Таким образом Амина Кутдусовна стала Ниной Константиновной. Узнав об этом, отец Амины ханум Кутдус абый сильно рассердился. Но паспорт уже получен, и она прожила с этим паспортом. Однако дома, в семье, для Мусы она всегда была только Аминой.

«Сердцем искала могилу поэта. И нашла!»

В Оренбурге тоже есть музей Джалиля. Говорят, Амина ханум его не посетила. Что произошло?

Думаю, этот вопрос к самой Амине ханум. Расстояние между Москвой и Оренбургом для нас, например, не проблема, а ей, видимо, трудно было туда съездить. Думаю, причина только в этом. Чулпан съездила, посетила музей в Оренбурге. Сначала без нас, а потом мы ее сами свозили туда.

Где покоится тело поэта?

Место захоронение доподлинно неизвестно. В 2016 году я поехала туда, где был казнен поэт, увидела это место своими глазами. После этого я еще больше могу рассказать посетителям нашего музея. Это место с 1952 года охраняется как мемориал. Ездила туда я не одна. Чулпан ханум была с нами. Также ездили внучка Джалиля Татьяна и правнуки Михаил и Елизавета.

Я видела, насколько тяжело Чулпан ханум, видела слезы на глазах у Михаила. Вот в этом мемориале есть небольшой, напоминающий могилу бугорок. Захоронение немного возвышается над землей. И это место я для себя обозначила как место захоронения Джалиля. Душой я искала могилу поэта, и нашла!

Говорят, джалиловцы на гильотину шли с песней. Известно, что это была за песня?

Пели они, или молились — трудно сказать. Но что они что-то напевали, наверное, правда. Татарские молитвы сами по себе мелодичные. Возможно, палачу показалось, что они поют.

Это трудно даже представить. Немцы — народ педантичный. Они все делали с точностью. Как написано в протоколе, значит, так и должно быть. Они ни на йоту не отступали от протокола. За час до казни джалиловцам была дана возможность встретиться с муллой. Мулла по имени Гали Гусман с ними встретился. Он сам не оставил каких-либо воспоминаний, но были записаны его слова об этой встрече. После распада СССР, когда запреты были сняты, рассказанное им дошло и до нас. Ркаил Зайдулла опубликовал эти воспоминания в журнале «Идель».

Зная, что эти люди через час будут казнены, мулла не знал, что им сказать в утешение… Он с ними одной крови, одной религии. У него на глазах соотечественники покидают этот мир… Не находя слов, он протянул им Коран. Последнее, что сделали джалиловцы, — положили руку на Коран. Таким образом они попрощались с жизнью. Эта книга долгие годы хранилась в Германии. Затем она была перевезена в Америку. Историк, профессор Миркасым Усманов во время поездки в Америку посещает Абдуллу Вафалы, тот показывает ему этот Коран. Ученый просил вернуть книгу на родину поэта, однако ему отказали.

Уже потом Абдулла Вафалы приезжает в Казань на первый Всемирный конгресс татар, и Миркасым Усманов официально просит передать Коран Татарстану. Но официальной передачи не было. Абдулла эфенди передает книгу самому Усманову.

Когда я узнала, что Коран хранится у Миркасыма Усманова, я пришла к нему, попросила передать книгу музею. И он это сделал. Оригинал хранится в фонде, а копия выставлена в музее.

Почему их не расстреляли? Казнь на гильотине — это унижение…

Они жалели пули. Гильотина самая дешевая казнь. Один раз купил — больше расходов нет. После казни заполнялись карточки. Сколько было потрачено на казнь этого человека, с родных требовалось компенсировать эту сумму. Как было в нашем случае? Я хотела бы узнать это у специалистов.

Еще говорят, что существует третья Моабитская тетрадь.

К нам в руки она не попадала, но в истории есть упоминания об этом сборнике. Как его найти? Если такая тетрадь существует, то рано или поздно его местонахождение выяснится. Но когда это произойдет, не знаю. Может быть, ее уже уничтожили. Хотя она не должна исчезнуть.

В 1946 году эти тетради были переданы русскому «разведчику» Горшкову, он, в свою очередь, посылает их в центр, эта тетрадь возвращается. Там было всего девять тетрадей. Среди них хранился и сборник Мусы. Но ни одна из этих тетрадей до сих пор не найдены. Хотя есть записи о том, что они вернулись. Архив — это сам по себе целый мир. Есть архивы, закрытые по сей день. Эти архивы невозможно открыть лишь по просьбе ученых или журналистов. Только сотрудники соответствующих органов их могут открыть.

Как вы думаете, Джалиль был счастлив?

Думаю, что да. У него была любимая работа, творчество. Так как он был депутатом, люди обращались к нему за помощью. То, что он помогал, видно по письмам. Для себя он никогда особо ничего не просил. Подумайте только: будучи депутатом, он жил в коммунальной квартире. И представьте, как если бы наши нынешние депутаты жили в таких условиях…

Есть какие-либо сведения о родных Джалиля?

Известно, что его младшие братья Закир, Заки умерли от голода еще в детстве. Брат Ибрагим прошел две войны. Жил в Средней Азии, преподавал в вузе. Младшая сестра Зайнап получила высшее образование, была химиком. Рано ушла из жизни. Ее дочь живет в Оренбурге. Еще одна младшая сестра Хадича — участница войны, попала под репрессии, прошла лагеря. Она вернулась в Оренбург и до конца жизни прожила там.

Почему Муса в письмах сестру Зайнап называет Зиной, а Хадичу — Катей?

Это веяние времени, мода такая… Амина ведь тоже стала Ниной.

Мы часто наблюдаем, как у тех, кто радеет за татарский язык, собственные дети, внуки не владеют родным языком...

Дочь Джалия Чулпан выросла в Москве. Среда, в которой она жила, не давала возможности сохранить язык. Но она татарский понимает. Если бы в ходе общения мы чаще использовали татарский, она тоже выучила бы язык, совершенствовала бы его. Но мы общались на русском, поэтому в этом вопросе я виню себя.

Татьяна, Михаил и Елизавета, к сожалению, татарским не владеют вообще. Если с Чулпан ханум мы иногда используем татарские слова, то при Татьяне, Михаиле и Елизавете мы вынуждены общаться только на русском. Для меня татарский язык очень важен. Думаю, и для вас тоже.

«Нельзя рожать ребенка «для себя»

Вы несколько раз прочитали строки Джалиля, где он пишет о тоске по ушедшим счастливым минутам… В вашем взгляде я заметила легкую грусть. Вы не стали создавать семью, посвятили себя музею?

После университета год болела, а потом шесть лет проходила реабилитацию. Тогда мой молодой человек сказал: «Сколько ты еще собираешься болеть?» После таких слов я решила, что лучше быть одной, чем с кем попало. Но память стирает прошлое, боль исчезает, об этом и Джалиль писал.

Не захотели родить «для себя»?

Я не так воспитана. Ребенка не рожают «для себя». У него ведь две руки: одной он тянется к матери, другой — отцу. Нельзя быть эгоистом. Ребенок приходит на свет, чтобы жить в счастье. Почему он должен быть несчастным еще при рождении?

Вы много лет трудитесь в музее. Будет кому продолжить вашу работу?

Конечно, будет. Мой научный сотрудник ведет экскурсии лучше меня. Мы служим музею. Это не просто место работы. Я мечтала работать в музее Тукая. Но когда я искала работу, в тукаевском музее вакансий не было. А когда уже пришла в музей Мусы Джалиля, изменить ему не смогла. Дай бог, чтобы еще много лет знакомить наших посетителей с творчеством и жизнью поэта.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев