Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Дети в интернете: эксперты о цифровой жизни школьников и безопасности в сети

Дети в интернете: эксперты о цифровой жизни школьников и безопасности в сети
Сколько подростков не может обойтись без смартфонов и умных часов, на что чаще всего дети тратят время в сети и что делать, если ребенок с головой нырнул в виртуальную реальность, рассказали эксперты на онлайн-конференции «Взрослые и дети в интернете: цифровая грамотность».

Чаще всего в интернете дети смотрят видео, реже всего — делают покупки

Сегодня знакомство детей со смартфонами или планшетами происходит довольно рано. 90% родителей детей от трех до шести лет используют гаджеты для обучения, а 56% — в поездке, чтобы занять ребенка. Об этом говорят результаты опроса среди школьников и их родителей, которые привел руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. Всего было опрошено 506 человек.

«Уже в начальной школе почти у 86% детей есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам — у 99%. Причем, судя по ответам детей, они сами осознают, что не могут обойтись без гаджетов. Чаще всего школьники испытывают особую привязанность к смартфону (74%), однако нашлись и те, кто не может обойтись без умных часов (17%)»Андрей Сиденко

В основном в интернете дети смотрят видео и играют в игры, больше половины опрошенных общаются в сети с друзьями, смотрят фильмы и слушают музыку. Около трети — готовятся к учебе или ищут информацию об играх, фильмах или погоде. 22% заходят в сеть, чтобы почитать новости или блоги, и только 6%, чтобы сделать покупки.

Треть родителей ссорились с детьми из-за онлайн-жизни

архив/Михаил Захаров

Зависимость от гаджетов отражается на отношениях в семье. Почти половина родителей старшеклассников отметили, что их дети проводят в интернете почти все свободное время. Около трети родителей ссорилась с детьми из-за онлайн-жизни. Чаще всего конфликты возникали с подростками от 11 до 14 лет.

Нередко ссоры возникали из-за того, что дети иногда скрывали от родителей что-либо о своей интернет-жизни. Чаще всего это происходит в старшей школе. К примеру, подростки могут умолчать о количестве времени, которое провели перед экраном, о сайтах, которые посещали, а также о фильмах или сериалах, не подходящих им по возрасту.

Контролируют онлайн-активность детей в возрасте от трех до шести лет 68% родителей, для подростков 11-14 лет этот показатель равен 40%. Не ограничивают время, которое ребенок проводит в сети, 33% родителей. Более четверти родителей признались, что хотели бы лучше следить за ребенком онлайн, но у них не хватает на это времени.

44% родителей признались, что редко заходят в соцсети детей

архив/Салават Камалетдинов

Вместе с тем уже в младшей школе страницы в соцсетях есть у 40% детей, в старшей — у 92%. Самыми популярными соцсетями среди школьников являются «ВКонтакте», Instagram и Youtube. Чуть меньше детей предпочитают TikTok, «Одноклассники», Facebook и Snapchat.

«Все возрастные ограничения прописаны в аккаунтах, но они, к сожалению, не соблюдаются. Facebook ставит возрастное ограничение — 13 лет, «ВКонтакте» — 14, мессенджеры — 16, YouTube — 18. Однако в реальности 90% первоклассников уже имеют свой контент в соцсетях»Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская

Помимо общения в соцсетях можно наткнуться и на недоброжелателей. По данным опроса, 22% ребят сталкивались с кражей аккаунтов в социальных сетях или играх, 15% теряли данные из-за компьютерного вируса, 14% отметили, что им писали странные сообщения взрослые, 10% сталкивались с мошенничеством с использованием фальшивых сайтов или писем.

архив/Салават Камалетдинов

Стать жертвой мошенников дети могут из-за того, что нередко публикуют на странице в соцсетях свой реальный возраст, номер школы, размещают фотографии, на которых видно обстановку квартиры, указывают имена родственников и родителей, а также точные данные о своем местонахождении. Кроме того, число школьников, которые выкладывают свой номер телефона в сети, за последний год вырос почти вдвое — до 13%.

Однако родители не всегда интересуются тем, что их ребенок постит в соцсетях. Так, 44% опрошенных родителей признались, что редко заходят на страничку своего ребенка, а 13% вовсе туда не заходят.

22% детей смотрели видео, которые точно не понравились бы родителям

архив/Владимир Васильев

Самым популярным среди детей остается видеоконтент. Родители пытаются контролировать то, что смотрит ребенок разными способами: 40% разрешают смотреть фильмы и мультики только из определенного списка, 17% блокируют свободный поиск в интернете, 15% позволяют смотреть видео только со специальных детских аккаунтов в приложениях, 14% смотрят видео только на сервисах с лицензионным контентом. Меньше всего родителей (7%) походят к делу радикально — скачивают ребенку видео на устройство и запрещают выходить в интернет.

При этом 34% родителей отметили, что их ребенок сталкивался с жестокими видео в интернете (со сценами насилия и т. д.), причем увидел их случайно. Самый большой такой показатель в возрастной группе от 7 до 10 лет.

По признанию самих школьников, 22% смотрели в интернете видео, которые точно не понравились бы родителям, а 32% отметили, что смотрели такие видео, но столкнулись с ними случайно.

Запретить ребенку доступ к сети — не выход

архив/Михаил Захаров

Попытка полностью запретить ребенку доступ к интернету, забрать компьютер и телефон, чтобы избежать лишних проблем — не выход. Важно не запрещать, а обучать детей и развивать цифровую грамотность: рассказывать о том, с какими угрозами он может столкнуться и объяснять, как их можно избежать, уверен руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете.

«Ребенок может не осознавать, какой контент принесет ему вред, а у родителей не всегда есть возможность следить за тем, какие видео ищет их сын или дочь. Контролировать каждое движение мышкой или вовсе запрещать пользоваться популярными видеоплатформами не самый лучший вариант»Андрей Сиденко

По его словам, можно воспользоваться техническими решениями. К примеру, специализированными программами для детской онлайн-безопасности.

Кроме того, обучать детей правилам кибергигиены и этикету общения в сети должны учителя. Сегодня запрос научиться цифровым компетенциям есть у более 2 тыс. российских учителей. Это, прежде всего, связано с тем, что в период пандемии педагоги столкнулись с необходимостью работать с цифровыми инструментами и совершенствовать свои навыки, отметила руководитель продвижения «Яндекс.Учебника» и «Я Учителя» Ирина Савицкая.


архив/Салават Камалетдинов
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев