С советских времен некоторые церкви на территории республики до сих пор используются не по назначению: в них расположены СИЗО, архивы или больницы. При этом здания нередко оказываются ценны как архитектурные памятники и объекты культурного наследия.
В городах и больших селах церкви постепенно восстанавливают. Маленькие церквушки в вымирающих же населенных пунктах вынуждены ждать либо своего спасения, либо дня, когда от них не останется ни следа.
Однако находятся неравнодушные люди, которые готовы помочь и спасти заброшенные храмы. В мае этого года студенты Казанского архитектурно-строительного университета передали в дар митрополии свои проекты по реставрации храмов, которые будут задействованы в восстановлении.
Кроме этого, участники общественной организации «Православная молодежь Татарстана» уже второй год подряд выезжают в экспедиции и помогают восстанавливать заброшенные церкви. В их числе краевед Артур Тумаков – он уже не первый год собирает информацию о храмах в архивах и у местных жителей и помогает продлить век святым обителям.
150 храмов в Татарстане заброшены – подсчеты вел краевед Артур Тумаков, который ездил к почти каждой церкви. Он отмечает, что это объекты, построенные на 1918 год.
Юматово, Верхнеуслонский район
По данным Тумакова, трехпрестольный двухэтажный каменный храм Преображения Господня в селе Юматово построен и освящен в 1823 году на средства местной помещицы, статской советницы Екатерины Геркен. Когда-то на церковной земле стояли деревянные дома священника и псаломщика и обширная библиотека.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/78c43b225e29f6f716c66296056c2acae1d4685c2966aee7d213f43d7cda.jpg)
Село Юматово в XIX – начале XX вв. было поместьем известной дворянской семьи Геркен, три поколения которой уделяли храму большое внимание. В 1882 году на средства майора Владимира Федоровича Геркена надстроен четвертый ярус колокольни», – рассказывает краевед Артур Тумаков.
К середине 19-го столетия в составе здешнего прихода были: деревни Сеитово и Малое Клянчино – всего 156 дворов с населением 1515 человек. Приходское попечительство существовало с 1867 года.
Храм был закрыт в 1937 году. До начала 1960-х он простаивал – местные жители отмечают, что в это время иконостас и иконы еще оставались в сохранности. Позднее храм превратили в зерно- и овощехранилище, гараж и склад, в нем хранили удобрения, сухие строительные смеси.
С 2016 года храм возрождается усилиями благотворителей и местных жителей. Внутри местные жители организовали место для молебнов.
Большое Ходяшево, Зеленодольский район
В селе Большое Ходяшево церковь спасти не удалось – от нее сохранился только фундамент. Утраченный храм был деревянный и имел два престола: главный был освящен в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя в 1729 году, а в приделе – во имя Варлаама Хутынского.
До утраты церковь представляла собой деревянный храм с колокольней, трапезной частью, построенной в стиле XIX века, а храмовая часть и апсида – в стиле, характерном для деревянных храмов XVIII века. В 1882-1883 годах здание было перестроено. Спустя несколько лет расширена трапезная. Скорее всего церковь была возведена на средства Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря, которому до 1764 года принадлежало село, а перестраивалась она на средства прихожан – русских государственных крестьян», – рассказывает Тумаков.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/850feedfb44feaede29e474c39e02f7ee2946c6c02cf285eefc4f06e3f74.jpg)
В 1990-х здесь была проведена небольшая реставрация, но по словам местных жителей, в 2006 году в здание попала молния и оно было уничтожено пожаром. Когда волонтеры расчищали фундамент сгоревшего храма, были обнаружены остатки одного из колоколов, который при пожаре рухнул в очаг горения и расплавился. Сохранившийся осколок его по внешнему оформлению позволил установить, что колокол может быть отнесен к XVIII веку.
«На юго-западном углу трапезной части храма находится столбовая часовня, поставленная в память о сгоревшем храме. В 2019 году полностью был расчищен фундамент, в скором будущем на нем планируется возведение новой деревянной церкви», – поделился краевед.
История самого поселения уходит вглубь истории Казанского ханства. Примечательно, что изначально Ходяшево принадлежало татарскому духовному феодалу Ходже, от которого и получило свое название. Документы ХVI-XVII столетий утверждают, что как Большое Ходяшево, так и Малое Ходяшево до середины XVI века были чисто татарскими аулами. Их обрусение началось после покорения Казани Иваном Грозным.
На 1 января 1908 года здесь насчитывалось 173 двора и значительную часть населения село Большое Ходяшево и деревня Малое Ходяшево составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии.
Русские Ширданы, Зеленодольский район
Трехпрестольный двухэтажный каменный храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1784 году на средства местного помещика – полковника Петра Лазарева.
«Храм был закрыт в 1940 году, но не был разрушен. За 75 лет бездействия у храма сохранились не только стены, но и кресты, выкованные мастерами в XIX веке. В 1990-е годы храм облюбовала молодежь, которая собиралась под его стенами, а четыре года назад усилиями местных жителей храм начал оживать. Долгий и трудный путь ещё впереди, но, когда у храма есть душа, люди сами к нему придут», – считает Артур Тумаков.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a76b31af2bfc71632afe9ebc87dca7c50888f18783935ba4f67b7217dc87.jpg)
По архивным данным, храм был закрыт 1 февраля 1940 года и отдан под школу.
Косяково, Зеленодольский район
Трехпрестольный каменный храм в селе Косяково был построен в 1751 году и освящён в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Возведен он был на средства местного помещика Юрия Матюнина. Сам он никогда не жил в селе, так как его основные владения находились в Казанском уезде Казанской губернии.
«Храм был закрыт в 1940 году, а позднее в нем разместился колхозный гараж. В алтаре престольного храма находился токарный цех. В 1990-е годы он был заброшен, ему грозила гибель, но в 2017 году начались реставрационные работы, которые продлятся ещё не одно десятилетие», – отмечает Тумаков.
В храме сохранилась фресковая живопись, но у абсолютного большинства ликов «выколоты» глаза, за исключением одного изображения – Иисуса Христа.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9f53f6eb2dcfefd64cf35809cb35b5fad81c973280b96232aa7d89d6731b.jpg)
Паново, Зеленодольский район
Село Паново расположилось в живописном месте и красиво не только своими видами, но и храмом, расположенном на холме. Построен он был в 1833 году и освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. До строительства каменного храма в селе существовал деревянный, построенный в 1791 году.
Каменный храм был возведен на средства помещиков Лакреевых-Пановых и при участии местных жителей. В 1877 году храм перестраивался на средства крестьян, собравших по 6 копеек с души.
В советское время храм был разорен. После закрытия здесь действовала пекарня, позднее склад газовых баллонов, а в предперестроечное время – склад удобрений», – поделился краевед.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3b0bd645db40ccd1150120379f02e857581c84d1a07252a67434c6ca64f1.jpg)
В 2018 году в храме начались реставрационные работы. Фрагментарно здесь сохранилась фресковая живопись 1897 года.
Тихий Плес, Верхнеуслонский район
Село Тихий Плес впервые упоминается еще в 1565 году и тогда называлось Ягодной слободой. Это поселение относилось к Свияжскому Успенско-Богородицкому монастырю.
Каменная церковь во имя положения Ризы Господней была построена здесь в 1882 году. Средства на строительство храма выделил казанский купец Павел Прибытков, а свияжский купец Федор Каменев – кирпич на строительство. До каменного храма неподалёку существовала деревянная церковь, построенная еще до 1680 года и разобранная из-за ветхости в1883-м.
«Внутри каменный храм был богато украшен: в престольной части казанским мастером резных дел Тюфилиным был сделан четырехъярусный иконостас, покрытый золотом, а иконы для иконостаса были написаны иконописных дел мастером Спиридоновым. В приделах иконостасы были трехъярусными», – рассказывает Тумаков.
По словам краеведа, главной святыней храма являлся серебряный вызолоченный крест с частицей Ризы Господней, которая по легенде была подарена храму умершим монахом в конце XVII века.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ce49ef7ce247d0d39beebef3a94f8c10f58fbaab7572ff9d63ac63d0e1c6.jpg)
В 1930-е годы церковь была закрыта и разорена. В советское время в храме хранили ядохимикаты. В 2000-е годы храм передали старообрядческой общине Белокриницкой иерархии, которая не смогла взять на себя все заботы по его восстановлению. Но благодаря их усилиям была заменена старая кровля, а вокруг проложен асфальт.
В 2019 году начался новый этап возрождения.
Большие Меми, Верхнеуслонский район
В селе Большие Меми доживает последние годы деревянный трехпрестольный храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. По некоторым источникам он строился на средства купца Савина – старообрядца и видного деятеля своей эпохи.
Заложен храм был в 1892 году, а к 1894 году полностью готов и освящён. Инициатива по возведению церкви зародилась у воспитанников сельской школы братства святителя Гурия.
