В стенах академии под грифом «секретно» создается новая философия хоккея республики и разрабатываются новые методики работы для тренеров ДЮСШ. О том, как сделать из воспитания чемпионов систему «замкнутого цикла», в которой лучшие будут стремиться остаться, а не уехать, в интервью «Татар-информ» рассказал руководитель новой организации Евгений Рычков.
В марте этого года Наиль Маганов (президент Федерации хоккея РТ и гендиректор ПАО «Татнефть») говорил о том, что академия будет работать по принципу пирамиды, а ее костяк составят ХК «Ак Барс» и «Нефтехимик». Расскажите, пожалуйста, в какой комплектации она существует сейчас, кто и кого обучает там сегодня?
– Очень комплексный вопрос. Начнем с самого начала. Говоря о пирамиде, Наиль Ульфатович, по всей видимости, имел ввиду создание вертикали развития хоккея в республике Татарстан. Безусловно, академия должна занять определенное место в этой вертикали, в этой пирамиде. Верхушка этой пирамиды – это, безусловно, профессиональные клубы республики. В первую очередь два клуба, которые выступают в КХЛ. База, основание этой пирамиды, – это хоккейные ДЮСШ, которых в республике Татарстан насчитывается порядка 32. На сегодняшний день академия вобрала в себя три ключевых ДЮСШ Татарстана: это «Нефтяник» Альметьевск, «Ак Барс» Казань и перспективное ДЮСШ «Динамо Казань».
Сейчас можно выделить три ключевых направления работы академии. Ключевое направление номер один – это работа по повышению уровня квалификации тренерских кадров. Это одно направление в работе академии.
Второе направление – подготовка молодых хоккеистов. Здесь ведется очень большая масштабная работа. Основной задачей сейчас является создание методологии работы детских тренеров, практических пособий для детских тренеров на основании которых они в дальнейшем будут выстраивать весь тренировочный процесс на протяжении сезона во всех возрастах: начиная от пятилетнего возраста и заканчивая выпускниками ДЮСШ, которые по идее должны перейти на первую ступень профессионального хоккея, то есть до 16-17 лет.
Выделяем также направление работы с родителями. Очень важным элементом в подготовке хоккеистов, в подготовке молодого спортсмена являются его родители. У кого-то из детей в большей степени, у кого-то в меньшей степени, но так или иначе родители сопровождают их практически все то время, пока ребенок занимается хоккеем. Влияние родителей недооценивать нельзя. К сожалению, очень часто мы можем наблюдать ситуации, когда родители сами того не желая, но причиняют ребенку определенный вред. Поэтому здесь необходимо вести просветительскую работу.
Можете привести пример негативного влияния родителей на будущих хоккеистов?
– Очень часто родители считают, что если в раннем возрасте ребенку давать больше дополнительных тренировок, то он освоит больше материала. Но необходимо понимать, что у ребенка есть определенный резерв его организма, и нельзя этот резерв исчерпывать полностью. Ему нельзя давать повышенные нагрузки потому, что он начинает развиваться негармонично. И более того, это может нанести вред его здоровью. Поэтому элементарные вещи родителям нужно объяснять, чтобы они, знаете, не желая того не совершали грубых ошибок, которые в последствии могут отразиться на развитии ребенка.
Например, есть такой аспект физиологии: если ребенка перегрузить, дать ему нагрузку, которая для него запредельна в раннем возрасте, это отразится на развитии вилочковой железы. А она отвечает, в том числе, за рост ребенка. Ребенок просто может немножко остановиться в росте. Хоккей – контактный вид спорта, достаточно жесткий, поэтому родители, сами того не желая, могут затормозить рост ребенка, что впоследствии скажется на его конкурентоспособности в профессиональном хоккее. Это самый распространенный пример. Помимо этого существует очень много примеров, когда родители излишне давят на ребенка, оказывают психологическое давление.
Как продвигается работа с родителями?
– У нас уже был опыт, когда мы, заявив о создании академии, провели родительские собрания с родителями воспитанников ДЮСШ «Ак Барс» на «Татнефть арене», собрали порядка 700 человек, рассказали про академию, рассказали про принципы, которым будет следовать академия в своей работе. То же самое мы проделали в Альметьевске, собрав примерно такое же количество родителей. Это говорит о том, что родители очень трепетно относятся к вопросу воспитания своих детей. Важно доносить до родителей нашу идеологию, нашу философию, наши принципы в работе.
Говоря о втором направлении деятельности – создании методологических пособий по работе с хоккеистами, кто стал их авторами, разработчиками?
– У нас целая интернациональная группа разработчиков. В нашей стране на протяжении последних 25 лет не было создано методологических разработок. Никаких трудов не было написано в этой области. Поэтому сейчас мы постарались аккумулировать в нашей группе разработчиков, методистов и тренеров практиков, работающих с детьми.
Работа масштабная, большая, и как любая масштабная работа она бьется на этапы. На первом этапе мы создаем определенный материал, этот материал согласовывается внутри академии. Когда мы согласовали все позиции внутри академии, мы выбираем внешнюю рабочую группу, составленную из директоров ДЮСШ, в том числе и директора ДЮСШ «Ак Барс» и «Нефтяник» Альметьевск, опытных тренеров, которые действительно могут посмотреть, критически оценить и дать определенные рекомендации, медиков, физиологов, которые могут дать оценку с точки зрения допустимости нагрузок.
Дальше свою оценку должны будут высказать общепризнанные авторитеты в области хоккея. И только после того, как мы прошли все эти этапы, материалы передаются в печать, выходят в свет и передаются тренерам.
Летом практические пособия по организации тренировочного процесса для тренеров, работающих с детьми раннего возраста будут готовы. При всем при этом мы понимаем, что тот материал, который мы создаем, не должен являться каким-то таким косным пособием, он должен меняться постоянно вслед за технологиями и новыми подходами.
Около 4 месяцев прошло с момента создания академии, чего удалось достичь?
– Я считаю, что ключевая задача, которую мы за это время смогли выполнить, – это подготовка и принятие философии системы и стиля хоккея республики Татарстан. Документ достаточно громоздкий, он отвечает в первую очередь на вопрос: какой хоккей мы хотим видеть в республике Татарстан, при чем, во всей его вертикали, начиная от базы детско-юношеского хоккея и до соответственно уровня профессиональных клубов КХЛ. Мы описываем то, в какой хоккей мы хотим, чтобы играли наши профессиональные клубы, как этого достичь. Становится понятно, каких игроков должны готовить ДЮСШ, клубы МХЛ и ВХЛ. Выстраивается четкая вертикаль.
Вы не могли бы тезисно о сути документа?
– Тезисно… Несмотря на то, что документ сейчас пока еще находится под грифом «конфиденциально», но тезисно, конечно, можно сказать. Ключевой вопрос: мы считаем, что система хоккея в Республике Татарстан, должна стать практически системой замкнутого цикла, деятельность которой направлена на воспитание здорового подрастающего поколения с минимальным количеством травм, полученных в ходе занятий хоккеем, и воспроизводящей качественный резерв для профессиональных клубов республики Татарстан. Мы должны подготовить почву для того чтобы качественные, хорошо обученные игроки появлялись в Татарстане на регулярной основе. Соответственно, мы планируем выстраивать тренировочный процесс ДЮСШ таким образом, чтобы максимально сохранить элемент творчества у детей.
А что такое творчество в хоккее?
– Я постараюсь объяснить. Для того, чтобы добиться результата в виде счета на табло или победы, нужно минимизировать ошибки, которые могут допускать игроки в детском возрасте. Вопрос в том, что не ошибается тот, кто ничего не делает – это раз. Если ребенок подсознательно растет с чувством тревоги за ошибки на льду, за то, что он подведет команду и в конечном итоге может сесть на лавку запасных, это становится большим психологическим тормозом. Он перестает расти как игрок. Если в раннем возрасте мы не давали игроку, ребенку возможность ошибаться и на своих ошибках учиться, то соответственно мы не дали возможность ему развиться и раскрыться.
И здесь очень важный момент мы сейчас затронули, во многом вопрос философии. Сейчас мы преследуем философию следующую: в ранних возрастах, примерно до 12 лет, мы не должны требовать у тренеров и, соответственно, у детей результата любой ценой. Вот в этом возрасте, по нашему твердому убеждению, счет на табло не отражает качество работы тренера. Если тренеру поставлена задача побеждать любой ценой, он не будет развивать игроков команды индивидуально. Он будет пытаться добиться четкого выполнения своих требований, дабы минимизировать ошибки. А этот путь, который не ведет к развитию индивидуальности каждого игрока.
Как в таком случае, руководствуясь новой философией, оценить работу тренера ДЮСШ?
– В работе с ранними возрастами через технические навыки. Мы должны передать тренерам практические пособия, в которых прописаны те или иные осваиваемые навыки на сезон, и по результатам сезона оценить уровень усвоения.
Наверняка, перед созданием академии вы мониторили не только три подведомственные вам школы, но и можете судить об общем уровне подготовки тренеров ДЮСШ в Татарстане.
– Я вам честно скажу – не мониторили. У нас не было таких полномочий, но мы примерно понимали, какова ситуация по стране в целом и, учитывая уровень развития хоккея в Татарстане, какую-то корреляцию в голове у себя выстраивали. Сотрудники академии принимали участие в аттестации муниципальных детских тренеров. Практически уже со всеми пообщались. Можно констатировать, что средний профессиональный уровень достаточно приличный.
Даже в районах?
– Даже в районах достаточно приличный с точки зрения их подготовленности именно как хоккейных специалистов. Но тренер – это во многом педагог, который дополнительно должен обладать некими навыками и компетенциями. Говоря о российских тренерах и тренерах Республики Татарстан, в частности, мы часто наблюдаем картину, что они хорошо подготовлены именно как хоккейные специалисты. Практически все из них имеют за плечами опыт профессиональных клубов. Имеют образование соответствующее, хотя, честно вам скажу, когда человек профессионально играет в хоккей и параллельно учится в институте физкультуры, это означает, что он знания не получает. И мы сейчас на практике это реально видим.
Тем не менее, уровень наших тренеров именно как хоккейных специалистов достаточно высокий. Есть ряд аспектов, в которых нам необходимо немножко поучиться, я бы сказал. Необходимо уделять внимание аспектам педагогики, аспектам психологии детской, аспектам физиологии, развитию лидерских качеств. Бывает так, что, если семья не полноценная, то тренер для ребенка – это модель отца. Важно, чтобы этот тренер был как личность правильным человеком, мог заложить правильный фундамент в развитие детей. Вот, собственно говоря, все эти аспекты сейчас и требуют внимания, над развитием этих компетенций мы сейчас и будем вести работу.
Пока мы не ушли далеко от структуры академии, уточним, за счет каких бюджетов она существует?
– Я вам сразу скажу, что мы не являемся бюджетной организацией, мы не финансируемся за счет средств муниципального или регионального бюджета. Учредителем Академии хоккея «Ак Барс» на 100 процентов является ПАО «Татнефть». Других источников финансирования не существует.
На заседании совета академии в марте этого года Рашид Нургалиев говорил о создании прозрачной схемы подготовки хоккеистов. Что сейчас мешает ее прозрачности?
– Сложно очень говорить только о татарстанских хоккеистах, потому что определенные болезни присущи всему нашему обществу. И Татарстан не исключение. Говоря о прозрачности, мне сейчас сложно комментировать слова Рашида Гумаровича, что он имел в виду, правильнее было бы спросить у него. Опять же, давайте выясним в каком контексте и что вы имеете в виду под «прозрачностью»: с точки зрения отбора игроков, с точки зрения организации тренировочного процесса или принятия кадровых решений?
Я имею в виду от момента прихода 4-летнего мальчика в ДЮСШ до момента продажи его в иностранные хоккейные клубы, что в схеме затуманенного?
– Не хотелось бы в иностранный, хотелось бы, чтобы они оставались здесь у нас. Наши таланты пригодятся и нам. Вы знаете, я скажу так, если бы не было проблем в развитии российского и татарстанского хоккея, то не было бы нужды создавать Академию хоккея «Ак Барс». В наших основных целях прописано три блока задач: задачи социального характера, задачи экономического характера и задачи спортивного характера. О решении задач спортивных мы все это время и говорили.
Задачи социальные, как, наверное, ни банально и ни странно звучит, мы считаем, что одна из задач – это популяризация хоккея. Популяризация с точки зрения возможности начать играть в хоккей для детей из всех социальных слоев населения. Безусловно, есть у нас талантливые дети, которые пока по разным причинам не имеют возможности начать заниматься хоккеем. Поэтому мы сейчас вырабатываем определенные решения, которые позволят, отчасти решить эту задачу.
А экономический блок?
– Экономический блок задач в первую очередь связан с повышением эффективности работы хоккейной отрасли. Системная качественная подготовка резерва для профессиональных клубов республики Татарстан позволит повысить экономическую эффективность. Воспитанники татарстанского хоккея должны ежегодно пополнять профессиональные команды республики, а в идеале часть игроков можно выводить на трансферный рынок и формировать определенный доход. Таким образом повышая экономическую эффективность в работе.
На том же заседании совета академии обсуждалось и законодательное ограничение перехода хоккеистов в зарубежные клубы. Считайте ли вы такие меры оправданными?
– Я не являюсь сторонником запретительных мер. Любой молодой и амбициозный спортсмен, который хочет расти будет искать лучшую возможность для своего профессионального роста. Для того, чтобы решить проблему, необходимо создать условия. Мы можем их создать в республике Татарстан. На самом деле у нас создана потрясающая инфраструктура. Понятно, что сама по себе инфраструктура не воспроизводит хоккеистов. Вот поэтому мы сейчас в большей степени должны уделить внимание тренерским кадрам. Запретительными мерами проблему, к сожалению, не решишь. Мы сейчас находимся совершенно в другом мире, и закрыть границы просто нереально.
Куда в большинстве случаев уезжают наши, татарстанские молодые игроки?
– Очень часто игроки уезжают в североамериканские лиги. Они считают, что там они будут развиваться более динамично и более правильно. Нужно отдать должное, отчасти игроки правы. На уровне молодежного хоккея североамериканская лига CHL все-таки наиболее сильная по подбору игроков в мире с очень плотным графиком игр в течение сезона. Что, конечно, тоже не всегда правильно для развития молодого игрока: у него не остается времени на тренировочный процесс. Но в Северной Америке другой подход. Ребята уезжают туда, считая, что если они раньше начнут играть на уровне североамериканского молодежного хоккея, то у них повышаются шансы попасть в НХЛ.
Разве это не так?
– Не всегда. И я даже скажу так: если молодой игрок приезжает в Северную Америку в надежде на то, что он сейчас поиграет здесь год, а потом начнет прогрессировать и будет выбран на драфте одним из клубов НХЛ, чаще он ошибается в своих ожиданиях. Чаще всего происходит следующим образом: молодой игрок приехал, год отыграл, потом либо он еще задерживается в юниорском хоккее, либо возвращается. Есть лига в Северной Америке, которая считается второй после НХЛ – АХЛ. Если игрок попал в АХЛ и там задержался, то у него уже практически нет шансов попасть в НХЛ. Очень часто происходит именно так.
На самом деле, единицы игроков, которые проходят тот путь, который в начале себе запланировали. Поэтому, конечно, родителям и ребятам молодым, которые подобного рода решение принимают, нужно взвесить все за и против. Очень четко взвесить. Попав в АХЛ, эти ребята потом не всегда могут попасть даже в клубы КХЛ. Получается, что они находятся в неком подвешенном состоянии. Такая картинка имеет место быть.
В России, в Татарстане таким ребятам было бы проще?
– Сейчас в Татарстане мы за определенный срок должны изменить ряд подходов. Это приведет как раз к созданию больших возможностей для развития молодого игрока, который хочет стать профессионалом и выйти на уровень топ клубов НХЛ или КХЛ. Я считаю, что молодым ребятам стоит подумать сейчас.
Ваши прогнозы: когда наши игроки перестанут интересоваться североамериканскими лигами, клубами?
– В тот момент, когда КХЛ сравняется с НХЛ с точки зрения вызываемого зрительского интереса, интереса телекомпаний к трансляциям. Не нужно забывать, что НХЛ – это крупный бизнес с доходом порядка 4 млрд долларов в год, в отличие пока от КХЛ. Вот когда мы сможем приблизиться по экономическим показателям к НХЛ, тогда игроки перестанут смотреть в сторону Северной Америки.
Нет комментариев-