«Храм богат не только снаружи, но и внутри: две каменные печи, лепнина, роспись. Уцелел частично даже иконостас. Но, увы, храм уже не подлежит реставрации – рухнул северный придел, обрушился верхний ярус колокольни. Храм был закрыт в 1941 году, но не был разорен до 1970-х годов. Позднее в стенах храма хранили люцерну. С начала 2000-х годов храм начал пустеть», – рассказывает краевед.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e36e6fd43dfae0c530871505677c321a80f708fc0018659379c0ec42e19d.jpg)
Клянчино, Верхнеуслонского района
Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Клянчино была построена в 1848 году помещиком, полковником Дмитрием Лаптевым на личные средства. Позже, в 1882 году, прихожане и помещики Михаил и Александр Салтыковы возвели каменную двухъярусную колокольню.
Церковь простояла в запустении 80 лет. Все эти годы она использовалась для хозяйственных нужд – сначала как склад, а затем из нее соорудили мельницу. В 50-х годах здание было заброшено и из-за ветхости начало разрушаться.
Несколько лет назад за восстановление взялся 83-летний Анатолий Бакуркин. Мужчина родился и вырос в Клянчино, а затем вернулся сюда жить после выхода на пенсию.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/261daf6bd2d40fab04045f6faa68a401bac555105e1d5a7d129438c7f2c0.jpg)
Пока храм еще полностью не восстановлен, но в нем уже проходят службы. В той части, где была колокольня, жители Клянчино организовали иконостас, куда принесли старые иконы. Этим летом установлены крест и купола.
Сохранились только кресты, которые стояли здесь с момента строительства. Когда церковь закрылась, их взяла к себе домой одна старушка, звали ее тетя Зина. Мы нашли их в 2000-х годах и принесли сюда. Старушки приходили и молились на них, вешали ленточки. Правда, они все уже умерли. Они так хотели, чтобы церковь восстановили!» – поделился Анатолий Бакуркин.
Дигитли, Мамадышский район
Вознесенская церковь здесь была построена в 1874 году и является объектом культурного наследия. Средства на возведение храма были выделены купцами Марией Сухопаровой и Иваном Стахеевым. Это пятиглавый храм, но часть куполов сейчас обвалилась. Раньше местных жителей радовал звон шести колоколов, которые впоследствии были утеряны. В храме сохранились лишь некоторые архитектурные элементы.
Расположена церковь рядом с колонией-поселением №17. Осужденные приходят сюда помолиться, а по праздникам провести службу к ним приезжает батюшка. По словам администрации учреждения, осужденные пытаются своими силами наводить в церкви порядок.
В феврале 2018 года колонию посетил Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Увидев разрушенную церковь, он предложил помочь с восстановлением.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/14195cd1458d42b71f7bd0d3712617278049aa920ce798c56e2393f22636.jpg)
«Я зашел посмотрел храм. Вот как вы считаете сами, если мы возьмемся и своими руками восстановим этот храм? Куда можно будет просто прийти иногда и постоять перед святым образом, немного отдохнуть душой. Как вы считаете, надо восстановить этот храм?» – обратился он к осужденным. Те в свою очередь с энтузиазмом откликнулись на идею архиерея.
Казань
В здании Макарьевской церкви в Казани сейчас размещены женский камеры СИЗО №2. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан приложил огромное количество усилий, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. По словам владыки, было принято решение, что УФСИН обязан освободить здание до 2025 года.
Церковь была построена в 1712 году и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Возможным меценатом его строительства считается Никита Алферьевич Кудрявцев.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/13b10e1d019a15d8c600c49d3a0d6fde8a4d3e07714865251d7bae767eb7.jpg)
Со временем название придельного храма перешло на весь храм, хотя престол главный не изменял своего посвящения. Церковь несколько раз перестраивалась и расширялась. В 1893-1895 гг. на средства казанского купца Спиридона Алексеевича Васильева с левой стороны был пристроен придел во имя Спиридона Тримифунтского. В 1907 году началось строительство нового храма необычайно больших для тех времен размеров. Новая церковь примыкала к старой со стороны алтаря», – рассказывает Тумаков.
В 1936 году храм был закрыт – в нем разместили Дом обороны и клуб водного транспорта, часть помещений была занята военной школой. Еще до войны обе церкви «обезглавили» и окружили бетонным забором.
В ближайшее время в храме будут проведены противоаварийные работы. Пока здание принадлежит СИЗО и находится на закрытой территории, реставраторы не могут приступить к ним. Однако уже готов проект по реставрации – его автором стал студент КГАСУ Егор Кузьмин. Свою работу он передал в дар Татарстанской митрополии.
Нет комментариев-